881

Чем запомнится Анатол Шалару на посту министра транспорта и дорожной инфраструктуры?


ПЕШКОМ ПО ШПАЛАМ



Двинув Шалару на пост министра, Гимпу не прогадал: министерству транспорта пошли самые жирные куски иностранных грантов и кредитов.

 
Это на первый взгляд, назначение на должность министра одной из самых капиталоемких отраслей экономики санитарного врача, человека, понятия не имеющего о дорожной отрасли и  уж тем более о железно-транспортном сообщении, кажется абсурдным. Ведь в министерство транспорта Анатола Шалару посадили не для того, чтобы дороги строились, а стратегическое госпредприятие «Железные дороги Молдовы» приносило прибыль. Чем занимался Анатол Шалару?
 
Его назначение — результат торга по распределению самых доходных министерств в правительстве бывшего Альянса. В Минтрансе крутятся такие колоссальные деньги, что доверить их «распил» можно было только «своему человеку». 
 
Двинув Шалару на пост министра, Гимпу не прогадал: министерству транспорта пошли самые жирные куски иностранных грантов и кредитов. Очень скоро, по информации ЦБЭПК, ведомство Шалару вошло в тройку самых коррумпированных ведомств, в подразделениях которого взятки берут не только за трудоустройство, но и в качестве откупных от угрозы увольнения. Вспомним наиболее яркие случаи скандалов в министерстве.
 
Взятки гладки Сразу же после своего назначения в 2009 году Шалару принялся за реформы на ГП «ЖДМ». Для начала он приступил к кадровым чисткам по политическим критериям, сместив с руководящих должностей в подразделениях предприятия профессионалов, заменив их либералами. Сегодня ЖДМ возглавляет Виталие Струнэ. При нем налаживается система по продаже должностей, а также вводятся регулярные поборы за возможность избежать увольнения. 
 
Сами сотрудники предприятия неоднократно заявляли прессе, что с приходом либералов в руководство «ЖДМ» стоимость приема на работу проводником — от двух до трех тысяч долларов, на должность начальника поезда — 10 тысяч евро. Чтобы заработать как можно больше на продаже должностей, штат сотрудников был увеличен в несколько раз. Регулярные поборы с начальников поездов составляют от 500 долларов до 1000 долларов и выше с каждой поездки, в зависимости от направления. Таким образом, руководство «ЖДМ» вынуждает работников совершать преступления, чтобы оплатить очередную «дань». Отсюда и безбилетный провоз, и контрабанда, провоз наркотических средств и запрещенных грузов.
 
«Поезд Шалару»  Афера с модернизацией подвижного состава на «ЖДМ» обойдется молдавским налогоплательщикам в 8,8 миллионов евро. Согласно контракту, заключенного минтрансом с румынским заводом Remar, «ЖДМ» обязана отправить на «модернизацию» четырех дизелей, два из которых уже прибыли в Молдову. Стоимость каждого составляет 2,2 миллиона евро. 
 
Первый «модернизированный» в Румынии дизель-поезд был представлен с большой помпой и при участии высших лиц государства. Но не прошло и месяца, как чудо техники румынского розлива сломалось. Сегодня большую часть времени «поезд Шалару» простаивает в депо. Более того, в случае неисполнения обязательств со стороны «ЖДМ», румынская сторона вправе наложить штрафную пеню в размере 850 тысяч евро. Выбор завода также не случайный — нынешний директор «ЖДМ» Струнэ когда-то был сотрудником завода Remar. На фоне плачевного состояния дел на предприятии, понятно, что «ЖДМ» не может позволить себе подобные траты. Тем более, если учесть, что убытки предприятия по прошлому году превысили порядка 300 миллионов леев. По мнению экс-директора «ЖДМ» Мирона Гагауза единственная цель нынешнего руководства предприятия — это его целенаправленное банкротство. 
 
Low-cost-ов пузырь  Еще одной аферой Шалару стал «проект» по запуску дешевых авиарейсов low-cost в 50 европейских городов. Несмотря на громкие обещания чиновника, что уже с 15 июня 2012 года граждане Молдовы смогут летать всего за 100 евро в страны Европы, запуска не случилось. Авиарейсы low-cost в Молдове должна была осуществлять румынская компания Blue Air, как сообщил Шалару. В последствии выяснилось, что румыны не вели никаких конкретных договоренностей с Air Moldova. Но в отчете о деятельности правительства Филата, еще за 2011 год, указано, что благодаря усилиям властей большинство граждан Молдовы наконец-то смогут позволить себе совершать дешевые полеты в Европу. 
 
3 миллиарда — в асфальт С 2010 года «Дорожный фонд» регулярно рос и пополнялся за счет увеличения налогов и акцизов, но в большей степени за счет грантов и кредитов, выделяемых партнерами по развитию. До 2011 года «Дорожный фонд» был увеличен с 231 миллиона леев до почти миллиарда леев, в 2012 — 1 миллиард 100 миллионов леев. В общей сложности за два последних года правительству Молдовы на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры было выделено 200 миллионов евро — 3 миллиарда леев. По миллиарду в год. В частности только структуры ЕС предоставили 150 миллионов евро на «восстановление дорог» национального значения. По проекту планировалось отремонтировать 150 километров в направлении Кишинев — Оргеев — Сэрэтены — Бельцы; Кишинев — Кэлэрашь — Унгены — Скулень и Комрат — Чумай. 
 
Судя по состоянию «отремонтированных» дорог, которые после ремонта спустя неделю покрываются трещинами и ямами, вывод о том, на что были потрачены эти деньги, очевиден. 
 
После череды скандалов, вскрывших масштабы «распила» денег на дорогах молдавскими чиновниками, ЕБРР отозвал обратно более 20 миллионов евро в рамках кредитного соглашения. В частности инвесторы заявили, что молдавская сторона не обеспечивает транспарентность в выборе подрядчика, а также не выполняет условия соглашения. 
 
Все вопросы кредитора, почему вместо 57 километров было отремонтировано всего 14 километров (за два года!), остались без ответа. Вместо Шалару заговорили иностранные инвесторы.  
 
Они открыто обвинили правительство Филата в вымогательстве. Речь идет о турецкой компании, которая выиграла тендер на строительство дороги Комрат-Чумай, но вынуждена была отказаться от проекта и даже пожертвовать залогом в 400 тысяч евро, потому что молдавские чиновники вымогали слишком большие откаты за участие.
 
*** А еще один из самых «прагматичных» министров запомнится ксенофобией. Ярый унионист Шалару решил, что на поприще министра транспорта можно воплощать свои воззрения на практике. Так, известен циркуляр, согласно которому работники ЖДМ, не знающие государственный язык, должны быть отправлены на пенсию. Эта мера должна была коснуться нескольких тысяч специалистов, в том числе исключительно технического профиля, не связанного с общением с людьми. Шалару заявлял, что русскоязычные мешают развитию железной дороги и требовал в парламенте, чтобы депутаты к нему обращались на румынском языке. Но, как видим, требование этнической чистоты вовсе не означало требования чистоты рук в отношении себя самого. 



0