858

Бухарест-Кишинев: скандал в благородном семействе




Милые бранятся - только тешатся - это первое, что приходит на ум в связи со скандалом между Кишиневом и Бухарестом. Премьер Молдавии Лянкэ вдруг оскорбился так, словно впервые услышал о намерениях президента Румынии всерьез заняться объединением двух стран.
 
Траян Бэсеску, напомним, назвал это дело третьим фундаментальным проектом после вступления в ЕС и НАТО. Но сказал об этом недели две назад. Однако Лянкэ будто специально отложил возмущение под свой визит в Бухарест 23 декабря. Он обозвал заявление того, кому Кишинев прежде в рот смотрел, контрпродуктивным и создающим дополнительные проблемы.
 
Советник Бэсеску Юлиан Кифу за шефа ответил. Обвинил Лянкэ в бесхарактерности и вмешательстве в румынскую политику. Последнее похоже на правду. Но не на всю. Ведь по паспорту Лянкэ сам румын, а значит,  ничто румынское ему не чуждо. В том числе и президентские выборы, что состоятся в следующем году.
 
Бэсеску от дел отходит, но его партия остается. И она очень не хочет укрепления позиций премьера Понты. Именно ему и подыгрывает молдавский коллега, выгодно отличая позицию Понты от риторики Бэсеску. Неутомимый Траян откровенно перегибает палку. Но в том числе и потому, что официальный Кишинев всегда позволял ему это делать.
 
Это здесь у всех чиновников румынское гражданство. Это здесь в школах преподают "Историю румын", а государственным языком назван румынский. Это здесь Конституционный суд разрешил агитировать за объединение с Румынией, а президент Тимофти чуть ли не уговаривает Бухарест сделать это как можно быстрее. На фоне такой покорности пассаж о молдавском суверенитете от Лянкэ звучит как моветон.
 
Однако это отнюдь не приступ патриотизма. Судя по поведению Кишинева, умереть от любви к Родине ему не грозит. Тем паче после прививки к ЕС, полученной на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Кстати, это именно после него молдавские власти стали позволять себе панибратство по отношению к тому, кто, собственно, и вывел их в свет.
 
Бэсеску теперь ко всему прочему представляет для них личную опасность. Обещал после президентства посвятить себя объединению и поселиться в Молдавии. А здесь, наверное, тоже слышали, чем обычно заканчиваются "траянские" варианты для тех, кто дает им приют.
 
Вдруг он рассматривает Молдавию, как Цезарь - Грецию, в качестве ступеньки к триумфальному возвращению в свой "Рим"? А местные царьки совсем не для того окапывались во власти, чтобы отдавать ее за декларативные европейские прелести. Они-то точно знают им цену.
 
Так что гневная отповедь Лянкэ вполне могла быть адресована и молдавскому электорату. Здесь далеко не всех устраивает общий европейский дом в принципе. Тем более если в одной комнате с Румынией. Лянкэ в любом случае говорил о внутренних делах. Вопрос в том, какие из них - румынские или молдавские - он считает своими.


0