853

ADEVARUL: "Объединение Румынии и Молдовы произойдет в ближайшие 10 – 20 лет"

Объединение Республики Молдова и Румынии состоится благодаря поколению, представителем которого является этот молодой человек – Стойка Кристинел Попа. Он провел серьезное исследование о возможном, желательном и необходимом объединении двух румынских государств.
В 2013 году он был принят с полной стипендией на получение докторской степени в области политических наук в университеты Аризоны, Боулдер (Колорадо), Южной Калифорнии, Остин (Техас), Торонто и Джона Хопкинса. После получения степени доктора в одном из этих университетов Стойка Кристинел Попа намерен вернуться в Румынию для того, чтобы преподавать в университете и заниматься исследованиями для Европейской комиссии. 


Последний Железный занавес 

Перед тем, как ответить на вопросы журналиста наш соотечественник из-за океана отметил: 

Во времена учебы, получив стипендии от Европейской комиссии, я представлял неправительственный сектор Румынии на международных конференциях по всей Европе. Здесь, в США я старался продвигать национальные интересы моей страны в области и посредством американской науки. 

В Стэнфорде я писал работу на тему возможного воссоединения Румынии и Республики Молдова, проведя параллель с объединением Германии. Моя работа называется «Последний Железный занавес: изучение возможного молдавско-румынского воссоединения», а для проведения этого исследования я даже получил стипендию от университета. Я представил работу, и она была опубликована в виде книги. 

Я был удивлен, узнав, что немногие американцы, в том числе и в области науки, знают, что Румыния была территориально раздроблена Советским союзом во время Второй мировой войны. Самое важное, что я узнал, благодаря этому опыту, - что идея воссоединения Румынии, также как и любая другая политическая идея, нуждается в продвижении. 

Американцы ценят то, что мы отправляли свои войска в Афганистан и Ирак 

Как выглядит Румыния, если смотреть на нее из США? 

За те шесть лет, что я живу в США, могу сказать, что на уровне рядового американца самыми известными символами Румынии являются Дракула, Николай Чаушеску и Надя Команечи. В определенных кругах также известен Георге Хаджи. Многие американцы не знают, что Румыния состоит в ЕС, но большинство знает, что она состоит в НАТО. Все знают, что Румыния была коммунистическим государством, но некоторым неизвестно, были мы частью СССР или просто союзником как Польша. 

Недавний скандал с попыткой государственного переворота значительно подпортил имидж Румынии, но мы все же не на уровне Венгрии, которая считается практически диктатурой с националистическим и экстремистским правительством. 

В общем, можно сказать, что имидж Румынии смешанный – есть и плохое, и хорошее. Мы и не первые в списке, когда речь идет о развитых европейских государствах, которые необходимо обязательно посетить, но и не среди проблемных – вроде Греции или Белоруссии. Чаще всего нас просто не замечают.

Более того, во время бесед с американскими чиновниками и людьми науки я с удовольствием отмечал, что у Румынии положительный имидж. Все отмечают сходство между Румынией и США и активное участие нашей страны в евро-атлантических структурах. Многие положительно оценивают нас за то, что мы посылали свои войска в Афганистан и Ирак. 

В научной сфере в США очень мало румын, даже если учитывать численность населения Румынии. По сравнению с большинством европейских народов, у румын в США прекрасный имидж. Нас ценят и уважают. Мы не ассоциируемся у них с ворами, попрошайками и т.д. как зачастую происходит в Европе. Работаем мы в основном в наиболее престижных сферах – информационные технологии, наука и т.д. 

Воссоединение невозможно остановить! 

Вы согласны с тем, что воссоединение румынских земель возможно по примеру ГДР и ФРГ? 

Отвечая на ваш вопрос, я бы хотел остановиться на некоторых мифах, существующих в связи с воссоединением Германии, которые используются теми, кто против объединения Румынии. 

Первый миф, - что Германия пользовалась поддержкой Европы, когда восстанавливала свою территориальную целостность, который используют, указывая на сопротивление различных европейских государств воссоединению Румынии, или предоставлению населению Республики Молдова румынского гражданства. 

На самом деле все было совсем не так. Большинство европейских государств открыто воспротивилось объединению Германии. Жестче всех в этом вопросе оказались Великобритания, Франция, Голландия и Италия. Маргарет Тэтчер, руководившая Великобританией в то время, умоляла Рональда Рейгана, президента США, сделать все возможное для того, чтобы сохранить Германию разделенной. 

Но все эти страны не смогли остановить воссоединение, потому, что у них не было аргументов, соответствующих нормам международного права. 

Когда представители двух политических единиц – министерств иностранных дел, парламентов, или любых других госструктур, обладающих полномочиями в области внешней политики, выражают законным, мирным и демократичным способом свое желание объединиться, ни одно другое государство не может этому воспротивиться, согласно нормам международного права. Просто не существует законных механизмов, позволяющих запретить объединение в подобных случаях. 

В случае признания независимости, например, есть механизмы международного права, позволяющие государству получить международное признание. Обычно, это происходит в результате долгой гражданской войны или очевидных нарушений прав человека, вроде геноцида. Однако, законных механизмов, позволяющих остановить демократическое и мирное объединение, не существует. 

Понятно, что тут мы говорим о законных методах, а не о незаконных, вроде присутствия российских войск на территории Республики Молдова, которые находятся там, в том числе и для того, чтобы предупредить возможное объединение с Румынией. 

Основной приоритет для внешней политики 

Второй миф? 

Второй миф заключается в том, что воссоединение Германии состоялось за ночь, а тот факт, что Румыния и Республика Молдова до сих пор не объединились, говорит о том, что этого не произойдет никогда. 

На самом деле все не так. Воссоединение Германии заняло 44 года. Начиная с 1949 года, когда она была разделена, и до 1989 года, когда состоялось объединение, все политические партии, вне зависимости от ориентации – и правые, и левые, все они высказывались за объединение, включая это в свои программы. 

Начиная с Конрада Аденауэра и заканчивая Гельмутом Колем, каждый канцлер Германии назначал объединение основным приоритетом для внешней политики. 

Для объединения использовались различные методы. Так, до семидесятых годов Западная Германия отказывалась признавать Восточную Германию и объявляла себя единственным законным германским государством. 

Позже, начиная с канцлера Вилли Брандта, ФРГ начала использовать политику сближения с Востоком. После эта политика лучше всех послужила унионистским идеалам, улучшив отношения между Западом и Востоком. Западные политики начали совершать поездки в ГДР. Параллельно, на протяжении всей Холодной войны Западная Германия приняла миллионы беженцев из Восточной Германии, что позволило сохранить связи, пусть и слабые, между гражданами двух государств. 

А как у нас? 

В случае Румынии об объединении не могло быть и речи вплоть до 1991 года, когда Республика Молдова получила независимость, а СССР распался. 

Если мы отметим 1991 год как точку отсчета процесса объединения Румынии, каковым был 1949 год для Германии, то у нас еще есть как минимум два десятилетия для того, чтобы объединиться до того, как у нас появится причина отказаться и объявить, что объединение провалено. 

Воссоединение Румынии, также как и вступление в НАТО и ЕС должно быть долгосрочной целью для Румынии и поддерживаться большинством руководства. 

Также как Румыния не вступила в НАТО в 1997 году, как хотела ранее, но в конце концов вступила, также как она не интегрировалась в ЕС в 2004 году, как планировалось, но спустя три года смогла сделать это, также произойдет и с объединением, - это случится рано или поздно. 

От 3 до 12 тысяч долларов 

Подумайте над тем, что «недавний политический скандал с попыткой государственного переворота», о котором говорилось выше, имел и другие причины, которые замалчиваются. А именно – желание определенных сил избавиться от лидера, у которого были двухсторонние отношения с президентом Джорджем Бушем. Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, он еще и поддерживал идею их будущего воссоединения. Если бы его место в Белом доме занял также республиканец, то ситуация сегодня была бы иной. Но вернемся к мифам. Каков третий? 

Различие между двумя Германиями на момент воссоединения было минимальным. 

На самом деле было совсем не так. В 1989 году уровень экономики в ФРГ был в три раза выше, чем в ГДР, но все эти расчеты делались до приватизации в ГДР. Как известно, все страны, переходившие от плановой экономики к рыночной, переживали период серьезного спада. 

Это означает, что, несмотря на то, что уровень закрытой экономики ГДР по подсчетам был лишь в три раза ниже, на самом деле, при рыночной экономике, уровень производства в ГДР был гораздо ниже. 

В случае Республики Молдова переход к рыночной экономике уже свершился, а значит нынешняя разница между румынским и молдавским ВВП на душу населения, то есть 12 тысячами и 3 тысячами долларов, является такой же, если не меньше, как и разница между ВВП ФРГ и ГДР. 

Первый президент унионист Румынии 

Какой еще урок могут извлечь румынские власти из объединения Германии? 

Таких уроков много. В первую очередь, улучшение отношений с политическим классом Республики Молдова должно стать абсолютным приоритетом для внешней политики Румынии. 

Бэсеску стал первым президентом унионистом Румынии. Нынешняя коалиция Социал-либерального союза довольно дружелюбна по отношению к Республике Молдова. В этом смысле хорошей инициативой является программа по укреплению сотрудничества в неправительственном секторе Румынии и Республики Молдова. 

Важно понять, что румынское общество на обоих берегах Прута было разделено насильно, и сейчас мы должны работать над восстановлением этой связи. 

Так, необходимо не просто поддерживать, но и расширять процесс получения румынского гражданства среди населения Республики Молдова. В соответствии с соглашениями ЕС, миграционная политика касается только стран членов и не может контролироваться Брюсселем. Это потому, что у каждого государства члена свои запросы для рынка труда. И поэтому, даже если есть страны, которые недовольны политикой Румынии в области возвращения гражданства, эти страны не могут аргументировать законами свои претензии и препятствовать подобной политике. 

Политический класс Румынии должен понять и различать действия, прямо нарушающие европейское право и европейские соглашения, вроде попытки государственного переворота, вызвавшей жесткую критику со стороны ЕС, США и европейских структур, и действия, которые вызывают критику со стороны ограниченного круга стран ЕС, вроде предоставления гражданства, но которые никоим образом не нарушают европейские законы. 

То есть тем государствам, которым это не нравится, придется терпеть. Они ничего не могут с этим поделать. 

Миграционная политика, нацеленная на граждан из стран, не являющихся членами ЕС, была раскритикована многими странами, начиная от Испании и Франции, и заканчивая Великобританией и Польшей, но она не противоречит законам ЕС. 

Каковы желания граждан за Прутом? 

Согласно последним опросам, почти 50% населения Республики Молдова желает получить румынское гражданство, что радует. Очевидно, что чем больше человек за Прутом обладают румынским гражданством, тем ближе объединение. 

В румынской прессе это редко отмечается, но молдаване, восстанавливая гражданство, платят за это сборы, и довольно большие, то есть, можно сказать, что Румыния ни в коем случае не проигрывает в финансовом плане. Даже если большая часть граждан Республики Молдова, получающих румынское гражданство, уезжают на заработки в ЕС, значительная часть все же остается в Румынии, как это стало заметно в последние годы. 

А для тех, кто не остается, даже если они уезжают в другие страны Евросоюза, тот факт, что они смогли это сделать благодаря Румынии является весьма важным, что позволяет нам восстанавливать связь с потерянным населением с левого берега Прута, завоевывая их доверие. 

Во времена СССР в Молдавской ССР проводилась политика «промывания мозгов», сконцентрированная на навязывании идеи, что Румыния предала Бессарабию. 

Пора менять эти взгляды! 

Также как это было в Германии, весь политический класс Румынии должен проводить политику объединения. Каждая партия обязана включить в свою программу объединение как цель. После вступления Румынии в НАТО и ЕС, объединение должно стать основным приоритетом. 

Опросы показывают, что абсолютное большинство румын, где-то 85 – 90% уже высказались за объединение. Это значит, что, кроме, разве что Демократического союза венгров Румынии, ни одна партия не потеряет свой электорат, если включит в свою программу пункт об объединении. 

Всеобщая декларация прав человека не включает в себя автономию по этническим признакам 

Таким образом, что должны понять все остальные европейские государства? 

Европа должна понять, что в Румынии все общество желает объединения, а не просто отдельные партии, набирающие минимум сторонников. А идеи унионизма не стоит путать с национализмом, экстремизмом или ксенофобией. 

Параллельно с идеями унионизма необходимо продвигать права меньшинств: образование на родном языке, право голосовать, право на вероисповедание и т.д. А если коснуться разговоров об автономии секеев, то стоит отметить тот факт, что Всеобщая декларация прав человека не включает в себя автономию по этническим признакам. Этнические меньшинства в Румынии и так обладают расширенными правами, которых гораздо больше, чем в Декларации прав человека. Если мы не дадим автономию секеям, никто не придет и не скажет, что мы не демократичная страна или что правовое государство в Румынии не функционально. При этом Румыния может в соответствии с международными нормами объявить самые радикальные и ксенофобские организации секеев в Трансильвании террористическими. 

В таких странах как Австралия, США, Великобритания есть целые списки организаций, которые считаются террористическими. И в этих списках не просто террористические группировки вроде Аль-Каиды, а любые организации, которые используют методы, не соответствующие демократическим нормам и законам. Чтобы меня поняли, - я не предлагаю объявить Демократический союз венгров Румынии террористической организацией. Я говорю о радикальных группировках, существующих в Трансильвании. 

Угрозы смертью и любые другие нападки на этнических румын, ромов, венгров и т.д., должны наказываться вне зависимости от того, кто нападает. А антидискриминационная политика уже действует и ее нужно использовать. Демократический союз венгров Румынии по закону может предлагать все, что угодно – автономию, независимость, объединение с Венгрией… но это не значит, что парламент Румынии обязан соглашаться. 

До тех пор, пока Демократический союз венгров Румынии получает 6 – 7% мест в парламенте Румынии, а секеи являются меньшинством, они могут мирным путем выражать любые свои пожелания. Но они не исполнятся, пока большинство населения или депутатов парламента не согласиться с ними. Таковы основные правила функционирования демократии и не Румыния их изобрела. 

Как я уже говорил, согласно нормам международного права, территориальные изменения производятся только с согласия обеих сторон. В случае секеев это означает референдум или петицию за автономию от имени населения, желающего чего-то подобного, а также промульгацию закона в парламенте Румынии и подписание его президентом. Единственное исключение возможно в том случае, если меньшинства смогут доказать, что их постоянно дискриминируют, уничтожают или репрессируют национальные власти, как это случилось в Косово и в Южном Судане. В случае же с секеями, по очевидным причинам, это невозможно. 

Абсолютное румынское большинство 

Вернемся к воссоединению, ведь 27 марта мы отмечаем 95 годовщину объединения Бессарабии и Родины… 

Я уверен, что объединение Румынии и Республики Молдова произойдет в ближайшие 10 – 20 лет, и этим займется мое поколение. Румыния и Республика Молдова – два государства, абсолютное большинство населения которых – румыны. 

И после воссоединения Румынии, 85% населения которой – румыны, она останется национальным государством, в соответствии с определением национального государства, используемым на международном уровне. Молодые унионисты с обоих берегов Прута уже организовывают НПО, а идеал объединения притягивает все новых и новых сторонников в обоих румынских государствах. А в это время мы, румынская диаспора, продвигаем идею объединения в европейских и мировых столицах. 
Интервью вел Ион ПЕТРЕСКУ 

Перевела с румынского для 
eNews.md Вера БАЛАХНОВА

Adevarul.md
0