628

Почему Либеральная партия восстала против своего председателя?


 Впервые, пожалуй, за последние лет двенадцать против главы парламентской партии выступило большинство депутатов его парламентской фракции. Не говоря уже о половине лидеров региональных филиалов, ставленником партии в правительстве… Гимпу уже остался без фракции и может потерять всю партию. Почему?
«Долой царя» Либеральная партия позиционировала себя «самой сплочённой» из партий Альянса. На деле же являлась самой беспомощной на организационном уровне, самой лояльной и подконтрольной. Наличие собственного мнения для либералов всегда было чем-то из разряда научной фантастики. Все, от первых вице-председателей, до сельских советников, были настолько замордованы своим председателем-монархом, что и пикнуть боялись. Даже попытка поправить запутавшегося в словах царька Михая каралось руганью при журналистах в стиле: «Ещё раз перебьёшь – выкину вон из партии!» Перефразируя Анри Барбюса, вся Молдова знала – если кто-то из либералов поднимет голову, сразу же останется без неё.
И вот – «Совет по реформированию». 28 ведущих иерархов ЛП объявили о своих требованиях: провести экстренный съезд Либеральной партии и сместить её председателя. Его из приличия даже похвалили как «активного участника национального возрождения». Но сами причины недовольства – более чем характерны. «Раскольники» объяснили своё желание убрать Гимпу с поста стремлением «показать, что Либеральная партия – проевропейская и ответственная». Ещё – тем, чтобы «в правительство вошли достойные кандидатуры». Ну и, естественно, они хотят «не допустить прихода к власти коммунистов и смены внешнеполитического вектора страны».
Все эти люди, все 28 человек, готовы были терпеть любые выходки Гимпу, который в партии слушался, пожалуй, только министра саморазрушающихся дорог Анатола Шалару (ничего личного – просто бизнес). Но когда они вдруг осознали, что вместе с Гимпу могут потерять насиженные посты – терпение резко иссякло. Они готовы в первый раз в жизни не послушаться своего царя. И проголосовать за любого кандидата в премьеры – хоть за Влада Филата, хоть за Понтия Пилата. Лишь бы не потерять всего.
«Фракции Гимпу» не существует Список восставших против Гимпу либералов поражает размахом. Среди них – первые лица. Например, первый вице-председатель ЛП, глава её парламентской фракции Ион Хадыркэ. Тот самый, который руководил избранием Гимпу на пост спикера парламента. Которого Гимпу вернул в политику после десятилетнего забвения. Именно он теперь представлял журналистам «Совет по реформированию».
А декларацию «совета» зачитывала Анна Гуцу, одна из главных гимповских протеже. Та, которую он сделал главой молдавской делегации в ПАСЕ. Которую почти был готов сделать министром. Которой поручал готовить законопроект по «лингвистической политике», по выдавливанию русского языка из всех сфер жизни. И которую теперь вынужден был обвинить в работе на ФСБ и Россию…
Вошёл в «Совет» и депутат Олег Бодруг, генеральный секретарь Либеральной партии. «Правая рука Гимпу» в организационном строении ЛП. Основной «официальный» спонсор её избирательных кампаний.
А также – вице-председатель экономической комиссии парламента Вадим Кожокару, считавшийся до этого «беспартийным либералом» Валериу Сахарняну, бывший вице-председатель Унгенского района Анатол Архире. Седьмым стал известный в прошлом спортсмен-штангист Вадим Вакарчук, получивший мандат депутата… аккурат вчера. Он сменил в парламенте нового члена Конституционного суда Виктора Попу (тот знал, когда и куда уходить). И уже на следующий день пошёл против Гимпу.
Но, так или иначе, Гимпу теперь остался без парламентской фракции. Против него пошли семеро из двенадцати депутатов. Это – большинство. И никакие истерики, никакие вопли про «руку Москвы», не помогут ему даже банально их из фракции исключить. Скорее, они сами могут сделать ещё один шаг, и исключить из фракции Гимпу.
Масштаб трагедии Пошли против Гимпу и те, кого он продвинул на места в правительстве. К примеру – и.о. министра окружающей среды Георге Шалару, вместе со своим подчинённым, директором агентства «Apele moldovei» Мариином Адамом. Всё логично – места-то вполне прибыльные. Терять их в случае ухода в оппозицию или досрочных выборов – совсем не хочется. Вошёл в состав «Совета по реформированию» и заслуженный продавец оружия, Виталий Маринуца. Последнему уже нечего было терять – Гимпу и так не собирался снова выдвигать его на пост министра обороны. И двумя из пяти либералов в последнем составе кабмина дело не ограничивается.
Пятеро из одиннадцати выдвинутых Либеральной партией вице-министров тоже решили бороться за свержение Гимпу. Среди них – вице-министр экономики Серджиу Чобану – бывший член Демократической партии и, по данным источников, несостоявшийся член Партии коммунистов. Двукратно награждённый «президентом» Тимофти заместитель Анатола Шалару по минтранспорта и фигурант уголовных дел Борис Герасим. Неизвестный до своего назначения на пост министра молодёжи ничем, кроме румынского гражданства, Октавиан Бодиштяну. А также вице-министры сельского хозяйства – Штефан Китороагэ и просвещения – Татьяна Потынг.
Бунтуют и лидеры региональных филиалов. Стоит напомнить, что депутат Архире возглавляет организацию ЛП в Унгенах, и.о. министра Шалару – в Чимишлии, а вице-министры Потынг и Китороагэ – в Бельцах и Калараше. А кроме них под декларацией «Совета по реформированию» подписались вице-председатель Сорокского района Борис Ивась и примар села Сарата Галбена (Хынчешсткий район) Штефан Влас. Руководители региональных представительств Государственной канцелярии: Николай Баланкуца (Кагул), Юрий Туртуряну (Каушаны), Ион Жугэнару (Леово). Районные советники и местные избранники Серджиу Мирон (Оргеев), Роман Герасимов (Флорешты), Леонид Пэйереле (Шолданешты). И другие лидеры филиалов: Альбина Пэвэляну (Фалешты), Валерий Раку (Дондюшаны), Георге Страту (Бессарабка) Адриан Павалаки (Гагаузия). Даже лидер Криулянского филиала, Дионисий Боаге пошёл против Гимпу. А ведь как тот через Киртоакэ проталкивал старого друга в вице-примары, преторы, и протолкнул-таки на пост главного коммунальщика столицы. Правда, неделю назад возглавляемый Боаге партийный филиал расформировали. Вместе с филиалом столичного сектора Рышкановка, глава которого, претор Михаил Кырлиг, осмелился публично критиковать Дорина Киртоакэ.
Итог – эпичен. Из 34-х лидеров региональных филиалов против Гимпу пошли семнадцать – ровно половина. «Держатся» пока столичные филиалы, но, как показал пример Кырлига, ничто не вечно под луной.
Блохи против пса И ведь, как бы Гимпу их не угнетал, именно ему эти люди обязаны своими мандатами. Большинство из этой «великолепной семёрки и примкнувших» не обладали ни рейтингом ни «партийными заслугами». Кого-то из них, как Хадыркэ или Сахарняну, он вспомнил по комсомольско-фронтистской юности и, отряхнув от десятилетней пыли, вернул в большую политику. Кого-то, как Вакарчука или Георге Шалару, выдрал из других партий, где они прозябали, не имея и шанса достичь политических высот. Кого-то, как Гуцу или Маринуцу, достал из ниоткуда, наплевав на мнение тех либералов, которые эту партию действительно создавали. Теперь же все эти четверо пошли против того, на чьей беспокойной шее пролезли в парламент, в правительство, в местные органы власти.
Понятно, что главная претензия к Гимпу – его нежелание голосовать за правительство Филата. И как следствие – страх перед досрочными выборами. А ведь совсем недавно решение за Филата не голосовать принял национальный совет Либеральной партии. И все нынешние «недовольные» в этот совет входят.
Неизвестно, голосовали ли они на том заседании «за», или осмелились при живом Гимпу поднять руки «против». Но никто из них тогда не высказал своего несогласия публично. А теперь – они идут не только против опостылевшего и неадекватного шефа. Они идут и против решения собственной партии. Так что громкие «реформистские» заявления – пыль в глаза. Предательство – оно и есть предательство. Даже если предаёшь Гимпу.
«И ты, Дорин?» Примечательно, что на пресс-конференции «раскольников» ожидались и другие депутаты. Например Георге Брега, который ничего конкретного по поводу своих планов пока не говорит. Но вполне может проголосовать за правительство Филата с оговоркой: «Голосую не за Филата, а за национальную идею». Ждали и двух вице-председателей ЛП – Бориса Виеру и Валериу Мунтяну. Поговаривают, что эти трое не подписали декларацию «совета по реформированию» в самый последний момент. Одумались, вероятно, поскольку понимали, что без Гимпу могут потерять вообще все, включая депутатский мандат. А если бы подписали – вышло бы, что у Гимпу в парламенте осталось только два голоса. Сам Гимпу и щенячьи преданная ему Корина Фусу.
Но самое страшное для пока ещё председателя ЛП – фигура вероятного преемника Михая Гимпу – его племянник.
Это тоже весьма симптоматично. В ЛП всегда процветала монархия. И подчинённые Гимпу на подлинную революцию не способны – максимум на дворцовый переворот. А при таких переворотах принято возводить на трон наследников. Не будь Гимпу бездетным – предложили бы в председатели его сына. А так в роли кронпринца оказался племянник.
К слову, предложение избрать Киртоакэ председателем ЛП прозвучало ещё на последнем её съезде в 2010-м году. Это сделал (в стихах, кстати) муниципальный советник Тудор Черненко. Но Киртоакэ тогда отказался. А Черненко вскоре муниципальным советником быть перестал. Ветерана партии с 90-х годов за вольнодумство не пощадили…
Сейчас Киртоакэ вроде бы как говорит, что не готов возглавить партию. А Гимпу вроде как уверен, что Киртоакэ его не предаст. Однако, источники подтверждают – Киртоакэ дал предварительное согласие на участие в «раскольнической» пресс-конференции. И, решись он там появиться, с ним пришли бы и лидеры кишинёвских филиалов, муниципальные советники и сотрудники примэрии.
И далеко не факт, что Киртоакэ в итоге не согласится «слить» дядю. Насколько известно тем же источникам, он был готов это сделать ещё в 2004-м году, надеясь попасть в команду тогдашних властей. Но молодого радикала посчитали недостойным. А впоследствии он пытался стать самостоятельным политиком – в рамках Европейской партии своего двоюродного брата, Виорела Гимпу. Именно эта некогда живая партия и сделала Киртоакэ узнаваемым в среде кишинёвских избирателей. Без неё он никогда бы не стал примаром… Но двух кузенов очень не вовремя заметил их дядя Михай.
В результате Дорина Киртоакэ в добровольно-принудительном порядке перекрестили в вице-председателя ЛП. А Виорел Гимпу в одночасье превратился в лидера «диванной партии». Его «европейцы» участвуют только в выборах сельского совета в Колонице, и больше ни на что не претендуют. А разогнанных дядей Михаем первых соратников Киртоакэ судьба разбросала кого куда. Кто-то из них теперь работает на телеканале Publika. Кто-то вошёл в руководство масонской ложи Молдовы. А кто-то, не афишируя унионистских взглядов, работает «советником-политтехнологом» у «государственника» Игоря Додона.
Киртоакэ человек подневольный. Пойти против дяди ему страшно. Но те, которые хотят помазать его на царство – из того же теста. И ведь восстали. Мамалыга взорвалась. Может она взорваться и в голове у Киртоакэ.

  Никого не жалко Конфликт между царём Михаем и его подданными – тот случай, когда ни одна из сторон не вызывает доброго чувства. Гимпу, по большому счёту, сам доигрался. Он демонстративно плевал на чаяния своих соратников. Ему было не до них. Вместо этого были поездки в Кондрицу и знакомство с европейскими туалетами. А ещё – распил кишинёвского бюджета, откаты с «ремонта» дорог, сбор дани с маршруток… ему было не до своей партии.
Оппоненты Гимпу – тоже хороши. Их лидеры – бывшие парторги КПСС, выпускники Высшей партийной школы. А теперь – те, кто стоит за продвижение национализма на уровень Конституции. Кто бы не одержал верх в этой возне, эта битва уже является борьбой законченных плоскомордых совков с националистским душком.
Что будет с Либеральной партией? Очевидно, что будет как минимум две партии. Известно, что в этой стране партию возглавляет тот, кто успел умыкнуть её печать. Если Гимпу проиграет эту борьбу, то придётся создавать новую партию. Партию реформаторов, Партию истинных либералов, Партию имени Киртоакэ… всё равно как назвать! Хотя бы и забытой Европейской партией воспользоваться…
Если же Киртоакэ не рискнёт – процесс уже всё равно не остановить. Назад дороги нет. Их больше не предложат ни в депутаты, ни в министры, ни в полотёры сельской примэрии. Они вынуждены будут создавать что-то другое. Что останется от партии после выборов – посмотрим.

0