968

Скулёж «еврошавки», или Пару слов про «дедушку по вызову»

Что ж, ставки сделаны. Владимир Воронин и ПКРМ начали визгливую кампанию с использованием стандартных «страшилок» по запугиванию и мобилизации тех, кого намерены в очередной раз использовать в качестве послушного политического стада.

Недавно с легкой руки одного моего старого и  далеко небесталанного знакомого в местной прессе появился термин – «еврошавки». Более того,  я и себя узнал в этом качестве! Что ж, «румынским националистом», «румыноидом», «фашистом», «русофобом», «нациком» и пр. я уже побывал. Собак я люблю со времен моего босоногого детства. Булгакова тоже. Но не считаю, что он был прав в своем «Собачьем сердце», увязав собачье происхождение Шарикова с его чисто коммунистическим поведением. Собаки на это неспособны!  Тем не менее напишу и я чего-нибудь, упоминая братьев наших меньших и, по возможности, избегая набивших оскомину фамилий. 

Что же происходит в молдавском политическом болотце – уж очень оно мелкое и мутное, однако говорят, в нем водятся даже политические акулы! Мелкие, правда, размером с тюльку. Но агрессивные, заразы! Ужас, просто. Да,  и алчные впридачу. Непонятно, как в них столько влезает?! 

Из болотца какое-то кваканье доносится. Разноголосица и какофония - дикие! Но если прислушаться,  можно уловить два  основных призыва. Кто-то кричит: «За Европу!»; кто-то – «За Азиопу!». Хотя, нет, говорят по-русски правильнее будет: «За Евразию!». 

Молдавская политика  ― не для брезгливых. Но если взять лупу (оптическую, с маленькой буквы) и зажать нос, то при ближайшем рассмотрении выясняется, что далеко не все головастики вовлечены в этот процесс.  Кто-то просто выживает, кто-то  ― подворовывает, кто-то кормится объедками со стола  местечковых акул – рыбы-прилипалы называются. Тем не менее страсти кипят, копья ломаются. Вот-вот до мордобоя дойдем. Благо, с мордами проблем нет, вот  лиц значительно меньше. 

С теми, кто кричит: «За Европу»,  все более-менее понятно. С момента провозглашения независимости прошло уже пару десятилетий, а гордиться особо нечем. Поэтому избежим мазохистско-миоритических стенаний на предмет того, как у нас все плохо. Равно как нет наших заслуг в том, что в 2007 году наша соседка Румыния вошла в состав ЕС, а мы стали его неблагополучной соседкой. А в 2009 году, ровно через месяц после нашей нелепой апрельской «революции», в Праге был запущен проект Восточного партнерства, рассчитанный  и на Республику Молдова. 

С тех пор прошло четыре года. И при всех фортелях молдавских властей забрезжила перспектива парафирования в ноябре этого года, а затем и подписания в не слишком отдаленном будущем  Соглашения об ассоциации ЕС – Республика Молдова. 

В связи с этим можно сделать несколько уточнений. Во-первых, ЕС никому себя силком не навязывает. Пример – Белоруссия. Но раз уж мы тут сами начали кричать, что нам вдруг захотелось в Европу («позднее зажигание» называется), на нас обратили внимание. Более того, нам объяснили, каковы правила игры и как мы должны себя вести, чтобы нас восприняли в качестве серьезного партнера. 

Конечно же, никто и не мыслит обещать нам полноправное членство в ЕС. Об этом можно будет говорить только в случае, если Республика Молдова (когда-нибудь!) получит официальный статус страны-кандидата. Главное, что  ЕС, прекрасно осознавая, как у нас обстоят дела,  готов помочь нам в консолидации нашей государственности.  Более того, ЕС давненько уже определился с тем, в каком направлении должны двигаться страны, заявившие о своих «проевропейских устремлениях». Критерии вступления стран в Европейский союз были установлены  еще в 1993 году на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в 1995 году на заседании Европейского совета в Мадриде. 

Чтобы стать членом ЕС, государство должно отвечать трем условиям: 

― Политический критерий: институциональная стабильность как гарант демократического и правового государственного устройства, защиты прав человека, а также уважения и защиты прав меньшинств. 

―  Экономический критерий: работоспособная рыночная экономика и способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в рамках Союза. 

 ―  Принятие правил (Acquis) сообщества: способность взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства и демонстрировать приверженность целям политического, экономического и валютного союза (принятие acquis communautaire, или правовых актов сообщества). 

Тот факт, что многие из наших сограждан ничего не знают об этих критериях, говорит лишь о нашем глухом провинциализме и умственной ленности. В то же время, кто из здравомыслящих граждан Молдовы, независимо от политических и прочих ориентаций,  может возражать против того, чтобы его страна, не будучи в составе ЕС,  соответствовала первым двум – политическому и экономическому критериям? Кто против того, чтобы дороги были дорогами, а суды  ―  судами? Кто против того, чтобы власть перестала быть единственным прибыльным бизнесом в Молдове? Кто против того, чтобы граждане Молдовы перестали воспринимать свою же страну, как тюрьму и не гонялись бы за гражданством той же Румынии? Лично я считаю, что только в партнерстве с ЕС молдавское государство имеет шанс состояться. Все остальное мы уже перепробовали - и СНГ, и зону свободной торговли и пр. Результат – налицо. 

Перейдем к противникам Соглашения об ассоциации с ЕС. Дабы оправдать свой имидж «русофоба», начну с России. Да, я считаю, что так называемый приднестровский конфликт  ―  это конфликт между проектом построения молдавской государственности и амбициями России. И что Приднестровье нужно России только в качестве инструмента контроля над Республикой Молдова. Россия проводит политику ползучей аннексии этой части молдавского государства. Для активизации этого процесса 21 марта 2012 года «смотрящим» был назначен гауляйтер Дмитрий Рогозин. Россия взяла на полное содержание этот обанкротившийся, погрязший во внутренней грызне ксенофобский режим. И поэтому она последовательно стремится к тому, чтобы иметь возможность объявить, что «в ПМР живут преимущественно граждане России», и что «ни один сценарий решения конфликта не может игнорировать этот очевидный факт». Поэтому в Тирасполе во вполне стационарном здании действует выездной консульский пункт, где клепают граждан России, плюя и на дипломатические конвенции, и на Республику Молдова. 

Но в ситуации, когда те же молдаване (в смысле гражданства) кричат о том, что желают ездить по входящим в Шенгенскую зону странам без визы, ЕС поставило условие – начните контролировать перемещение граждан других стран по своей же территории, что относится и к жителям Приднестровья, не обладающим молдавским гражданством. Тем самым дав нам понять, что проходной двор и государство – это «две большие разницы», как говорят в Одессе. 

Вот тут-то и полыхнули страсти! Для начала в Тирасполе, а затем в  парламенте Молдовы и во время организованного ПКРМ «единого политдня» 6 июля. 

«Эти посты означают проведение границы по Днестру, разделение нашей страны, нарушение Конституции и попытку спровоцировать вооружённый конфликт», ― храбро заявил некий советник-коммунист в Унгенском районе. 

Дальше – больше:  «Молдова фактически захвачена и находится в состоянии холодной войны с Румынией, которая в очередной раз хочет выступить в роли захватчика и ликвидатора молдавской государственности. Мы все должны встать на защиту страны»,  ―  заявил другой общественник. 

Сам Владимир Воронин задал тон этой кампании: «Уже нет никаких сомнений в том, что перед правительством Лянкэ стоит одна-единственная задача  ― задача скорейшей дискредитации молдавской независимости и территориального раздела Молдовы… Ведь если Молдова устанавливает пограничный и таможенный режим с Тирасполем, то это означает ни много ни мало, что она сама признает приднестровскую независимость. Такого очевидного предательства молдавское общество не видело никогда!» 

Бедная молдавская государственность. Что было бы с ней, не будь ПКРМ и Владимира Воронина? Одно  известно точно, без Воронина и ПКРМ танки НАТО еще в 2001 году уже стояли бы под Брянском! И, конечно же, какие могут быть сомнения у настоящего коммуниста?! Но ударенный по голове приднестровским шлагбаумом (13 мая 2001 года, для тех, кто забыл), Владимир Воронин никак не хочет видеть ни того, как грубо и односторонне попирается Соглашение от 21 июля 1992 года, обязывающее «незамедлительно обеспечить свободное перемещение людей, товаров и услуг», ни того, что тираспольский режим давно установил и границу, и пограничный контроль, и регистрацию и, заодно, сам решает,  кого пускать на подконтрольную территорию, а кого ―  нет. 

Далее Воронин забирает еще круче: «Это правительство, которому нельзя дать ни единой возможности до конца исполнить свой преступный мандат». 

Вот тут пора остановиться с цитированием и перейти к сути молдавского политического спектакля. ЕС уже давно стал активным игроком в приднестровской проблеме. Еще 27 февраля 2003 года, заодно с США, в сугубо одностороннем порядке  был введен запрет на перемещение для группы лиц из тираспольской администрации. И только благодаря ЕС, начиная с 3 марта 2006 года, начала функционировать миссия ЕС по поддержке на границе. 

В те времена Владимир Воронин был проевропейским коммунистом и являлся соучастником этой «варварской экономической блокады», которая, по уверениям российского МИДа, неизбежно должна была завершиться «гуманитарной катастрофой». Обошлось без катастрофы. Более того, все экономические агенты из Приднестровья послушно зарегистрировались в Кишиневе, стали получать необходимые для экспорта сертификаты и таможенные документы без того, чтобы платить налоги в бюджет Республики Молдова. После чего многие из них, пользуясь режимом преференций со стороны ЕС, успешно вышли на европейский рынок. 

Сегодня Россия понимает, что перспектива вхождения Республики Молдова в единое экономическое пространство ЕС  привлекательна для приднестровского бизнеса. И что введение контрольных постов вдоль Днестра, совмещенное с либерализацией визового режима для граждан Молдовы, сильно обесценит российское гражданство в ПМР. Поэтому очевидно, что если Соглашение об ассоциации Молдова-ЕС будет парафировано, а затем и подписано, если его положения начнут внедряться, то приднестровский проект в целом  ―  и сам по себе, и в качестве рычага контроля над Молдовой ―  начнет необратимо разваливаться. 

Что-то надо делать! Надо сорвать для Молдовы Вильнюсский саммит ЕС! Но  не получилось с роспуском парламента, досрочными выборами и возвратом ПКРМ во власть в аккурат перед Вильнюсским саммитом ЕС. 30  мая в 11 часов вечера парламент утвердил новое правительство. А уже утром следующего дня, 31 мая, Владимир Воронин в Посольстве России докладывал о своем (очередном) провале. 

Не сработала провокация и с государственной границей, исполненная послушным Шевчуком. Это не Южная Осетия все-таки. Да и Украина не та страна, чтобы устраивать ей такие сюрпризы.  Жалко и неубедительно выглядела затея с референдумом в Комрате. И тут великая (путинская) Русь попала в незавиднейшую ситуацию:  Владимир Воронин, который в ноябре 2003 года «кинул» САМОГО(!) ВВП,  оказался тем последним «козырем в рукаве», без которого «все пропало!» 

Ставки сделаны. Владимир Воронин и ПКРМ начали визгливую кампанию с использованием стандартных «страшилок»  по запугиванию и мобилизации тех, кого намерены в очередной раз  использовать в качестве послушного политического стада. Как же, «румыны идут!». Воронин надувает щеки, «жонглирует» военной терминологией и грозит «бархатной революцией». 

Примечательно (но не ново), что и Владимир Воронин, и «евразийские шавки» из приднестровской псарни  завыли в унисон – дирижер-то один и тот же! Задача ведь общая – сорвать сближение Молдовы с ЕС, уничтожить шанс на то, чтобы молдавское государство состоялось! В противном случае, Россия теряет контроль над Молдовой, а Владимир Воронин – последний шанс вернуться во власть.  Но, кажется, что Владимир Воронин в очередной раз «кинет» великую и неразборчивую Русь. И не только потому, что он циничный «кидала» по своей  совковой сути – просто время таких проходит. 

Конечно, перед Саммитом ЕС, который должен состояться 28-29 ноября в Вильнюсе, в Молдове будет устроен Non Stop «еврокарнавал», зачастят «евроэмиссары». Да, они будут тем самым «метить» территорию Молдовы, а «еврошавки», типа меня, будут восторженно поскуливать, умильно виляя хвостами. Только пока что помолчим про остальных наших «героев» из проевропейской коалиции. По принципу: «Я не злопамятный! Я - злой, и память у меня хорошая!» 

Уж не знаю, чем будет заниматься в это время Дмитрий Рогозин. Одно дело с Ниной Штански в фейсбуке любезничать, или  на площади Великого Национального Собрания на костях жертв Второй мировой войны проводить избирательную кампанию своему  евразийскому «барбосу». И совсем другое дело – держать ответ перед «хозяином» за грохнувшуюся в прямом эфире ракету «Протон» со спутниками «ГЛОНАСС»! Тут одним валидолом не обойдешься! 

Что до большинства молдавских политиков, и Владимира Воронина в частности, то говорят, проституткам не свойственно чувство стыда. Работа есть работа. Бизнес есть бизнес. 

В далекие 90-е годы во время одной из поездок по Унгенскому району до меня донеслись непроверенные слухи, что в еще более далекие совковые времена якобы был какой-то председатель райисполкома по имени Владимир Воронин. Так он не только посылал бульдозеры разрушать церкви (в Дэнуцень, в частности), но и регулярно брал  пухлые конверты с наличкой, которые председатели колхозов оставляли для него в приемной.  Если это тот самый Владимир Воронин, который сегодня грозится устроить «бархатную революцию» перед Вильнюсским саммитом ЕС, то путь от  разрушителя церквей и получателя конвертов во времена Иван Ивановича Бодюла и до «дедушки по вызову» на излете политической жизни вполне логичен. 

Нантой Оазу, политический аналитик 

Pan.md
0