603

Юрий Рошка: Национальные интересы под ногами циркачей


 
Наконец-то, гора родила мышь. Или клоун родил пшик. То есть, наш потрёпанный президент Тимофти, после долгих раздумий, оговорок и нечленораздельных выступлений, предложил на пост премьера того же Филата. Оказывается, для самозванца-президента данный тип оказался и незаменимым, и незыблемым. Без него ну просто никуда, а уж в Европу – и подавно. И если при незаконном избрании президента картинка выглядела 3+1, то есть три главаря альянса и примкнувши к ним Тимофти, то теперь, кажется, силы распределились следующим образом: 2 против 2. То бишь, Филат с президентом против Лупу и Гимпу. Так это или нет, очень скоро выяснится.
Правда, ситуация выгладит немножко сложнее. В то время как Гимпу продолжает рвать и метать с пролетарской ненавистью против Филата и против его придатка в качестве главы государства, Лупу стал как-то более расплывчатым, примирительным и эластичным. Как бы еще назвать это сборище людишек, забравшихся на самый верх государственной власти с тем, чтобы освободить все возмущение по отношению к этому отвратительному спектаклю, который тянется как постная каша на протяжении долгих четырёх лет? Циркачами, шулерами, пройдохами, шутами, клоунами, но всё равно вроде как бы мало. В действительности мы имеем дело с опасными для общества типами, которые держат в заложниках и в дураках целый народ.
Что произошло в течение месяца, с момента когда парламент послал в отставку правительство Филат-2 (некоторые предпочли бы сказать, что послали его как раз туда, куда неудобно писать в газете, а сказать хочется). Мы видели как престарелый самозванец с президентуры сидел тише воды, ниже травы,  дожидаясь когда тройка покойного альянса вновь полюбила того, кто смешал  с дерьмом, самым недопустимым образом, «коллег по коалиции». Это можно сказать и так: гонишь Филата в дверь, так он к тебе лезет через дымовую трубу президентуры. Ничего тут не попишешь, таков золотой принцип молдавской демократии: наглость – второе счастье.
Инфантильный артист погорелого театра, страдающий ранним старческим маразмом (я назвал президента) так и не врубился какова роль главы государства в процессе форсирования правительства. Повторяю для дураков законные этапы избрания правительства: 1) «После консультаций с парламентскими фракциями,  президент Республики Молдова назначает кандидата на пост премьер-министра» (ст.98 (1) Конституции); 2) Парламент утверждает список и программу правления нового правительства; 3) «На основании  вотума доверия, выраженного парламентом, президент Республики Молдова назначает правительство» (ст. 98 (4) Конституции); 4) «Правительство исполняет свои обязанности со дня принятия клятвы членами правительства перед президентом Республики Молдова» (ст 98 (5)).
Но потрёпанный, картавый и помятый персонаж, он же дед Тимофти, так и не понял что он и только он является той институцией, которая обладает исключительным правом назначения кандидата в премьеры, не ожидая баз конца трюков и комбинаций братвы из бывшего правящего альянса. Ты можешь проконсультировать их разок-другой, после чего назначаешь кандидата на пост главы правительства, учитывая его способности и репутацию, но и его шансы набрать необходимое количество голосов в парламенте. А что сотворил вместо этого шут лишённый всякой политической воли и чувства достоинства? Давайте послушаем,  чего он там пробубнил на недавнем брифинге:
Цитируем из аргументов в пользу Филата, перечисленными Тимофти:
«1. В ходе консультаций Влад Филат был единственной кандидатурой, предложенной мне ЛДПМ.
   2. Демократическая Партия и Либеральная Партия, а также группа депутатов, руководимая Вадимом Мишиным, признали право ЛДПМ представить кандидата на должность премьер-министра.
  ЛДПМ имел самый большой вес  в Парламенте, численно говоря, за исключением ПКРМ, который высказал отсутствие интереса в данном процессе. 
  Воля большинства депутатов, с которым я беседовал, состоит в том, что Республика Молдова должна продолжить политику европейской интеграции, а во внутренней политике она должна осуществлять реформы, согласованные с Европейским Союзом.
  Господин Влад Филат сможет, по моему мнению, продолжить данные процессы».
Слыхали, что за речи глаголют уста глава государства?  Короче, дело ясное, что дело тёмное.  Он по-попросту признаёт, добровольно и никем не принуждаемый, собственную несостоятельность в процессе формирования правительства. Это как понимать?  Видите ли, только Филат-Красно-Солнышко был предложен ему ЛДПМ.  Пустая вы, однако,  голова, милый человек! Неужели  так  и не въехали, что, по вашей милости, роли оказались переигранными? Не ЛДПМ или любая другая партия должна вам предлагать кандидата, а вы предлагаете им, всем вместе, всему депутатскому корпусу, данную кандидатуру. Иначе говоря, глава государства в данной ситуации прикидывается дурачком (Или, кто знает, может и не прикидывается.).
 Следуя перевернутой логике карлика засевшего в президентуре, в данной должности вообще нет никакой надобности. Вся процедура образования правительства может быть с лёгкостью отдана на откуп парламенту. Почему депутатам самим не предлагать НАПЯМУЮ кандидатуру премьера, не утруждая себя подобного рода формальностями, как-то подпись президента на указе о его назначении. Это можно сказать и так: данная ситуация показывает, что роль президента сводится к нулю (Внимание, я еще не сказал, что наш президент – ноль без палочки, но мысль моя направляется со скоростью света именно в данном направлении). Получается, что должность президента – декоративная, а его формальные полномочия (данное слово использовано здесь условно) сводятся к чириканию автографа для будущих поколений на клочке бумаги с претенциозным названием Указ.
 А что касается того, что ДПМ, ЛП и группа Мишина не проявили никакой инициативы выступить с другими кандидатурами, уточняем, что они и не были обязаны этого делать, а только выслушать и принять к сведению – с энтузиазмом или неудовольствием – предложения (множественное число здесь обязательно!) высказанные президентом. Но, вместо того, чтобы услышать подобные предложения,  данные депутаты увидели, после невыносимо долгой паузы, как Тимофти достаёт из рукава крапленого туза по имени Филат, несравненного нашего любимца. В Одессе в подобных ситуациях обычно говорят,  что вчерашняя хохма сегодня уже не хохма.
 А утверждение Тимофти о том, что, якобы, уникальность данной кандидатуры следуют из  того, «ЛДПМ имел самый большой вес  в Парламенте, численно говоря» (слыхали, какой риторический приём?) и что это исключает всякую возможность думать (глагол «думать» употребляем здесь строго условно) о ком-нибудь ещё.  Ведь общеизвестно, что Филат, после того как денонсировал своих союзников, не пользуется более поддержкой парламентского большинства. А следовательно, прошедший месяц, плюс 15 дней, отведённых Филату на то, чтобы вынудить депутатов поддержать себя, задуманы как время для создания парламентского большинства одноразового пользования при помощи двух традиционных рычагов: 1) коррумпирование путём денег и правительственных должностей; и 2) принуждение при помощи компромата. Часы тикают, плетение интриг в самом разгаре. Вот теперь и поглядим,  насколько убедительным окажется Филат и его подельники, местного и закордонного пошива, в спецоперации по собиранию необходимых голосов. Как говорят англичане, „Show must go on!”.
Итак, этот немощный и не вполне вменяемый человечек с совестью как кирзовый сапог – я назвал того же Тимофти – еще смеет заявлять в своём постыдном брифинге, будто бы евроинтеграция и реформы являются сильной стороной Филата. Ничего себе! Ну и молодец, оказывается, наш новоиспечённый и всё же как-то недоделанный (не пугайтесь, я это насчёт узурпации власти) президент. Это после всего беспредела и воровства на протяжении четырех лет нахождения у власти, с беспрецедентными экономическими, социальными и моральными последствиями, вы суёте нам опять того же весть нас в светлое (европейское) будущее?  Хорошенькое дело! Да здравствует президент! Гиб-гиб, уррра! Ничего не попишешь, есть и у неудачников есть свое призвание.
Возвращаюсь к той же замученной речи президента, с там, чтобы легче было клеймить его далее:
«Господин Влад Филат сможет (на данном слове президент вымучил торжественный акцент), по моему мнению, продолжить данные процессы». Чего сможет, милый человек?  Грабить с тем же успехом и непринужденностью страну?  Нашептывать втихую Балицкому-Таможеннику магическое заклинание «Зелёный свет для контрабанды!»?  Кичиться своей  искусственной шевелюрой и интеллектуальной несостоятельностью?  Да, верим, это он умеет.  А больше того, просто неоткуда.
А постольку часы заведены, мне просто не даёт покоя любопытство, а как ДПМ выкрутится из данной ситуации? Как поступят руководители данной партии, смешанные грязью столько раз надменным главой правительства?  Да так лихо, что достойный человек и руки бы не протянул подобному типу. Или, как говаривала моя бабушка, такие людишки даже твоих соплей не заслуживают.   По крайней мере, судя по расплывчатым формулировкам Марианна Лупу, голосование «за» правительство Фитата-3 не исключается. Мне всё же как-то трудно себе представить Мариана  Лупу и Влада Плахотнюка поднимая обе руки вверх в знак капитуляции перед Филатом и оставляя того же фраера у руля. Здесь-то как раз известная формула „win/win” (выигрыш/выигрыш) не клеится. Один окажется в роли «total winner» (тотальный победитель), а другой – в роли «total loser» (тотальный проигравший). Tertium non datur, как говорили римляне (Третьего не дано). Если произойдёт именно так, то следует задуматься, какие нити потянут закордонные хозяева Филата, специализирующихся в оккультных комбинация. Но, не говори «Гоп!» пока не перепрыгнул. On va voir ( то бишь, погладим), как говорят польские французы Михая Гимпу.
После завершения своей замученной речи, написанной советниками, Тимофти ответил, как того позволил ему его широкий интеллект, и на один вопросик. Из его нечленораздельного мычания я всё же понял, что если Филат споткнётся с первой попытки, он не исключает что предложит вновь любимого пижона ещё разок. А каким же боком клеится данное заявление с навязчивой идеей президента об избежание досрочных выборов?   А вот погладим как.
С тех пор как эти два государственных мужа ,  Филат м Тимофти,  оказались в одной упряжке, я заметил, что они стали всё больше походить друг на друга. Их публичные появления, которые последовали одно за другим в среду, 10-го апреля, показали,  что оба прокряхтели (или прокудахтали) свои изложения тем же сдавленным, хриплым голосом, напоминающего то ли нарушителя пойманного на месте преступления, то ли курицу со свёрнутой шеей. Посмотрел я на них и вспомнил выражение из старого фильма: «Глядя на вас, не верится в победу».  Мои студенты из Народного Университета, которые уже усвоили тему  «Общение», включительно «Язык тела», знают, что лучший детектор лжи -  невербальный язык.  То есть, в общении месседж воспринимается следующим образом. Цитирую из 10-й лекции их второй части моих курсов «Практические Навыки»:
«Доктор Альберт Мехрабиан исследовал вербальные элементы (как то избрание слов), голос и визуальное восприятие в понимании аудитории. Он констатировал, что процентуальный эффект каждого их данных элементов распределяются следующим образом:
Вербальный – 7%
Голос -             38%
Визуальный -  55%
Следовательно, 93% из того, как тебя воспринимает аудитория – то есть кредибильность твоего месседжа – имеет меньше всего отношение к словам, которые ты выбираешь, а больше с тем, как ты их произносишь и как выглядишь, произнося их».
Следовательно, как отбубнили свои речи данные два товарища, ьы увидели и услышали: ОТВРАТИТЕЛЬНО. «Не верю!», сказал бы известный режиссёр Станиславский.   Это и потому, что сколь бы расторопными и способными ни были авторы ваших текстов, народ чувствует, что на более чем 90 процентов то, что вы говорите входит в противоречие как с голосом, так и с языком тела.  Столкновение меду текстом и исполнением – налицо. Оно столь же очевидно, как лобовое столкновение между двумя поездами, мчащихся навстречу друг с другом на полных парах. 
Почему я столь беспощадно бичую данных самозванцев, могут спросить некоторые. И может,  быть снисходительнее и помягче?  Всё-таки, они же тоже люди. Я обжигаю их калённым железом, чтобы набрались уму-разуму. И не столько они, сколько те, кто позволили себя одурачить на выборах.
 До скорого, господа!  Представление циркачей и акробатов от политики продолжается. А для того, чтобы их «сальто мортале» имело мягкую посадку, мы позаботимся поруководить их полётом. Народ хотел хлеба, да остался лишь со зрелищем. Да и то ладно, как-никак лучше чем ничего.
Юрие РОШКА
Авторский перевод. Оригинал на государственном языке - газета «Флукс», 12 апреля   2013

0