779

Краткие размышления об экономике ПМР на исходе лета 13-го

В СМИ ПМР было сказано, что работа расположенного в Рыбнице Молдавского металлургического завода возобновлена. Есть сведения, что потихоньку работает Рыбницкий цементный. Краха удалось избежать и Молдавской ГРЭС, расположенной в приграничном с Украиной городе Днестровске.
    Однако, беспокойство за судьбу приднестровской экономики лишь усиливается. Причина этого кроется в авантюрных, на мой взгляд, шагах группировки, пришедшей к власти в ПМР в 2011 году. Президент ПМР Евгений Шевчук и Правительство во главе с Премьер-министром Петром Степановым несут ответственность за падение производства, удушение налоговым прессом и проверками малого бизнеса, бездарное расходование валютных резервов и т.д. Полностью провальной являлась кадровая политика Е.Шевчука, приведшая к назначению на экономический блок чиновников, не имевших опыта работы в сфере производства – Премьера Петра Степанова, вице-премьера по экономике Майи Парнас.
   Но самый большой удар был нанесён руководством ПМР повышением тарифов на газ для предприятий и организаций на 68%. По этому поводу приходится выслушивать вопросы типа: это глупость или вражеская диверсия, совершённая по указке Молдовы, ЕС и США, чтобы сдать разрушенную и обессилевшую республику Кишинёву? После взлётов тарифов значительная часть предприятий просто рухнула. Среди них как раз были ММЗ, РЦК и Молдавская ГРЭС. Последняя вынужденно перешла с газа на уголь. Это, в свою очередь, вызвало документ Правительства – Постановление о том, что использование угля для работы предприятия не может превышать 50%. Разумеется, целью этого Постановления было административно заставить юридические лица покупать и оплачивать газ по новым, грабительским тарифам.
    Как выяснилось дальше, рост газовых тарифов представлял часть плана по фактическому вымогательству приднестровскими властями акций попавших под раздачу предприятий. Вслед за этим началась демагогия в государственных СМИ ПМР. Её суть: Правительство Приднестровья заботится о заводах и фабриках и предпринимает все усилия по снижению для них тарифов на газ. Странное объяснение. Коль скоро ищутся пути по снижению тарифов на газ, то зачем было их так вздувать? Это то же самое, что поджечь дом, а потом его тушить.
   Теперь сообщается, что с крупными предприятиями подписываются соглашения, но содержание этих документов засекречено. Почему так? Какие условия там имеются, которые сокрыты от взора простых смертных?
   Я считаю, что нельзя исключать проникновение в высшие эшелоны власти ПМР агентов влияния Молдовы и Запада, которые сознательно разрушают не только экономику Приднестровья, но и бьют по бизнесу России и Украины, чтобы заставить предпринимателей этих дружественных республике стран уйти отсюда. Как иначе объяснить тот факт, что подъём газовых тарифов ударил со всего размаха по русским и украинским бизнесменам, работающим в сфере металлургии и энергетики? С точки зрения здравого смысла, это абсурд! Наоборот, для предпринимателей извне, вкладывающих деньги в экономику непризнанного государства, необходимо создавать максимально льготные условия.
   Если исходить из того, что налицо вымогательство акций предприятий, часть из которых принадлежит русскому и украинскому бизнесу, то можно спросить: для чего это делается? Ответ прост – полным ходом идёт передел собственности.
    Во-первых, правящая команда  желает иметь возможность отобрать тот или иной завод у прежних хозяев и контролировать его самим – то ли через госсобственность, то ли через кого-то из «своих».
    Во-вторых, даже ценой гибели экономики ПМР наши власти вполне могут попытаться исключить финансирования промышленниками и предпринимателями любой оппозиции. Кто контролирует финансовые потоки, тот и имеет власть.
    В-третьих, власти скрывают сведения о состоянии газового счёта и Стабилизационного Фонда ПМР. Есть сведения, что денег там или нет, или их очень мало. Куда шли деньги? Кого ими «кормили»? Возможно, за счёт предприятий хотят получить средства, чтобы заткнуть дыры на счетах, откуда финансы почему-то куда-то ушли.
   В целом, курс Е.Шевчука и П.Степанова нанёс огромный ущерб экономическому и социальному развитию ПМР. Сейчас Премьер-министром республики является Татьяна Туранская, и я думаю, что ей надо дать время поработать, а уж затем делать выводы. В противном случае, легко впасть в очернительство.
    Общеизвестные цифры подтверждают наши выводы. За первое полугодие 2013 года, объём выпущенной продукции составил 1,696 млрд. рублей – это 71,5% к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах). Электроэнергетика снизила выпуск продукции на 34,6% по сравнению с январём – июнем 2012 года. В 1 квартале 2013 года на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. уменьшился и внешнеторговый оборот Приднестровья, составив 500,4 млн. долларов; экспорт (119,7 млн. долл.) почти в три раза меньше, чем импорт (380,7 млн. долл.). Сколько времени, и в каких объёмах будет работать ММЗ – неясно. Бездарная политика Правительства наложилась на плохое положение металлургии по всему миру.
   В этой ситуации Россия продолжает снабжать ПМР, по сути, бесплатным газом, не требуя его оплаты. Это – истинно союзнические отношения, и мне непонятно, чем руководствовался Евгений Шевчук, делая в 2012 году официальное заявление о признании долга за газ со стороны ПМР.
   Это признание тоже было фактическим ударом по России, потому что Россия «вешала» этот долг на Молдову, чтобы иметь возможность влиять на политику Кишинёва. Сколько бы непризнанное Приднестровье с дислокацией у себя российских войск не потребляло голубого топлива, платить за это было предназначено признанной Молдове. А Е.Шевчук дал козыри в руки кишинёвских лидеров, которые теперь говорят: «Сам приднестровский президент, в отличие от Москвы, этот долг признаёт за своими «владениями». Ему этот долг и возвращать!».
    Мне кажется, в ПМР пришло время кардинально изменить социально-экономическую политику.
     Что делать?
     Первое. Решением ВС ПМР вернуть тарифы на газ к росту на 17%, отменив волюнтаристическое решение об их взлёте на 68%.
     Второе. Срочно разработать и внедрить максимально свободные условия для работы малого бизнеса. Убрать режим постоянных проверок.
     Третье. Надо восстановить отменённые льготы для малоимущих категорий населения республики.
     Четвёртое. Воспретить приватизацию «Тираспольтрансгаза», который недавно был исключён властями ПМР из списка предприятий, не подлежащих приватизации. В противном случае, это будет выглядеть так, что газовые тарифы были вздуты на 68% для того, чтобы будущий владелец «Тираспольтрансгаза» открыто грабил умирающую приднестровскую экономику и наживался на этом.
    Кстати, интересный факт: на пост руководителя «Тираспольтрансгаза» вернулся господин Степанов – инициатор 68%-го роста газового тарифа. Есть повод задуматься, не так ли?...
Источник
0