646

Освобождение советскими войсками Бессарабии от румынской экспансии. 1940 год.


1940 год стоит на особом месте в ряду ключевых событий на историческом пути молдавского народа. В конце 30-х, начале 40-х годов геополитическая ситуация решительно менялась. В 1938 году румынский король встретился с Адольфом Гитлером в Бергхофе. 23 марта 1939 года был заключен договор «06 укреплении экономических связей между Германией и Румынией». А уже 1 сентября 1939 года Румыния оказалась союзницей Германии, напавшей на Польшу.
В свою очередь, советское руководство понимало свою заинтересованность в Бессарабии как возврат и включение ее в состав СССР, спасение региона от фашистского нападения. Так называемый «Пакт Молотова-Риббентропа» от 23 августа 1939 года стал первым реальным сигналом подготовки решения бессарабского вопроса, и он вызвал растерянность в Бухаресте.
Советское правительство предпринимало дипломатические усилия по разрешению территориального спора с Румынией, и 23 июня предупредило германское правительство о своих намерениях в отношении Бессарабии и Буковины.
Через несколько дней Москва перешла к решительным действиям. 26 июня правительство СССР сообщило Румынии о том, что СССР никогда не признавал прав Румынии на Бессарабию и призвало приступить к немедленному решению вопроса о включении Бессарабии в состав Советского Союза. В свою очередь, Румынское правительство затягивало решение вопроса, пытаясь выиграть время, необходимое для того, чтобы заручиться поддержкой фашистской Германии. Тогда правительство СССР отправило второй официальный документ, в котором потребовало Румынию очистить территорию от войск и администрации в течении 4 дней. 28 июня румынское правительство согласилось с вынесенными предложениями. Румынские оккупанты, уходя, варварски разрушали материальные и культурные ценности, обворовывали население, угоняли скот. К вечеру 30 июня вся территория Бессарабии перешла под контроль советского командования, которое взяло под свою защиту население края. Западная граница СССР была восстановлена по Пруту и Дунаю.
Во многих независимых друг от друга источниках говорится о том, что жители Бессарабии встречали Красную Армию с восторженными настроениями.
Войска Красной Армии перешли Днестр в районе реки Бендеры в 14 часов 28 июня 1940 года, и через два часа должны были быть в Кишиневе. Но пришли туда они гораздо позже, уже в 10 часов вечера. Причиной послужило то, что уже у моста через Бендеру начался митинг. Люди выходили навстречу советским солдатам с красными флагами. Во всех селах, через которые проходила дорога на Кишинев, молдаване перегораживали путь столами с вином и закусками, встречи эти перерастали в стихийные митинги, в праздник всего села. Об этом писали в разных газетах, независимых друг от друга. В таких как «Советская Молдавия», «Днестровская правда» и многих других.
В июне 1940 года молдаване имели возможность самостоятельно решать, с кем связывать свою судьбу - с фашистской Румынией или с Советским Союзом. Дело в том, что Красная Армия в 14 часов 28 июня могла бы войти в малонаселенную, полупустынную страну, брошенную своими жителями, так как ничто не мешало населению покинуть ее вместе с румынами, которые начали бегство еще утром 27 июня. Около недели жители края могли сделать свой выбор и покинуть Бессарабию. И действительно, исход был, но бежали самые настоящие румыны, уроженцы Старого королевства Мунтении, Трансильвании и проч., а не молдаване, как пишут это современные кишиневские историки. В большинстве своем это были румынские военные, полицейские, священники, чиновники, и другие категории населения края, прибывшие его колонизировать и румынизировать. Разумеется, были и те жители края, не пожелавшие жить при Советах. Но был и другой поток.
За годы румынской оккупации имело место массовое бегство населения из Бессарабии. В СССР эмигрировали около 300 тыс. человек, в страны Западной Европы - 150 тыс, в Южную Америку и США - 50 тысяч человек. В предвоенное время число эмигрантов сократилось, но все равно исчислялось десятками тысяч. Многие впоследствии возвращались на Родину, несмотря на зверства румынских фашистов. Массами покидали бессарабцы и буковинцы румынскую армию, скрываясь в лесах, ожидая подхода частей Красной Армии. Многие из них погибли от рук румынских карателей, которые расправлялись с дезертирами без суда и следствия, но устрашить жителей, не пожелавших уходить в Румынию, им не удалось.
К июню 1940 г. десятки и сотни тысяч жителей края, оказавшихся за его пределами, вернулись на Родину. С июня по декабрь население увеличилось почти на 10 процентов. Вывод историков объясним и очевиден - БОЛЬШИНСТВО ЖИТЕЛЕЙ ОСВОБОЖДЕННОЙ БЕССАРАБИИ И СЕВЕРНОЙ БУКОВИНЫ ПРОЯВИЛИ СВОИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И СДЕЛАЛИ СВОЙ ВЫБОР. Это был выбор против румынских оккупантов, за освободителей, за Советский Союз.
Надо признать, что для молдавского народа включение Бессарабии в состав СССР явилось светлым и положительным событием, освободившим его от 22-летнего чужеземного господства и создавшим условия для восстановления его государственности.
2 августа 1940 года была образована Молдавская ССР. На сегодняшний день современные молдавские политики и историки утверждают, что 28 июня 1940 года - это день «советской оккупации», несмотря на то, что во многих источниках указывается, что румыны молдаван и за народ-то не воспринимали, считая их низшим сословием румын, а их язык - всего лишь диалектом румынского языка. Нынешние горе-руководители утверждают, что они не молдаване, а «дако-румыны», тем самым показывая неуважение к своему народу.
Именно при Советской власти, а не при румынской оккупации молдаване получили возможность развиваться как нация и построить свое государство. Молдаване являются носителями и хранителями своей самобытной национальной культуры и их историю переписывать бессмысленно, так как свет исторической истины не затмить никакими вымыслами продажных фальсификаторов.
0