813

Михай Гимпу настаивает на том, что вся партия в его надежных руках


Противостояние внутрипартийных группировок может закончиться развалом крупнейшей правой силы. Внутри либеральной партии (ЛП) продолжается противостояние реформаторов и консерваторов. Первые готовятся опротестовать в суде решение об их исключении и свергнуть лидера Михая Гимпу на внеочередном съезде. Вторые заявляют, что исключением из партии «предателей» в конфликте поставлена точка.
Эксперты предупреждают: противостояние может обернуться распадом крупнейшей правой силы и даже ее исчезновением с политического ландшафта.
В ЛП, которая является одной из трех правящих в стране партий, не утихает конфликт между двумя группировками: реформаторами и консерваторами. Стороны уже две недели никак не поделят распавшуюся фракцию ЛП в парламенте и спорят из-за того, кто должен выступать от ее имени с официальной позицией и принимать ключевые решения. Ситуация внутри фракции ЛП превратилась в увлекательное политическое шоу, за которым с любопытством следит остальной парламент: враждующие либералы на каждом заседании обвиняют друг друга в предательстве и авторитаризме. 

Раскол в ЛП, напомним, произошел 12 апреля. Группа либералов-реформаторов, среди которых семеро депутатов (всего во фракции ЛП 12 парламентариев), а также министры, вице-министры и ряд представителей территориальных организаций потребовали созвать внеочередной съезд и вместо Михая Гимпу избрать главой партии его племянника мэра Кишинева Дорина Киртоакэ. Племянник наотрез отказался идти против дяди, а господин Гимпу назвал реформаторов «предателями» и созвал заседание республиканского совета ЛП, на котором бунтарей исключили из партии. Позже было объявлено, что пятеро депутатов-раскольников — Ион Хадыркэ, Анна Гуцу, Олег Бодруг, Вадим Вакарчук и Анатол Архире изгнаны еще и из фракции. При этом Валерий Сахарняну и Вадим Кожокару хотя и примкнули к реформаторам, но санкциям не подвергались.   

Реформаторы отказались подчиниться незаконным, с их точки зрения, решениям, принятым с подачи «авторитарного лидера». Как рассказала «Ъ-MD » депутат Анна Гуцу, они будут отстаивать свои права в суде. Более того, сообщила госпожа Гуцу, реформаторы обратились в минюст с просьбой отменить решения об исключении из партии всех, кто выступил за ее модернизацию, а также восстановить их на руководящих партийных постах. Она также подчеркнула, что реформаторы не отказались от идеи созвать конгресс партии, чтобы решить вопрос о смещении господина Гимпу с должности. Реализация последнего замысла пока продвигается не слишком успешно: в настоящее время удалось заручиться согласием 8 из 34 территориальных организаций ЛП, тогда как для созыва конгресса нужно получить добро от 18. 
Зато минюст, похоже, готовится порадовать реформаторов. Хотя их запрос еще находится на рассмотрении, глава ведомства Олег Ефрим в беседе с «Ъ-MD» отметил, что, во-первых, пятеро человек не могут исключить из фракции семерых, а во-вторых, фракция может состоять и из непартийных депутатов. 

Мысль господина Ефрима не нова и уже не раз была высказана реформаторами, которые настаивают на том, что они и есть истинная фракция. «Все решения во фракции, которая состоит из 12 человек, принимаются большинством голосов, а это ровно семь депутатов»,— заявил «Ъ-MD » либерал Ион Хадыркэ. 
В консервативном крыле партии, которое приняло решение о снятии господина Хадыркэ со всех постов, включая должность главы фракции, считают иначе. Первый вице-председатель ЛП Дорин Киртоакэ хоть и сожалеет о вынужденном изгнании реформаторов, но считает, что после этого решения инцидент исчерпан. Он также утверждает, что отныне «во фракции нет споров и конфликтов». Постоянные же стычки в парламенте господин Киртоакэ объясняет тем, что «каждый человек имеет свободу слова и в парламенте каждый депутат может высказать свое мнение». При этом Дорин Киртоакэ подчеркивает, что реформаторы не имеют права говорить от имени всех либералов, так как у них нет «документов, которые доказывали бы, что они входят в состав фракции ЛП»: «Все документы находятся во фракции, которой руководит господин Мунтяну». 

«Они забрали все документы, все бланки фракции, хотя нас семеро, а их только пять. Они не имели права! Мы — большинство»,— негодует в ответ Анна Гуцу. Чтобы внести ясность в вопрос, кто же во фракции хозяин, реформаторы обратились в юридический департамент парламента. Позиция департамента должна быть представлена в письменном виде. «Мы над ней работаем. Когда закончим, тогда и дадим ответ»,— заявил «Ъ-MD » глава департамента Ион Крянгэ. Но почему-то добавил: «Это их война, и они должны разобраться в ней». 

Независимые эксперты считают, что во внутрипартийном споре закон на стороне реформаторов. Бывший замглавы минюста Николай Ешану уверен, что исключение семи депутатов из фракции решением пяти — незаконно. «Не может меньшинство исключить большинство. С юридической точки зрения господин Хадыркэ — председатель фракции. Руководство политформирования имело право исключить депутатов из партии, но решения партии не распространяются на фракцию»,— пояснил юрист. Создавшуюся ситуацию господин Ешану называет «узурпацией власти господином Гимпу».  

Бывший член ЛП Тео Кырнац отмечает, что все решения в партии принимаются в одностороннем порядке ее главой Михаем Гимпу и все остальные не имеют права голоса. «Когда я понял, что в партии не уважаются демократические принципы, человеческое достоинство и свобода слова, я ушел. Меня не удивляет решение реформаторов (поставить вопрос о переизбрании лидера.— «Ъ-MD »)»,— подчеркнул господин Кырнац. При этом он отметил, что внутренний конфликт негативно сказывается на всей партии, что в итоге может привести к ее удалению с политической арены страны .
Аналитик Виорел Чиботару убежден, что Михай Гимпу потерял контроль над фракцией и, если будет продолжать в том же духе, потеряет и партию. По его словам, если стороны не найдут компромисса, все может кончиться плачевно: «С Михаем Гимпу могут поступить достаточно грубо и просто освободить от руководства, а потом и исключить из партии». Не исключает эксперт и того, что в конце концов партия может окончательно расколоться на две части: партию либеральных консерваторов и неолиберальную партию. 

kommersant.md
0