1922

А вы слышали про Руджину?


А слышали ли вы про «Руджину» — выдающееся произведение 
современного искусства Молдовы?
«РЖАвЧИНАХ» / «Rugina & Co.», уникальная общедоступная скульптурная экспозиция художников Н. Искимжи и В. Мошкова, внесла свой весомый вклад в обретение Молдовой репутации творчески внятного и развитого пространства современного искусства. Ныне она получила дополнительное измерение, став частью органично связанного с «Руджиной» проекта Н. Искимжи «XX век — Globline».

Что такое «Руджина»?
Эти странные железные конструкции у привыкшего к классическим художественным формам человека могут вызвать неоднозначные чувства и отношение.  Как и кубизм Пикассо или сюрреализм Дали.  Но человек широкой культуры понимает – как бы он не относился к «Гернике» или к «Предчувствию гражданской войны» , их ценность от этого не страдает. Они бесценны. Все, что мы можем сделать – это сохранить их для потомков. Я не сравниваю «Гернику»  с железными скульптурами «Руджины».  И даже не буду пытаться «на пальцах» объяснить их художественные достоинства. Я не искусствовед.  Я просто понимаю, что они уникальны и бесценны для кишиневского городского пространства –  не то что бедного  скульптурой, но практически в этом смысле пустого. Кроме монументальных памятников на конях и без, что у нас есть? Такого, что отличало бы нас от других городов, запоминалось, служило культурным ориентиром? Как Чижик-пыжик, Писающий мальчик, Русалка.  Хотя железные конструкции Николая Искимжи и Валерия Мошкова  по впечатлениям скорее сравнила бы с «Женщиной и птицами» - странной, столбообразной, как-то по-детски раскрашенной  скульптурой Маро в Барселоне.  Каждый видит в ней то, что видит. Как и в куче железного лома, собранного и организованного двумя кишиневскими художниками так, что она способна разбудить живую мысль и чувства.
Первая скульптура из ржавого металлолома появилась на Скулянке в середине 80-х, на волне перестройки.  Чуждая советской  эстетике и идеологии, она, по замыслу авторов, символизировала громоздкую, насквозь проржавевшую, практически застывшую советскую госсистему. В более широком  смысле  – саморазрушаемость, как элемент любой госмашины. «Время разбрасывать камни и время собирать» - библейская цитата стала названием еще одной  композиции из железа и множества  камней, то ли удобно устроившихся, то ли зажатых в «ажурных» железных ячейках.  О скульптурах – всё. Кому интересно –  http://www.rugina.org/ru  - здесь можно их увидеть.

Почему «Руджина» может исчезнуть?
Сегодня лишь часть скулянских скульптур находится в «выставочном» состоянии. Остальные – в разобранно-сложенном у забора. От территории, которую когда-то занимала «железная экспозиция», осталось менее четверти. Суверенная капэкономика, разбудившая частно-собственнические инстинкты,  давит её неуёмным желанием новых и старых соседей приватизировать (кстати, абсолютно незаконно) куски, кусочки, метры и сотки парковой земли, застолбив и огородив их малохудожественными заборами.  «Инстинкты» наших госчиновников – из того же пещерного ряда. На правах сильного местные власти вскрыли мастерскую Николая Искимжи, перед которой и разбит парк  «Руджина», выбросили нехитрый скарб и повесили большой амбарный замок.  Эта ситуация – в стадии судебного разбирательства. Кстати еще одно название экспозиции – «РЖАвЧИНАх».
Вопрос вот в чем: если мастерскую  отдадут новым хозяевам, в одну прекрасную ночь, или день, они просто вывезут  железные скульптуры в неизвестном направлении.  И Кишинев лишится уникального скульптурного комплекса под открытым небом, о котором знают многие иностранцы, бывшие в нашем городе, но, увы,  очень немногие кишиневцы.
Что мы можем?
Можем сказать – а на фиг нам все эти «железяки» вместе со всей нашей культурой и историей. Психология равнодушия и невежества тоже заразна. А можем, для начала, зайти на сайт, который инициативная группа  открыла буквально за ночь, и оставить свою подпись под письмом в защиту «Руджины».  Оно будет отправлено в высокие государственные и международные структуры, в частности, в ЮНЕСКО.  Первый шаг – получение парком культурного статуса. Дальше будет легче. В ближайших планах «группы поддержки» - элементарное сохранение «Руджины». В долгосрочных – сделать это место зоной неформального художествнного и духовного общения. 
 

enews.md
0