АНДРЕЙ УСАТЫЙ: В МОЛДОВЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СОВРЕМЕННАЯ И ДОСТУПНАЯ МЕДИЦИНА
Министр здравоохранения Андрей УСАТЫЙ в интервью корреспонденту «ИНФОТАГ» Алине ПОПОВОЙ рассказал о реформировании отрасли, трудностях и перспективах молдавской медицины
«ИНФОТАГ»: - Господин министр, Молдову ожидает децентрализация здравоохранения, одна из целей которой - приблизить первичную медпомощь к месту жительства человека. Как это будет происходить на практике?
Андрей УСАТЫЙ: - Первое сокращение числа больниц произошло в 2000 г. Сегодня в РМ действует 262 центра семейных врачей, 500 офисов семейных врачей и около 300 центров здоровья. Их децентрализацию мы и осуществляем. Ее цель - придание автономного статуса каждому лечебному учреждению, что предусматривает исключение трат на администрацию и использование финансов исключительно для нужд пациентов. Мы провели исследования в Унгень, Хынчешть и Орхей и, выявили, что в некоторых населенных пунктах есть только один центр здоровья, что крайне мало. Поэтому мы рассредоточим и создадим необходимое количество лечебных учреждений, чтобы жителям одного района не приходилось ездить в другой.
Мы ожидаем, что в конце 2013 г. все центры здоровья станут автономными и будут заключать контракты непосредственно с Национальной компанией медицинского страхования. За счет этого мы предадим центрам не только большую финансовую независимость, но и ответственность.
Если говорить о децентрализации, то перед нами стоит еще одна задача, связанная с промежуточной структурой под названием - центр семейных врачей. В наших планах значится ее исключение. Это делается для того, чтобы изменить алгоритм оказания медицинской помощи. То есть, если до этого работники каждое утро ждали приказ или наряд, то сейчас они берут на себя полную ответственность по организации процесса оказания медицинской помощи.
«И»: - Что представляет национальный план развития больничной сети?
А.У.: - Дело в том, что по больничной помощи РМ имеет серьезное отставание. Наш больничный сектор не удовлетворяет потребности населения. Мы изучили четыре района севера РМ (Окницу, Единец, Дондушень и Бричень) и выяснили, что из всех операций, которым население подверглось в 2012 г., 67% проходили в Кишиневе. Это говорит о том, что граждане не хотят лечиться в близлежащих больницах. Мы вынуждены отправлять многих пациентов на лечение в другие страны, потому что у нас невозможно им оказать помощь. В связи с этим и был разработан такой план.
Он предусматривает, что каждая районная больница останется в качестве базовой для самых неотложных нужд населения: прием родов, лечение инфекционных, неврологических заболеваний, оказание терапевтической помощи. Более специализированные услуги должны оказываться на «втором уровне» больничной структуры, которого сейчас пока не существует. Поэтому мы готовим план развития региональных больниц, предварительно их будет около пяти. Там будут предоставляться все услуги, кроме операций на сердце, трансплантологии, нейрохирургии и онкологии.
«И»: - А что будет с больницами республиканского значения?
А.У.: - Для нас эти больницы уникальны. У каждой из них свое значение: Центр матери и ребенка, Онкологический институт, Институт кардиологии, неврологии, Больница скорой помощи. Но даже в них медицинское оборудование на уровне 80-х годов ХХ века, требующее замены.
Разработана специальная программа, велись переговоры с рядом потенциальных доноров, но мы остановились на партнерстве с инвесторами Австрии и Японии. В результате переговоров, от Японии удалось получить кредит soft lown в 53 млн. евро. Обязательным условием является обновление оборудования и инфраструктуры трех учреждений - Центра матери и ребёнка, Онкологического института и Больницы скорой помощи к началу 2014 г., когда нами планируется полностью обновить оснащение больниц республиканского значения.
Благодаря финансовой поддержке Австрии, в Республиканской клинической больнице уже отремонтированы хирургические операционные и приобретена ультразвуковая аппаратура. Здесь же ведется строительство нового блока, которое завершится в августе 2013 г. Это будет корпус трансплантологии и нейрохирургии.
«И.»: - Какие еще средства, кроме иностранных, будут вкладывать для реформы здравоохранения?
А.У.: - Существует такой путь, как публично-частное партнерство. Мы планируем использовать его для ускорения технической модернизации больниц. В середине марта открывается первое партнерство в области радиологии.
Модернизация – это часть дела. Гораздо важнее рационально использовать средства. Ведь многие говорят, что денег нет, тогда как на самом деле они есть, их просто нужно правильно, а главное, с максимальной эффективностью использовать.
«И»: - В таком случае, давайте коснемся бюджета министерства. Каков его тренд в последние годы, он увеличивается или уменьшается?
А.У.: - С 2009 г. финансирование возросло на 1 млрд. леев. Если три года назад оно равнялось 3,8 млрд. леев, то в 2012 г. эта сумма составила чуть более 5 млрд. леев. Но этих денег недостаточно. В первую очередь, из-за низкого качества менеджмента и дублирования услуг. Это происходит потому, что зачастую директора медучреждений покупают препараты или оборудование из любви к процессу покупок, а не из рациональных нужд. Децентрализация и автономность каждого лечебного учреждения должны поспособствовать обретению чувства реальности для них.
«И»: - Коснется ли децентрализация психиатрических клиник? Не получится так, что их пациенты окажутся в обычной больнице?
А.У.: - Децентрализация – это, прежде всего, приближение к месту проживания граждан. Сейчас психиатрическая помощь сконцентрирована в Кишиневе, Орхей и Бэлць. Но мы уже создали несколько центров, в которые постепенно рассредоточиваем тех, кто не являются социально опасными больными. Те же, кто может быть опасен, будут находиться в специальных больницах.
«И»: - Что можете сказать о врачах, кто и как поощряет их приход в эту профессию?
А.У.: - Помимо всех прочих изменений, меняется и система оплаты труда персонала. На днях мы направили группу специалистов из министерства в Испанию, чтобы освоить их опыт оплаты первичной медицинской помощи. Мы хотим, чтобы каждому оплачивали его услуги, качество, а не стаж. Если, допустим, молодой хирург на второй год врачебной практики делает такие же успешные операции, как и специалист с 15-летним стажем, выплаты им должны быть равны. В связи с кардинальной сменой оборудования мы направляем на учебу в другие страны молодых специалистов, чтобы они получили опыт работы на нем.
«И»: - Верно ли утверждение о том, что тестирование лекарственных препаратов у нас добровольно?
А.У.: - Да, верно. К тому же, мы считаем, что тестирование лекарств должно проходить в течение 210 дней. В парламенте этот проект еще не утвержден. Однако у нас, благодаря новой лаборатории, практически не осталось задолженностей. Нужно отметить, что темпы возросли и в связи с тем, что мы не тестируем препараты, проверенные и имеющие сертификаты стран Евросоюза. Мы проводим выборочное качественное изучение препаратов из аптек. Согласно статистике, тестируется 54% лекарств, которые поступают в страну. Это довольно таки большой процент.
«И»: - Вопрос о санитарной авиации, о которой много говорилось этой зимой. В каком она состоянии?
А.У.: - Да, к сожалению, мы имеем лишь фрагментарное предоставление такой услуги. У нас есть четыре зоны: север, юг, центр и Гагаузия. Каждая из них работает автономно. Согласно проекту, у этой службы должны быть диспетчеры и GPS-навигаторы, чтобы знать, где находится вертолет. Мы планируем ввести единый номер вызова служб срочной помощи – 112. В связи с этим, мы предложили разработку публично-частного партнерства, которое бы занялось решением проблемы санитарного авиапарка Молдовы.