766

Зураб Тодуа депутат ПКРМ: Bполне вероятен рейдерский захват ЛДПМ



 
 
05.06.2013
 
30 мая с избранием правительства Ю. Лянкэ и формированием Коалиции проевропейского правления (КПП) завершилась реабилитация всех, кто, условно говоря, принимает участие в непрерывной «царской охоте», грабит и уничтожает страну. Сейчас появится множество пристрастных и не очень оценок и мнений. Каждое действие, каждый шаг главных политических сил — ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ — будет разбираться «по косточкам». Нет сомнения в том, что с особым рвением большой отряд «экспертов» и «аналитиков», обслуживающий интересы старого/нового Альянса, подвергнет критике оппозицию. Это одна из особенностей современной Молдавии. Если во всем мире политологи, эксперты и журналисты главным образом критикуют власть, то в Молдове — оппозицию. Так спокойно, удобно, безопасно и очень выгодно
 
 
 
 
Нет никакого смысла вступать в полемику с теми, кому ПКРМ не дает покоя из зависти к ее авторитету, влиянию, креативности, устойчивости и способности к сопротивлению. Нас интересует спокойный, хладнокровный анализ хода «сражения» и его результатов.
 
 
Итак, с каких позиций начинали ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ и к чему пришли?
 
 
В начале года ЛДПМ являлась главной партией АЕИ-2, а ее лидер В. Филат занимал должность премьер-министра. ДПМ уступала по влиянию либерал-демократам, но вместе с тем была способна конкурировать с ними за счет контроля над прокуратурой, Национальным антикоррупционным центром, ЦИК, КСТР, другими структурами. М. Лупу и В. Плахотнюк возглавляли парламент. Партия коммунистов находилась в оппозиции.
 
 
 
ПКРМ неоднократно предупреждала, что незаконное избрание так называемого президента не будет способствовать прекращению политического кризиса. Кроме того, за время своего пребывания у власти Альянс проявил органическую неспособность к созидательной деятельности. Изнутри АЕИ-2 подтачивали противоречия.
 
 
 
13 февраля В. Филат заявил о выходе из коалиции и своем намерении победить мафию. Для всех было ясно, что речь идет о его борьбе с В. Плахотнюком. Сегодня многие уже забыли, что именно под давлением Кукловода инцидент в заповеднике Padurea Domneasca пытались замять. Акции протеста ПКРМ и представителей гражданского общества не позволили этого сделать. Конфликт между В. Филатом и В. Плахотнюком перешел в открытую стадию. Коалиция стала разваливаться.
 
 
Цель Партии коммунистов состояла в том, чтобы разрушить правящий Альянс и вывести политическую ситуацию на досрочные парламентские выборы как единственное средство, которое могло бы положить конец кризису и вернуть Молдову в правовое поле.
 
 
ПКРМ последовательно добилась отставки лидеров АЕИ с занимаемых постов: В. Плахотнюка, В. Филата и М. Лупу. После этого последовала попытка совместно с ЛДПМ создать «дорожную карту» по декриминализации государственных структур и определения необходимых действий для проведения максимально честных, объективных выборов. Кульминацией этого процесса стал пакет законов, который голосами депутатов от ПКРМ и ЛДПМ был принят 3 мая. В ходе переговоров представители ЛДПМ соглашались с тем, что досрочные выборы являются оптимальным выходом. Впоследствии с этим подходом согласились и в Демократической партии. Для ЛДПМ и ДПМ выборы предоставляли возможность подправить пошатнувшуюся репутацию и начать все с «чистого листа».
 
 
 
Однако в дело вмешались евробюрократы, которые были крайне обеспокоены судьбой выдуманной ими «истории успеха». Досрочные выборы для них были бы полным провалом. Ведь тогда получалось бы, что эти господа всем лгали, когда твердили об «успехах реформ» в Молдове, подпитывали коррумпированный режим и выбрасывали на ветер деньги европейских налогоплательщиков. В итоге коалицию слепили заново.
 
 
 
Мало кто сомневается, что это ненадолго. Наиболее часто встречающийся прогноз: правительство продержится до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе (в ноябре с. г.). Все отлично понимают, что эта встреча, так же как и само Восточное партнерство никому не нужны, кроме Ш. Фюле, Д. Шубеля, К. Эштон, Т. Ягланда, Ж. Миньона и прочих брюссельских бюрократов. Тем не менее, для них Молдова сегодня — это «главный приз», с помощью которого они могут пустить пыль в глаза европейской общественности и налогоплательщикам.  Другого просто нет. (Думаю, недалек тот день и час, когда наступит «европейская весна» и возмущенные люди спросят Фюле и Ко, не слишком ли вольно они распоряжаются судьбами европейских государств и миллиардами народных евро).
 

Итоги.
Партии коммунистов вместе с гражданским обществом удалось разрушить АЕИ-2. Вывести из активной политики на второй план В. Филата, М. Лупу, М. Гимпу. Продолжилась дискредитация правых партий. Был приобретен новый опыт. Не удалось предотвратить переформатирование Альянса и создание новой правящей коалиции. ПКРМ отошла на исходные позиции.
 
 
Демократическая партия вышла из этого раунда борьбы явным победителем. Сначала ДПМ потеряла посты спикера и его заместителя, но затем усадила в эти кресла И. Кормана и А. Канду. ДПМ сохранила контроль над прокуратурой, НАЦ, КС, ЦИК, но при этом заполучила к прежним пяти министерствам «хлебное» Министерство транспорта. Таким образом, теперь партия, располагающая 15 депутатами в парламенте, де-факто контролирует не половину, как ранее, а всю власть в стране и, следовательно, несет полную ответственность за положение в стране. В новой коалиции у В. Плахотнюка нет равноценного оппонента. В. Филат, лишенный поста премьера, — не оппонент.
 
 
Больше всех потеряла ЛДПМ. Это не просто потери, это политическое поражение. В. Филат в феврале начинал с поста премьер-министра как борец с мафией. Сейчас он, лишенный административного ресурса, рискует стать «уходящей натурой». В. Плахотнюк сомнет Ю. Лянкэ. При этом что-то не похоже на то, что нынешний премьер-министр будет сильно этому сопротивляться.
 
 
Далее вполне вероятен рейдерский захват ЛДПМ. После чего В. Филат самым естественным образом превратится в фигуру, на которую перед выборами можно будет свалить все недостатки правления Альянса.
 
 
Казалось бы, все отношения внутри АЕИ были выяснены 22 апреля. Потом было 3 мая. В этот день демократы были в отчаянии. Окажись В. Филат настоящим политиком, способным распознать исторический момент, сегодня была бы совсем иная ситуация. В. Филат возглавлял бы правительство, пусть и временное. А Демпартия оставалась бы в оппозиции. Но в итоге празднует победу В. Плахотнюк.
 
 
 
Тем не менее его победа не окончательная. Да, сегодня КПП это, по существу, Коалиция Плахотнюка Первого. Однако чтобы сделать ее устойчивой, долговечной, чтобы она не развалилась, как ранее АЕИ- 1, 2 и 3, для этого ему необходимо полностью уничтожить ПКРМ и ЛДПМ.
 
 
В то время как ПКРМ и ЛДПМ могут взять паузу, заняться приведением своих рядов в порядок после сражения и укреплением оборонительных позиций, Плахотнюк такой роскоши себе позволить не может. Он должен действовать. Он принужден к действию обстоятельствами. Потому что каждый день ожидания — это опасность утраты инициативы. И как раз в этом кроется слабость его нового положения.
Парадоксально, но это факт. В необходимости действовать заложена угроза. Любое действие В. Плахотнюка против ПКРМ и ЛДПМ вместе или поочередно вызовет, само собой разумеется, ответное противодействие.
 
 
Противодействие, которое должно объединить все (или почти все) силы, не желающие установления в Молдове авторитарного режима В. Плахотнюка: ПКРМ, ЛДПМ (возможно), непарламентские партии (те, что не кормятся с руки Кукловода), гражданское общество (не коррумпированную его часть), СМИ (не входящие в империю В. Плахотнюка), регионы страны. И это будет новый раунд борьбы, вполне вероятно, еще более ожесточенный. Борьба с олигархией сегодня превращается в общенациональную задачу.



0