1062

Как Северная Корея пересмотрела роль СССР во Второй мировой войне


 

Как Северная Корея пересмотрела роль СССР во Второй мировой войне  Федор
Тертицкий


 
       
1945 год. Северная Корея. Жители освобожденных районов беседуют с советскими солдатами. Фотохроника ТАСС
Нынешнее российское руководство очень болезненно относится к теме Второй мировой войны и уже много лет не жалеет финансовых и пропагандистских ресурсов, чтобы наказывать тех, кто осмеливается критиковать Красную армию или даже просто рискует усомниться в правильности некоторых ее действий. За это достается и Восточной Европе, и странам СНГ, и внутренним российским критикам. Но почему-то российские власти никогда не обращали внимания на страну, которая вполне может претендовать на звание чемпиона мира по отрицанию роли советской армии во Второй мировой войне – на Северную Корею. 
 
Сама Северная Корея как государство появилась в результате советско-японской войны, после того как в августе 1945 года СССР объявил войну Японской империи и, по соглашению с союзниками, оккупировал северную часть Кореи, до этого бывшей японской колонией. 15 августа император Японии обратился к нации и заявил о капитуляции – этот день стал национальным праздником в обеих Кореях. Отношение к этому событию в Северной Корее на разных этапах истории было тоже достаточно разным, но оттуда уже очень давно исчезли последние тени благодарности советским войскам за освобождение от японцев. 
 
В течение буквально нескольких месяцев до начала холодной войны историография Северной Кореи признавала роль всех союзников в разгроме Японии. В своем обращении 1 января 1946 года свеженазначенный глава Северной Кореи Ким Ир Сен заявил: «Вторая мировая война завершилась великой победой демократических стран – Советского Союза, Соединенных Штатов, Китая и Великобритании». Это обращение – едва ли не единственная речь Ким Ир Сена, где он позитивно отзывался об Америке. Позднее оно было отредактировано, и вышеприведенный кусок стал звучать как «Вторая мировая война завершилась победой Советского Союза и других стран демократического лагеря».
 
Начиная с 1946 года северокорейская пресса ежегодно 15 августа публиковала статью, посвященную «освобождению Кореи великой Советской армией от японского империализма». Эти статьи выходили регулярно в течение десятилетия, хотя градус благодарности постепенно снижался: с начала 1960-х фраза про Советскую армию исчезла из заголовков, оставшись только в тексте статей. Чуть позже исчезла и бывшая поначалу практически обязательной фотография портретов Ким Ир Сена и текущего советского руководителя на фоне флагов обеих стран. 
 
Еще в 1966 году газета «Нодон синмун» уверяла, что «мы не забываем, что советский народ и его героические вооруженные силы уничтожили японский империализм и освободили наш народ». Но вскоре выяснилось, что память у «Нодон синмун» короткая – в статье, опубликованной 15 августа 1967 года, победа над японцами уже всецело приписывалась «корейским партизанским отрядам». Именно эта версия и стала официальной на долгие годы.
 
Что произошло? В промежутке между этими двумя датами был создан документ, имевший для Северной Кореи поистине историческое значение. Речь идет о так называемых «Указаниях от 25 мая» – речи, прочитанной Ким Ир Сеном 25 мая 1967 года. Текст речи никогда не публиковался в открытых источниках и не включен даже в стотомное «Полное собрание сочинений Ким Ир Сена». Как мне удалось установить, речь называлась «О необходимом направлении в партийной пропагандистской работе» и доступ к ней имели только члены партии. 
 
После появления этого документа в северокорейской политике произошел крутой поворот. Культ Ким Ир Сена, крайне слабый после 1956 года, вернулся на свое прежнее место и вскоре стал таким всепроникающим, каким мы его знаем. После публикации «Указаний от 25 мая» в образовательную систему Северной Кореи были введены такие увлекательные предметы, как «детские годы Любимого и Уважаемого Вождя Маршала Ким Ир Сена», окончательно создана печально знаменитая система сонбун, разделившая северокорейское общество на несколько наследственных групп, оформилась система разрешений на поездку, согласно которой без специальной бумажки северокореец не может поехать в соседний уезд. Кроме того, была произведена чистка библиотек от «нежелательной» литературы и началась борьба с иностранным культурным влиянием, включая советское – несколько лет, например, советские песни не исполнялись в Северной Корее вообще.
 
Наконец, в КНДР стали активно заниматься фальсификацией истории. Согласно новой версии северокорейской истории, роль Советской армии в разгроме японцев была минимальной. Основная же роль принадлежала «впервые появившемуся в истории Кореи легендарному герою – непобедимому Стальному Полководцу, Маршалу-Отцу, Великому Вождю, уважаемому товарищу Ким Ир Сену». Еще в детстве, стали утверждать северокорейские публикации, Ким Ир Сен вынашивал план по освобождению страны от подлых японских захватчиков, а его родители возглавляли национально-освободительное движение корейского народа. 
 
В 1920-е годы Вождь-Отец эмигрировал в Маньчжурию и через несколько лет создал там Корейскую народно-революционную армию, бившую японских оккупантов в Северо-Восточном Китае. После того как в мае 1945 года пала фашистская Германия, Великий Маршал понял, что пришло время, и создал план «окончательного наступления для освобождения Родины». Ниже приведены цитаты из «Краткой истории Трудовой партии Кореи» (издана в 1979 году), рассказывающие об этом событии (полный текст, увы, привести не позволяет размер статьи):
 
«9 августа Великий Вождь, уважаемый товарищ Ким Ир Сен отдал приказ отрядам Корейской народно-революционной армии начать окончательное наступление для освобождения Родины. Получив этот приказ, отряды Корейской народно-революционной армии начали наступление – в тесном сотрудничестве с вступившей в войну с Японией армией СССР. Отряды нашей армии немедленно перешли Туманган, и начали наступление в районах Кёнхын и Кёнвон (самый север Кореи, около советской границы – Ф.Т.), и освободили большую территорию. Несколько отрядов высадились в Унги, Рачжине и Чхончжине – и расширили зону боевых действий. 15 августа 1945 года японский империализм, менее чем через неделю после начала наступления КНРА для освобождения Родины, поспешил заявить о безоговорочной капитуляции».
 
«Повсюду бойцы Корейской народно-революционной армии и освобожденный народ радостно приветствовали друг друга. Люди громко кричали: «Да здравствует Полководец Ким Ир Сен!», «Да здравствует независимость Кореи!» и горячо приветствовали КНРА. Так пал японский империализм и корейский народ стал свободен от почти полувекового (35 лет – Ф.Т.) колониального правления. Любимый и уважаемый Вождь, уважаемый товарищ Ким Ир Сен, организовав и осуществив руководство героической пятнадцатилетней антияпонской борьбой корейского народа, вписал в анналы истории Родины свои вечно сияющие бессмертные заслуги и добился великой победы».
 
Разумеется, никакого отношения к реальности эти тексты не имели. Никакой «Корейской народно-революционной армии» никогда не существовало в природе, а боевые действия в Корее против японских войск вела армия СССР, и только она. Сам Ким Ир Сен был на тот момент капитаном Советской армии и всю советско-японскую войну провел в тылу в Советском Союзе. Более того, упомянутые выше десанты в Унги, Рачжин и Чхончжин реально имели место, но проводил их Советский тихоокеанский флот. Ким Ир Сен же просто приписал все три десанта себе.
 
Последнее изменение в пропаганде произошло после выхода в 1990-х годах мемуаров Ким Ир Сена «В водовороте века». К удивлению северокорейцев, Великий Вождь там впрямую признал, что некоторое время находился на территории СССР, так что исторические книги пришлось срочно переписывать. Впрочем, новая версия была не многим ближе к реальности. Ким Ир Сен писал, что после капитуляции Германии, но до начала войны с Японией он ездил в Москву, где его принимали на государственном уровне, и общался со значительной частью советской элиты. Во время встречи со Ждановым, «вспоминал» Ким Ир Сен, он высказался в том духе, что Советский Союз, конечно, может помочь бойцам КНРА разбить японцев, если хочет, но в целом советское вмешательство совершенно не обязательно, так как корейский народ сможет справиться с японцами и построить государство своими силами. Так и произошло: например, пишет Ким Ир Сен, «когда советские десантники высадились в Рачжине, город был уже освобожден». Нужно, ли говорить, что это – прямая фальсификация? В битве за порт Рачжин СССР потерял 7 человек убитыми.
 
Примерно в таком состоянии официальная северокорейская историография находится до сих пор. Победа над японцами описывается как героическая операция Вождя и его партизан, а об участии СССР в разгроме Японии говорится мимоходом, да и то далеко не всегда – есть масса северокорейских текстов о войне, где Советский Союз не упоминается вообще.
 
 
 
 
 
http://slon.ru/world/kak_severnaya_koreya_peresmotrela_rol_sssr_vo_vtoroy_mirovoy_voyne-1049286.xhtml

0