Радио Голос России: Партия коммунистов Республики Молдова объявила подготовку к "бархатной революции"
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
В Молдавии революция, о которой так долго говорили "большевики", свершится. Хотя и об этом они тоже только говорили. Но сейчас угроза уже не на словах, а в кличе. Коммунистическая партия Молдавии (ПКРМ) объявляет всеобщую и решительную мобилизацию.
"Мы больше не пугаем режим "бархатной революцией". Мы приступаем к ее реализации", - заявил лидер ПКРМ Владимир Воронин. Он призвал своих соратников "готовить общенациональный отпор государственной измене" и "формировать списки тех, кто в нужный день и час прибудет в Кишинев".
"Уже сейчас каждая районная первичка должна набирать активистов, способных участвовать в акциях неповиновения, в акциях протеста, способных не поддаваться на провокации и хладнокровно воспользоваться своим правом на последний народный ультиматум", - заявил экс-президент.
Если бы не заезженность, пожалуй, самой популярной в последнее время цитаты Владимира Ленина о том, что верхи не могут, а низы не хотят, и применительно к Молдавии стоило бы сказать о классической революционной ситуации.
Причем даже имя вождя мирового пролетариата в этом случае употреблялось бы не всуе, а как раз кстати. Кому как не коммунистам брать на вооружение учение своего гуру. Другое дело, что с этой революционной ситуацией они носятся уже несколько лет. Но альянс и ныне там. А самой рейтинговой партии только и остается, что оппозиционное сотрясание воздуха.
Себе в актив они могли бы занести две кадровые спецоперации. С их помощь в начале демократы сместили с поста премьера Влада Филата, а затем либерал-демократы проделали то же самое с теперь уже экс-спикером Марианом Лупу.
Однако расчет коммунистов на то, что скандал между партнерами по правящей коалиции приведет к досрочным выборам, не оправдался. Страх поражения в избирательной кампании и беспрецедентное давление Брюсселя заставили заклятых союзников по власти примириться.
В итоге ПКРМ снова оказалась не у дел. Заявление Владимира Воронина свидетельствует о том, что партия отошла от последних политических неудач и снова рвется в бой. Лето, быть может, не самое перспективное время для лозунгов и призывов. Но коммунисты планируют довести общество до революционной кондиции, как завещал великий Ленин, к октябрю. "Это наше время", - недвусмысленно напомнил историю Владимир Воронин.
Кажется, что в коммунистическом контексте "бархатный" не очень-то сочетается с октябрем. Все-таки в их трактовке его принято считать красным. Хотя Владимир Воронин обещает цивилизованные методы воздействия на власть. Но в уме, наверное, держит Египет. Возможно, именно его пример вдохновил ПКРМ на решительность. Ведь в их понимании Мурси, как и молдавский альянс, тоже порождение политики Запада. Или даже ее вырождение.
Кстати, кульминацию протеста обещают осенью и с расчетом на Брюссель. В ноябре на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе Молдавия, как планируют ее власти, может подписать что-то похожее на рамочное соглашение об ассоциации. Фон массовых протестов будет не самой лучшей иллюстрацией успехов Кишинева на пути к евроинтеграции. Правда, не факт, что ЕС захочет обратить на него свое внимание.
Кишинев на связи. Молдавский политолог Виталий Андриевский.
Шейнкман: Молдавские коммунисты опят обещают Октябрьскую революцию, только, по словам Воронина, "бархатную". Как вы считаете, они способны ее совершить?
Андриевский: У меня есть очень большие сомнения, потому что это уже сотое воронинское предупреждение. Он уже несколько раз обещал эти революции, мол, мы выйдем, сметем антинародный режим, но все заканчивалось заявлениями.
Кроме того, мы видим, что, например, в Египте, хотя там была относительно бескровная революция, которая привела к смещению президента, сегодня, по сути, начинается гражданская война. Когда говорят "бархатная революция", я очень боюсь, что она может закончиться резней.
Шейнкман: Как вы считаете, в Молдавии существуют предпосылки для широкого народного протеста?
Андриевский: Если, допустим, сравнивать с Грецией и другими странами, где народ поднимался, то уровень жизни в Молдавии во много раз хуже. Тут масса предпосылок, и уже давно появились предпосылки, чтобы выйти на площадь и требовать изменений.
Но люди не выходят, потому что не верят, что новая власть что-то сделает для народа. Люди понимают, что этих можно выбросить, но придут такие же и будут также воровать. Поэтому люди не смешат выйти на площадь, не спешат кричать "долой власть".
Шейнкман: В принципе, если оценивать способности, возможности коммунистов, они способны собрать какую-то серьезную часть электората и вывести их на площадь?
Андриевский: Если это будет какое-то общенародное движение, где коммунисты будут играть не основную роль, а появится очень много людей из гражданского общества, появятся новые лица, возможно, в этой ситуации можно вывести сто тысяч (для Молдавии это очень много) на площадь и требовать смены власти. Но вопрос в том, что даже если люди выйдут и покричат, а власть не уйдет, что делать дальше? Это самая большая проблема.