1143

Фусу: «Иностранные телепосты загрязняют информационное пространство РМ»


Депутат от либеральной партии Корина Фусу. Фото: vesti.md В декабре 2012 года Координационный совет по радио и телевидению (КСТР) постановил, что доля местных программ вещания должна составлять не менее 30% недельного эфира.
Решение вызвало недовольство некоторых русскоязычных постов радио и телевидения, которые обвинили КСТР в превышений полномочий, а тот в свою очередь доложил парламентской профильной комиссии, что нововведения приведут к банкротству большого числа радиовещательных компаний. Парламентская комиссия под руководством Кирилла Лучинского обсудила вопрос и направила ответное письмо в КСТР указав, что решение законное. И только у депутата Корины Фусу было другое мнение по этому поводу. Под давлением общественности КСТР отложил аннулирование собственного решения.
- Госпожа Фусу, почему ваше мнение отличалось от мнения ваших коллег по комиссии?
- Моя позиция базируется исключительно на том, что предусматривает аудиовизуальный кодекс. Согласно статье 40, пункт 5 этого документа, решение КСТР может быть оспорено в административном порядке считающей себя пострадавшей стороной, а не парламентской комиссией. К нашему несчастью, в 90-е годы тогдашний состав КСТР допустил, что все информационное пространство РМ было, по большому счету, занято русскоязычными радио и тв. Члены КСТР говорят, что у РМ нет технического и интеллектуального потенциала, чтобы мочь производить качественные передачи. Но прошло 20 лет с тех пор. Мы что, все также не можем создавать наши собственные передачи о наших гражданах и нашей культуре? Или сейчас война идет именно в информационном пространстве и эти иностранные каналы влияют на информационное поле Молдовы, манипулируя общественным мнением?!
- Что предусматривает аудиовизуальный кодекс по поводу местных передач?
- Статья 11 кодекса предусматривает, что с 1 января 2010 года как минимум 80% эфира должна составлять местная и европейская продукция. Здесь заключается и наша трудность ретранслировать иностранные каналы на территории РМ, потому что в нынешнем варианте кодекса «собственная продукция» - это аудиовизуальные передачи, сделанные или приобретенные исключительно радиовещателями с использованием технических, финансовых и интеллектуальных средств, либо привлеченных для этой цели на базе контракта. Проще говоря, поставщики телевизионных услуг заключают контракт с иностранными телеканалами и постами радио и считают, что имеют собственную продукцию. Понятно, что так легко получать выгоду, не вкладывая по сути ни копейки в национальные программы. Статья 11 подразумевает разногласия, потому что непонятно, сколько из этих 80% должны составлять именно местные передачи. Поэтому КСТР решил сделать уточнение – 30% согласно решению № 185 от 28.12.2012.
- Какие последствия может иметь письмо парламентской комиссии, утверждающей, что такое решение незаконно?
- Хочу сказать, что КСТР – это учреждение общественного интереса и никто не имеет права вмешиваться в их деятельность. В сатье 49 кодекса говорится о пересечениях между парламентом и КСТР: «Деятельность КСТР контролируется парламентом путем ежегодного отчета Совета». Если парламент считает, что есть недостатки в деятельности Совета, то он отвергает отчет, дает срок 30 дней и КСТР делает поправки в своих решениях.
- Когда будет принят новый радиовещательный кодекс?
- Когда была принята программа правительства, Альянс среди других вопросов наметил и принятие нового кодекса. Проект документа существует уже как два года. ЛП настаивает на обсуждении проекта, но единого мнения у Альянса нет, если допустить, что он еще существует. Мне кажется, что ЛДПМ и ДП еще не готовы принять новый кодекс. В 2015 Украина и Румыния перейдут на цифровое вещание и нам тоже надо предпринять шаги в этом направлении. Но пока что в этой области не делается ничего. Также нам надо законным путем установить, кто же по сути является у нас собственниками средств медиа.
- Депутаты готовы внести дополнения в кодекс?
- Председатель профильной комиссии Кирилл Лучинский считает, что лучше внести изменения в кодекс, нежели принять новый. Мне кажется, это ложное мнение, потому что если начинать заполнять все дыры, существующие в кодекс, то он будет обновлен почти на 50-60%. Кроме того, есть различные европейские директивы, которые мы должны принять в этой области. Вот почему я считаю, что новый аудиовизуальный кодекс необходим.
Ион Маковей

Timpul
0