860

Михай Гимпу затягивает удавку на шее Молдовы.


Грубо ошибаются  люди, которые думают, что Михай Гимпу, как политик, сдан в архив, присыпан нафталином и что о нем можно забыть. Лидер Либеральной партии явно не «парень из пригородов», не тот «простачок», за которого себя выдает.  
Да, он периодически выбрасывает замысловатые «кренделя»: целуется с барышнями на качелях, «шейкует» на дискотеках, немного помешан на мемориальных камнях. Но не это главное. Вспомните, как он метеором вернулся в молдавскую политику, по-волчьи учуяв бесхозный электорат ХДНП и завладев им, пока другие только строили планы на этот счет.

А разве Михай Гимпу не стал первым лицом государства, потеснив Владимира Воронина? Разве не противостоял  Кремлю, отстаивая свою позицию и взгляд на историю второй мировой?

И вот сейчас, после того, как его предали товарищи по партии, он не опустил меча и головы, а, похоже, готовится нанести сокрушительный удар не только молдавским политикам, но и целой стране.

То, что он делает в последнее время, это ни больше ни меньше как попытка затянуть удавку на шее молдавского государства. Не исключено, что смысл его действий напоминает и «контрольный выстрел».

Давайте пойдем по порядку.

Конечно, любой водитель маршрутки сегодня подтвердит вам в разговоре, что власть в Молдове  захватили воры. Но кто станет слушать водителя маршрутки, или пассажира, или, скажем, политаналитика,  журналиста? Что с них взять?

Настоящую силу имеет свидетельство изнутри политического класса. Голос того, у кого на глазах вершат самые темные делишки те, кто присосался к власти. По существу, такое свидетельство ―  это приговор нынешнему правящему классу Молдовы. И Михай Гимпу сделал это.

Он заявил, что воровством занимается вся молдавская верхушка. Напомню, Гимпу сказал: «На самом деле, все, кто находится у власти, воруют. Покажите мне человека, который был на руководящих постах и является бедным, не имеет собственного бизнеса?!».

Итак, вся политическая колода Молдовы, не только «короли» и «тузы», но и «валеты» и даже «шестерки» ―  воры и мошенники. А значит, люди нечистоплотные. Вы можете проголосовать на предстоящих выборах за «пики», «червей», «бубен» или «трефовую» масть, но вы изберете во власть воров. Вот что вам сказал Михай Гимпу.

Безусловно, с одной стороны, у Гимпу был прагматичный расчет – расквитаться с Владом Филатом, которого он также открыто назвал «контрабандистом», человеком, стоящим за захватом государственной собственности. Причина всем известна: Филат разрушил его, Гимпу, партию (пока не окончательно) и угрожал «уничтожением».

И теперь пришло время Владу Филату держать ответный удар, таковы правила политической вендетты.

И вот уже бывший сотрудник молдавской таможни, Вячеслав Балакчи,  раскрывает преступные схемы, укоренившиеся в ведомстве, где стоят преданные лидеру ЛДПМ люди.

А портал deschide.md публикует письмо  высокопоставленного сотрудника МВД, в котором тот рассказывает, что ведомство занимается сбором компромата на государственных чиновников и политиков, и даже продало информацию об агентурной сети левобережным спецслужбам. Возглавляет ведомство, разумеется, «человек Филата».

Вы думаете, появление разоблачений  Михая Гимпу и других «источников» ―  это случайность? Подумайте хорошо! Вспомните, что предварительные «залпы» были сделаны еще летом вице-председателем Либеральной партии Дорином Киртоакэ.

Сегодня всем уже понятно, что даже без «бархатно-кофейной геволюции», о которой так долго говорили молдавские большевики, Молдову ожидает беспощадная война компроматов. Вы знаете, сколько материалов можно вынести на поверхность, когда танцуют, простите, воруют, все?

Безусловно, мы понимаем, что Либеральная партия желает отмыться от грязи, в которую превратился бывший АЕИ. Рухнувшая коалиция (а правительство Филата было отправлено в отставку из-за коррупции)  ―   это  «пугало» в электоральном огороде.

Для того чтобы Гимпу смог вновь заручиться поддержкой своего электората, ему нужно отмежеваться от бывших коллег по коалиции, и прежде всего от Владимира Филата. Иначе волна народного гнева вынесет его на политическую мель. За пределы парламента.
 
Но главный смысл действий Михая Гимпу даже не в этом. У него более масштабная задача – скомпрометировать весь правящий класс Молдовы. Показать его несостоятельность, ущербность, а значит, неспособность выполнять функцию управления государством.

Поскольку за время независимости Молдова не смогла вырастить собственную элиту, которая может обеспечить функционирование государства, то страна не имеет права на дальнейшее существование в таком виде. А контроль над территорией должен быть передан представителям элиты других стран (или их объединений). Разумеется, самым подходящим кандидатом тут может выступить только соседняя Румыния.

И кому недавно вручили орден королевского дома Румынии? Дорину Киртоакэ, преданному племяннику либерального вождя!

А что вы хотели? Воровать с утра до вечера и уничтожать собственный народ – это что, цивилизация XXI века? Нет, братцы!

Сразу после того, как Михай Гимпу разоблачил молдавскую «элиту», он взялся за Конституционный суд (КС) страны.

Почему за КС? Давайте смотреть на вещи трезво.

Парламент, который больше года не мог избрать президента, разве не вышел за рамки здравого смысла и не исчерпал себя? Ответим, положа руку на сердце – вышел и исчерпал.

Президент Молдовы, в случае, если его избрали вне рамок здравого смысла, похож на президента? Да, похож, но не более того.
Правительство, которое отправили в отставку за коррупцию, ― это что, власть ради людей или позорище? А то же самое правительство, но только без Влада Филата, ― это что, не издевательство над здравым смыслом и народом?

Вряд ли повернется язык сказать что-то хорошее о нынешнем правительстве после того, как «новый-старый» кабинет Юрие Лянкэ просто бесцеремонно «слил» государственный Banca de Economii, заключил странную сделку по Кишиневскому аэропорту. И ―  не спрашивая народ ―  «сдает страну в концессию» Брюсселю, на неопределенный срок под внешнее управление.

Скомпрометировала себя даже оппозиция, придя в парламент, который сама же назвала «нелегитимным».

Хотите вспомнить о молдавских судах и Генпрокуратуре? А об охоте в господарском лесу и убийстве Сорина Пачу, не хотите? А о недавней массовой драке с участием одного из кишиневских прокуроров, нет желания поговорить?

А о том, что за отставку генпрокурора в парламенте проголосовало больше, чем за назначение, не интересно поразмышлять?
Но пойдемте дальше! «Потеряла лицо» даже Митрополия Молдовы, которая поначалу решила отлучить от церковных таинств политиков, поддержавших закон о равенстве шансов, а потом, когда ей показали «дубину налогов», умолкла и стала тише воды и ниже травы.

Все это хорошо видит и знает молдавский народ, поэтому у институтов государства в соцопросах уровень доверия населения давно преодолел критическую отметку, став тотальным недоверием.

Где-то, в самом дальнем уголке сердца, у многих  оставалась надежда на Конституционный суд страны. Во многом эта надежда была необоснованной. Особенно после того, как Конституционный суд отменил указ президента о назначении Влада Филата кандидатом на пост премьера страны. Это было явным участием в политическом процессе, что для такого института недопустимо и превратило его, как выразился Дмитрий Дьяков, в «творческую организацию».

Ведь совершенно очевидно, что давать оценки деятельности физических лиц, объявлять их «коррупционерами», это компетенция не Конституционного суда, а обычного.

И все же Конституционный суд пока оставался последней в стране инстанцией, которая окончательно себя не скомпрометировала. Это доказывают многочисленные запросы, самого разного характера. От концессии Кишиневского аэропорта до восстановления в должности Виктора Парликова и Тудора Шойту, государственных чиновников.

Вот и Михай Гимпу с однопартийцами потребовал, чтобы Конституционный суд, в конце концов, объявил всем, что румынский является официальным языком в Молдове.
   
Как вы, я надеюсь, понимаете, этот ход был вовсе не случайным и с далеко идущими последствиями. Это не просто реакция конкурентов на действия Анны Гуцу, как  она пытается представить дело.

Мы помним, что несколько месяцев назад Конституционный суд принял к рассмотрению запрос депутата Анны Гуцу с  просьбой дать толкование статьи 13 Конституции — о названии государственного языка. Этот факт удивил очень многих. Почему?
Статья 13 Конституции Молдовы гласит: «(1) Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики».

Вам что-нибудь в этой формулировке не понятно? Мне, например, все понятно.  Анне Гуцу и коллегам не понятно.

Сегодня в Молдове вам любой ученик старших классов скажет, что молдавский и румынский – это фактически один и тот же язык.

Просто на левом берегу Прута употребляют такие слова, которые не используют в Румынии. И существует вековая традиция называть свой язык молдавским.

Школьнику это понятно, но Анна Гуцу одолеть эту истину не может. Депутату кто-то запрещает произносить синтагму «румынский язык»? Нет. Ее за это преследуют? Нет.

Теперь вопрос: почему семантическую проблему должен рассматривать государственный институт, специализирующийся не на научных, а на конституционных вопросах? Видят ли депутаты, подавшие запрос, разницу между семантической проблемой и юридической? Видимо, нет.

Как можно истолковать пункт 1 статьи 13? Сказать, что там указан молдавский язык, а на самом деле имеется в виду румынский?

Так сказать нельзя, потому что в Конституции четко указано:  «Государственным языком Республики Молдова является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики».

Вернемся к тому, что нас заинтересовало: зачем Конституционный суд принял данный запрос к рассмотрению? На встрече с журналистами Вадим Мишин, депутат парламента и правовед, отметил, что Конституционный суд не должен был принимать к рассмотрению данный вопрос. Пункт 1 статьи 13 не может быть истолкован или понят двояко или как-то интерпретирован. В общем-то, не нужно научных степеней, чтобы понять, что это именно так.

Но поскольку Конституционный суд принял запрос в работу, мы можем сделать вывод, что эти действия могут быть частью некоего плана. Всем известно, что большинство членов Конституционного суда Молдовы являются гражданами Румынии. И гражданская принадлежность ―  это не  пустая формальность, потому что в конце июня член КС Молдовы Тудор Панцыру стал основным претендентом на должность официального представителя Румынии в ЕСПЧ.

Подавая запрос, Анна Гуцу очень рассчитывала на давно сформировавшийся у судей «румынский менталитет».

Но, как вы помните, 12 сентября Конституционный суд отложил рассмотрение вопроса. Многие гадали: почему?

Не потому ли, что, когда все узнали о захвате Banca de Economii и Кишиневского аэропорта, ситуация в обществе резко обострилась? Подбросить в это время еще проблемку «румынского языка» означало подлить масло в огонь общественного негодования. И из-за кулис Конституционному суду был дан сигнал – приостановить процесс.

Согласитесь, вполне разумное решение. Зачем еще больше будоражить общество, когда и без того страсти вновь накалились?

И вот тут появляется Михай Гимпу. Он идет наперекор обстоятельствам и требует, чтобы Конституционный суд устранил противоречие между румынским и молдавским языком. Гимпу сказал следующее: «Начиная с парламента созыва 1994 года все правления пренебрегали  Декларацией о независимости, а коммунисты ее сожгли. Пришло время поставить точку в этом беззаконии. Нельзя говорить о нашей стране, пренебрегая Декларацией о независимости.

Не может быть принята Конституция или закон в обход Декларации. Это значит, что мы не признаем это государство»
.
Понятно, что, с одной стороны, в Конституционный суд Гимпу погнал страх из-за возможного прихода в будущем к власти  коммунистов. Ведь тогда о румынском языке придется забыть.

А с другой, в действиях либерала прослеживается явный расчет. Пока в суде заседают 5 граждан Румынии, грех не воспользоваться ситуацией и не спровоцировать кризис и этого государственного института.

Михай Гимпу как юрист хорошо понимает, что изменить Конституцию страны может только парламент или референдум. Вовлечь в дело Конституционный суд ―  значит организовать провокацию.

Болезненный языковой вопрос может вызвать в обществе новый раздрай, шум, скандалы и разброд умов. Страна может вернуться к временам Гагаузской республики, Молдовы как «второго румынского государства» и жесткого противостояния с Приднестровьем. Старый джинн будет вновь выпущен из бутылки.

Похоже, именно такую удавку с двумя узлами (удары по молдавской элите и Конституционному суду) хочет затянуть на шее Молдовы самый непростой из молдавских «политических простачков».

И все же, у недоверчивого читателя может возникнуть вопрос: действительно ли Михай Гимпу поступает согласно логике, описанной здесь?
 
На самом деле его действия вписываются в общую логику поведения молдавской элиты, которая последовательно уничтожает государственные институты и рубит тот самый сук, на котором сидит, а именно ―  изводит население  страны.

Молдова вступает в новый период политический турбулентности. Оппозиционные силы ―  Либеральная партия и ПКРМ ―  будут поддавать жару. Но на то и щука, чтобы карась не дремал.

Следите за новостями. Похоже, республику ожидает настоящее политическое цунами.



Сергей Ткач, теледокументалист
0