829

Плахотнюк мог стать премьер-министром еще в 2008 году


Бизнесмен Владимир Плахотнюк, которого называют "молдавским Абрамовичем", всерьез рассматривался в качестве реального кандидата на пост главы правительства после отставки премьер-министра Василе Тарлева, но в последний момент президент Владимир Воронин все же сделал выбор в пользу Зинаиды Гречаной, утверждают источники в окружении главы государства.  
По оценке источников, назначение Плахотнюка премьер-министром могло бы изменить и без того хрупкий баланс различных группировок, конкурирующих между собой за влияние на Воронина, и президент решил пока не склонять окончательно этот баланс в пользу Плахотнюка, который и так считается самым приближенным к Воронину бизнесменом. Возможно, даже более приближенным, чем егособственный сын Олег Владимирович.
 Между тем, люди, которые знакомы с бизнесом Плахотнюка, полагают, что он сумел бы стать весьма эффективным главой правительства.
Про Плахотнюка широкой общественности мало что известно. До сих пор он избегал публичности и гламурности. Судя по косвенным признакам, это человек удивительной личной скромности. В интернете вы найдете три-четыре ссылки на это имя в связи со сменой акционеров "Викториабанка", но на сайте самого этого банка даже нет упоминания имени председателя его совета. Плахотнюка не включали в рейтинги самых авторитетных бизнесменов, хотя фактически он мог дать сто очков вперед всем остальным участникам этих рейтингов. Но нельзя исключать, что такое положение может измениться, и о Плахотнюке станут говорить все более открыто и широко, в том числе как об одном из возможных претендентов на высшие посты в государстве.
 К сожалению, в Молдове трудно судить о реальном состоянии того или иного бизнесмена по открытым источникам. В зарубежной прессе публиковались сообщения о том, что в нашей маленькой стране есть два долларовых миллиардера - Анатол Стати и Олег Воронин, - но эту информацию трудно проверить с калькулятором в руках. Про Плахотнюка многие говорят, что он, пожалуй, будет покруче, чем и Стати, и Воронин.
 Официально Плахотнюк занимает должность председателя совета "Викториабанка". Считается, что именно он может стоять за теми офшорными компаниями, которые два года назад приобрели контроль над этим финансовым учреждением. Плахотнюк известен как реальный владелец компании "Петром-Молдова", имеющей разветвленную сеть автозаправочных станций, и закрытого элитного заведения под названием "Нобил-клуб".
За последним, насколько известно, числится и частный самолет, на котором нередко вылетает за рубеж президент Владимир Воронин. В деловых кругах говорят, что сфера производственных, финансовых и коммерческих интересов Плахотнюка, кроме банковского сектора и рынка нефтепродуктов, включает импорт и транзит электроэнергии, авиацию, стекольную индустрию, хлебобулочную промышленность, торговлю мясными и табачными изделиями, страховой и рекламно-медийный бизнес.
 У Плахотнюка сложились близкие отношения со многими представителями руководства Молдовы. Особенно ценными для ведения бизнеса в местных условиях считаются хорошие связи в силовых структурах - генеральной прокуратуре, МВД, Центре по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, Службе информации и безопасности, Агентстве по защите конкуренции.
 Кроме того, как говорят, у Плахотнюка есть высокопрофессиональная личная служба безопасности, возглавляемая специалистами экстракласса в своей области, и оснащенная самым современным оборудованием. Эта служба способна добиваться эффективных результатов, которых не всегда могут добиться даже государственные правоохранительные структуры.
 Но, конечно, главный "бриллиант" в золотой "короне" связей Плахотнюка - это исключительно тесные отношения с самим президентом Ворониным. Глава государства, который, в целом, мало кому вообще в чем-то доверяет, Плахотнюку доверяет на все сто. Возможно, именно поэтому предпринимателя и называют "молдавскимАбрамовичем".
 Когда кандидатура Плахотнюка рассматривалась в качестве возможного претендента на пост премьера, в первую очередь, учитывались его, без преувеличения сказать, выдающиеся для Молдовы менеджерские качества. Про таких говорят - "self made man". Человек, который сам себя сделал. Сторонники Плахотнюка-премьера справедливо полагали и продолжают полагать: сделал себя - сделает и страну. Все предпосылки для этого есть.
 Во-первых, и это в условиях сегодняшней Молдовы очень важно, Плахотнюку-премьеру не нужно было бы заниматься коррупцией, брать взятки. У него и так все есть. Заработав состояние в смутные времена первоначального накопления капитала, он, как и российские, и украинские, и румынские олигархи, сегодня заинтересован в стабильности. Деньги и капитал любят тишину. Им не нужны потрясения. Плахотнюк-премьер был бы заинтересован в том, чтобы максимально стабилизировать сегодняшнюю, скатывающуюся к хаосу, ситуацию, а значит - сделать как можно больше для повышения уровня и качества жизни людей. Можно не сомневаться, что, точно так же, как губернатор Чукотки Роман Абрамович сделал очень много для чукчей - так много, что они его просто боготворят, - так и премьер Плахотнюк сделал бы не меньше для молдаван.
 Во-вторых, у Плахотнюка есть преданная команда компетентны специалистов-единомышленников. Виорел Цопа - готовый президент Национального банка. Сергей Яралов - отличная кандидатура на должность главы Национальной комиссии по финансовым рынкам. Виорика Кэраре, которая за короткий срок показала, что в состоянии эффективно руководить Национальным агентством по защите конкуренции, могла бы возглавить в правительстве финансово-экономический блок. Валентина Межинского можно было бы оставить во главе полицейского ведомства, которое, чувствуя заботу премьера Плахотнюка, работало бы еще лучше. Серджиу Дьякону, стоит ему только доверить руководство компанией "Телерадио-Молдова", смог бы наконец-то сделать ее общественной и независимой не только на словах, как сейчас, но и на деле. Практически, нет такой сферы государственного управления, для которой у Плахотнюка не нашлось бы достойного представителя.
 В-третьих, у команды Плахотнюка есть и своя программа. Те меры по либерализации экономики, которые предпринимались в Молдове в последние годы по инициативе президента Воронина, во многом заслуга именно этой команды. Хотя и "гильотины", и амнистию капитала, и нулевую ставку на прибыль, и другие революционные идеи приписывают советнику президент Олегу Рейдману и главе минэкономторговли Игорю Додону, их реальным автором можно считать Плахотнюка. Именно он обкатывал эти инновационные инициативы в многочасовых доверительных беседах с Ворониным, после чего президент давал своим подчиненным поручения переложить эти идеи на язык нормативных актов.
 В-четвертых, у Плахотнюка, как уже отмечалось, сложились близкие отношения как с президентом Ворониным, так и с его сыном-бизнесменом. О степени доверительности этих отношений свидетельствует то, что Плахотнюка часто видят в кабинете президента, обсуждающим с главой государства самые важные и деликатные проблемы, которые Воронин-старший мало с кем может обсудить так открыто, как с Плахотнюком. Президент в любой момент может сесть в самолет Плахотнюка и полететь, куда ему надо, будь то на боксерский бой супертяжеловесов в Москве, или на конфиденциальные встречи с политиками и бизнесменами в Европу, или просто на охоту. (Помимо всего прочего, организация зарубежных поездок президента именно таким образом позволяет экономить существенные средства из государственного бюджета).
В-пятых, премьер Плахотнюк, будучи выходцем из деловой среды, сумел бы наконец-то решить приднестровский вопрос. Это политики никак не могут его решить, а если бы дело урегулирования попало в руки бизнесменов с обоих берегов Днестра, они бы договорились. Конкретно, по существу, и без пиаровских дымовых завес, которые так любит подпускать Марк Ткачук.
 То, что некоторым людям из окружения Воронина, как утверждают, пока удалось заблокировать выдвижение Плахотнюка в премьеры, означает, что тем самым к управлению не была допущена молодая и амбициозная команда технократов, сгруппировавшихся вокруг этого бизнесмена. Команда, способная перевернуть все представления о том, как нужно управлять государством. Жаль, потому что больше всего от этого теряют именно государство и проживающий в нем народ. Остается надеяться, что членам и сторонникам этой команды хотя бы в рамках операции "Преемник", которую начала проводить администрация президента, будет доверена ключевая роль.
 В свое время, собираясь отойти от активных государственных дел, Мао Цзе Дун сказал Хуа Го Фэну: "Если дело в твоих руках - я могу быть спокоен". Можно не сомневаться, что то же самое мог бы сказать и Владимир Воронин Владимиру Плахотнюку.
http://press.try.md/item.php?id=132705
0