805

Константин Старыш: Hациональное самосознание и самобытную молдавскую культуру удалось сохранить, именно благодаря пребыванию в е

  http://resurs.md/images/igallery/resized/301-400/IMG_7652-393-800-600-100-rd-255-255-255.JPG


 
 
 
Журналист и депутат Парламента Константин Старыш также выступил с речью, поставив акцент на том, что "все мы родом с евразийского пространства. У нас есть общий язык - русский! Евразийская мечта впечатана в каждом из нас! Демократические ценности не смогли ужиться в Молдове. Источником модернизации Молдовы является Евразийский Союз. Проевропейская власть несет нам территориальный раскол и политический беспредел. Европейский союз является источником нелигитимности нашего государства".  
 
 
 
 
 
Текст выступления депутата ПКРМ, Константина Старыша, на пресс-конференции, посвященной перспективам евразийской интеграции Молдовы.
 
 
В пользу участия Молдовы в Таможенном союзе с перспективой вступления в Евразийский союз существуют убедительные аргументы прагматического свойства, аргументы из области экономики. Молдове просто-напросто экономически выгодно находиться в Таможенном Союзе. Здесь убедительны даже парадоксы.
 
 
 
При всем при том, что действующая власть отказалась от политики интеграционной открытости, доставшейся от предшественников, что эта власть держит безоговорочный курс на Евросоюз, на заключение соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, зачастую противопоставляя «варварское» в кавычках постсоветское экономическое пространство с цивилизованным европейским, экспорт молдавских товаров в последние два-три года именно в страны СНГ постоянно растет, а в страны Евросоюза — постоянно снижается. И это без учета трудовых ресурсов, по которым статистика еще убедительнее.
 
 
 
 
Молдова получает из России и стран СНГ миллиард двести долларов в год и всего лишь 500 миллионов из стран ЕС. Иными словами, и молдавский бизнес, и граждане Молдовы все последние годы вели себя вопреки позиции и курсу властей и добивались успеха вопреки их дипломатическим усилиям. С этой точки зрения Тимофти прав: заговор, безусловно, существует, но в нем принимает участие почти все взрослое, экономически активное население Республики Молдова.
 
 
 
Итак, прагматические аргументы в пользу активного включения Молдовы в интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, чрезвычайно понятны, прозрачны и убедительны. Но мне больше по душе аргументы не столько даже политические, сколько - эмоциональные. Все мы родом с этого необъятного Евразийского пространства. Здесь нам все известно, все понятно, здесь мы свои. Мы веками участвовали в этом удивительном замесе кровей, посильно способствуя этногенезу друг друга. Делали это по любви, даря отвоеванному в 45-м нашими общими усилиями и жертвами миру красивых и талантливых людей без признаков европеизации, то есть — вырождения на лицах. На этом пространстве, где кровное родство уступает по значимости и силе только дружбе, у нас есть мощное преимущество: один на всех язык, на котором нам всегда удавалось договариваться. И когда говорят: Западу удалось сочинить европейскую мечту, а евразийская мечта отсутствует на свободном рынке привлекательных идей, так и хочется сказать: евразийская мечта воплощена, отпечатана в каждом из нас. Евразийскую мечту не нужно принимать, ее нужно всего лишь вспомнить.
 
 
 
Большое видится на расстоянии. Мы, кажется, уже все попробовали за эти годы, со всем поэкспериментировали. Результаты, увы, ожиданий не оправдали. Никто ведь не скажет, что европейские ценности — плохи, что модель, по которой до поры до времени развивался Европейский Союз — дурна. К европейскому опыту постоянно апеллируют и архитекторы Евразийского Союза. Вплоть до технических деталей: в Евразийской комиссии, как и в Европейской решения принимаются консенсусом. Права человека, демократия, высокие социальные стандарты — кто ж от такого откажется? Но то, чем обернулись эти ценности и стандарты в Молдове за последние три с лишним года, похоже, навсегда превращает пресловутую проевропейскую «повестя сукчесулуй» в страшную сказку. Простейшим методом арифметического вычитания получаем следующий результат: традиционным и безальтернативным источником модернизации для Молдовы является Евразийское сообщество. Которое, наконец-то, начинает оформляться во внятный, привлекательный надгосударственный проект.
 
 
 
 
 
Этот источник безальтернативен, ибо все, что несет сегодня стране проевропейская власть и осуществляемая ею европейская интеграция — это территориальный раскол и политический беспредел. Санкционированный Брюсселем распил страны по Днестру лишает Молдову одного из немногих якорей, которые удерживают страну от дрейфа к статусу румынской провинции. Именно Европейский Союз сегодня является единственным источником легитимности для коррумпированной, бандитской, аморальной, заставившей нас говорить о феномене захваченного государства. Такова, как вдруг выяснилось, наша альтернативная европейская история. Молдова сегодня, как, пожалуй, никогда нуждается в объединительной идее. И это может быть только евразийская идея. Невозможно создать предпосылок для реинтеграции страны, официально отказываясь от Приднестровья, которое априори ориентировано на евразийскую интеграцию. Идея евроинтеграции по кипрской модели, одной частью территории по сути легитимизирует раскол Молдовы самим Кишиневом. При этом никому и в голову не приходит изучить, желательно вместе с представителями Тирасполя, возможности участия в евразийском проекте. Ведь семья — это когда смотрят не друг на друга, вот как сейчас — чуть ли не в прорезь прицелов, а в одном направлении. На евразийскую интеграцию настроены целые регионы страны. Как быть с ними? По самым недружественным опросам, сторонников евразийской интеграции сегодня на 15-20 процентов больше, чем сторонников интеграции европейской. Но тут важно понимать, что далеко не все сторонники европейской интеграции являются противниками интеграции евразийской. Компромиссная ментальность жителей Молдовы не очень-то приемлет столь жестких противопоставлений. Кстати, социологи фиксируют и этот, лишь на первый взгляд парадокс. И, пожалуй, за всю историю независимости Молдовы, впервые мнение граждан столь драматично расходится с мнением правящего класса. И это противоречие будет лишь нарастать.
 
 
 
 
Для того, чтобы сделать свой хоть и сложный, безальтернативный евразийский выбор достаточно вспомнить, что именно на этом пространстве всегда уважали национальную идентичность титульного населения Молдовы, никогда не ставили ее под сомнение. Достаточно взглянуть на запрутских молдаван, чтобы убедиться, что и национальное самосознание и самобытную молдавскую культуру удалось сохранить, именно благодаря пребыванию в едином евразийском пространстве. 
 
 
 
У спецназовцев есть поговорка: если сомнения есть, значит, сомнений нет. В нашем случае все проще: сомнений нет и быть не может.



 

0