630

Нантой: О том, как молдаване в Европу засобирались...


«Некоторые политики относятся к собственным избирателям, как к стаду, лишенному разума, памяти и достоинства»

Оазу Нантой
 
«Сердце Чавеса не выдержало, когда он услышал об отставке Правительства Филата» - приблизительно так выглядит свежий образчик молдавского черного юмора. Да, 5-го марта, голосами ПКРМ, ДПМ и еще нескольких перебежчиков из ПКРМ, созданное АЕИ-2 Правительство, было отправлено в отставку. Свершилось то, что еще в декабре 2010 года казалось абсолютно невозможным! Приблизительно так же, как кажется невозможным склочный развод с мордобоем и вытряхиванием грязного белья в день свадьбы, которая «пела и плясала».
Справедливости ради следует отметить, что переговоры о создании АЕИ-2 по итогам досрочных выборов от 28-го ноября 2010 года проходили совсем не просто, без песен и плясок. Во-первых, оказалось, что ДПМ (15 мандатов) вовсе не отвергает диалог с ПКРМ (42 мандата). И это невзирая на то, что идеологи ПКРМ в избирательной кампании старательно демонстрировали молдавскому избирателю картинки, на которых Мариан Лупу фигурировал совместно с Михаем Гимпу. Более того, вечером, 4 декабря, в Кишинев прибыл руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин. Разместился он почему-то в гостинице «Нобил», на ступеньках у входа в которую его ожидал свежеиспеченный депутат от ДПМ Влад Плахотнюк. Голосовавшие против ПКРМ избиратели вообще задергались, когда, по итогам встречи представителей ПКРМ и ДПМ, с участием российского посла и Сергея Нарышкина, было объявлено о возможном создании лево-центристского блока!
Однако, все оказалось гораздо банальней – Влад Плахотнюк «использовал» Нарышкина, чтобы урезать амбиции Филата, имевшего более чем в два раза больше мандатов (32) нежели ДПМ, при распределении портфелей. Так что, 30 декабря 2010 года, голосовавший «против ПКРМ» избиратель облегченно вздохнул – было подписано Соглашение о создании «АЕИ-2». Конечно, ради этого торга при распределении пирога власти Плахотнюк и, надувавший щеки в качестве «лидера» ДПМ, Мариан Лупу «кинули» и Нарышкина, и Россию.
Но, во-первых, «кидаловка» это норма молдавской политики. ФСБ, с ее бюджетом, должна была хотя бы предупредить Нарышкина. Во-вторых, эта «кидаловка» выглядит невинным детским розыгрышем по сравнению с тем, как, 25-го ноября 2003 года, Владимир Воронин «кинул» самого (!) Путина с «Меморандумом Козака». Но, это так, лирика. Тем более что новоявленные «Евроинтеграсты», как оказалось, «кинули» и своих же избирателей - целый месяц они дурачили всех, утверждая, что ведут переговоры о создании «АЕИ-2», якобы на основе европейских «принципов и ценностей». Последовавшая за этим череда скандалов продемонстрировала, что, помимо министерских портфелей, они поделили между собой и «кормушку» теневой экономики, и, заодно, Прокуратуру и судебную систему. Сицилия отдыхает!
«Ах, злые языки страшнее пистолета!» написал в свое время Грибоедов. Так вот, движимые завистью «злые языки», разнесли даже слухи о том, кто, сколько и кому «занес», чтобы иметь «своего» Генерального Прокурора. Моментально сошли на нет избирательные вопли о «криминальной приватизации гостиницы «Кодру», о борьбе с «мясной», «рыбной» и пр. мафиями.
Взамен этого, «Трио» из Лебедя, Рака и Щуки (АЕИ-2) в унисон, как мартовские коты, заорали о неизбежности светлого европейского будущего для Молдовы, при условии, что именно они будут у (кормушки) власти. Не стоит их переоценивать – «коты» из АЕИ-2 ничего нового не изобрели и не создали! Они просто поделили между собой воронинское наследие. А Влад Плахотнюк - так тот вообще для Владимира Воронина, как для Тараса Бульбы, порожденный им и «продавшийся ляхам» младший сынок…
Математикам просто – для описания мира им достаточно логики и воображения. Для описания же молдавской политики надо знать, что такое амбиции, зависть, алчность, чванство, холуйство, трусость, лицемерие, ханжество. Ах, да, чуть не забыл! О презрении политиков к собственным избирателям тоже не следует забывать. Вслед за созданием АИЕ-2 последовали громкие скандалы с рейдерскими захватами. Журналисты смаковали разноголосицу бесконечных заявлений лидеров, которые все больше скатывались к взаимным обвинениям. Влад Филат цедил сквозь зубы что-то об инфернальной роли «кукловода», «советовался с народом», создавал комиссии, по наведению порядка с «офф-шорами». Но, молдавская Фемида, заодно с Генеральной Прокуратурой, ни видеть, ни реагировать ни на что не хотела. Один только Сержиу Мокану все обличал да обличал Плахотнюка. Да, говорят еще, какой-то Лондонский суд якобы добыл свидетельства о том, что за рейдерскими захватами стоит все тот же «кукловод» и Первый вице-спикер Парламента, Влад Плахотнюк. Короче, «дерьмометр» ситуации внутри АЕИ-2 начал зашкаливать!
Конечно, нельзя все правление АЕИ-2 сводить только к безудержному воровству и к взаимному подсиживанию. Для такой страны как Молдова много стоит тот факт, что о ней заговорили в ЕС. Череда визитов «важных персон» также создала невнятные позитивные ожидания. В Молдову потекли деньги под разного рода проекты и реформы, а присланные ЕС консультанты начали наставлять на путь европейский наших местных бюрократов. План действий по либерализации визового режима, пусть и со скрипом, но начал внедряться. В экономике тенденции очень тревожные, а рядовой житель Молдовы не почувствовал ничего положительного по итогам про-европейского политического шаманства. Тем не менее, 2013 года был объявлен судьбоносным - все было поставлено на одну карту - нас стали готовить к тому, что итоги Вильнюсского Саммита ЕС должны стать единственным оправданием правления АЕИ-2!
Однако, трагический случай на охоте, 23-го декабря, не только вскрыл всю мерзость и двуличие молдавского политического борделя, но и послужил детонатором открытой войны на взаимное уничтожение, вспыхнувшей внутри АЕИ-2!
Журналисты и обыватели почему-то сводят весь брифинг Влада Филата от 13-го февраля только к заявлению о выходе ЛДПМ из Соглашения об АЕИ-2. И забывают о том, что Влад Филат объявил, что угроза стране исходит от «одной личности», неспособной подчинить свои личные амбиции интересам страны, и объявил восемь (8) условий для пересмотра Соглашения об АЕИ. Более того, Филат признал свою долю вины (!) за то, что пошел на создание АЕИ по линии «наименьшего зла».
Но, даже если забыть на минуту о уже состоявшемся голосовании вотума недоверия Правительству, то непонятно, на что рассчитывал Филат, призывая к пересмотру Соглашения об АЕИ на этих (восьми) условиях? На то, что они все, скопом, заодно с ним, покаются и станут бескорыстными ангелами, пашущими в поте лица на благо народа? На то, что ДПМ, чья фракция в Парламенте состоит сплошняком из «финов» и наемных сотрудников Плахотнюка, вынесет ему вотум недоверия и Плахотнюк пострижется в монахи на горе Афон, где Филат и Шевчук дуэтом общались с Богом? И это после того, как Плахотнюк скупил Народное Собрание после выборов в АТО Гагаузии! Что мешает ему думать, как он скупит весь молдавский народ в случае очередных досрочных выборов? Тут не до покаяния - утрата власти может обернуться сроком на нарах!
На Воронина Филат также рассчитывать не может - тот, по студенческим конспектам Марка Ткачука, зубрит учение «иудушки Троцкого» о перманентной революции. «Впасть в детство» называется. Сам Филат тоже не может отступить, предоставив пост Премьер-министра кому-либо другому. Мы же не в Швеции какой-то живем. Тут добивать будут! Опять пойдем на досрочные парламентские выборы? С разочарованными и озверевшими от политического бедлама избирателями?
Во времена советские был анекдот, про Рабиновича, которому поручили быть конферансье на праздничном концерте в зоне, посвященном очередной годовщине Великого Октября. Рабинович вышел к рампе и объявил: «Хор рецидивистов, мокрушников и домушников исполнит песню «Партия наш рулевой!». За что и получил дополнительный срок. Мы, граждане Республики Молдова, ожидали, что АЕИ исполнит нам «Оду Радости» Бетховена – Гимн ЕС. Оказалось же, что АЕИ способен исполнить только «Мурку». За что нам всем полагается дополнительный срок позора и унижения.
Можно летать на собственном самолете, иметь дворцы по всему миру, быть окруженным стайкой проплаченных прелестниц, жрать икру и срать икрой, летать по разбитым улицам на крутых «тачках» в сопровождении «канареек», взирая на проголосовавшее за тебя быдло через затененные стекла. Но стать национальным лидером, способным повести за собой людей, сострадая им, и оправдать их доверие, все равно не получается…
«Каждому воздастся по вере его». Неужто это про нас, про всех?
Политиков мне не жаль. Особенно тех, которые почему-то резко богатеют, придя во власть. Равно как мне не жаль и тех, кто раз за разом соглашается быть стадом, погоняемым и покупаемым этими политиками. Не жаль и проекта молдавского государства, вырождающегося в какой-то хоспис для неудачников.
В 1987 году весь Советский Союз, затаив дыхание, смотрел фильм Тэнгиза Абуладзэ «Покаяние». Там, помнится, выкапывали и выбрасывали какой-то труп, символизирующий тоталитарное прошлое.
Может, начнем копать? Может еще не поздно? Может, начнем с себя?
17 марта 2013 года,
Прощенное Воскресение
 
Оазу Нантой, директор программ Института общественной политики (Кишинев, Молдавия)

0