707

ТРОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ


Британский политик предложил сделать Молдову эталоном всего того, что скопилось в европейских низах.
Молдова оказалось дном и помойкой Европы, вопреки всем победным реляциям Кишинева и Бухареста.
Видимо, в Европе приходит время подвести промежуточные итоги того, что сегодня в Молдове гордо называется евроинтеграцией, в Европе поближе — «историей успеха», а в Европе подальше — эталоном коррупции и «мафиотизации». И, как ни странно, все линии сошлись в одной маленькой республике, которая вроде бы впереди всего Восточного партнерства, но все равно из этого не выходит ничего хорошего.
Эталон По мнению лидера британских националистов Найджела Фараджа, Молдова с ее европейским правлением героически опустилась на самое дно. С Молдовой он сравнил ситуацию в Болгарии и Румынии, чтобы показать, как низко можно упасть. Мол, у вас ничем не лучше, чем в Молдове — а значит, вы на дне.
«50 процентов болгар живут за чертой бедности. Чтобы понять, как они бедны: там зарплата в 200 евро в месяц, а пенсия — 100 евро. Ужасное государство, где юстиция несвободна, а мафия руководит экономикой. Если бы я был болгарином, то я бы паковал свои вещи уже сейчас, чтобы уехать в Великобританию», — заявил политик.
Член Европарламента и во многом один из главных выразителей идей приверженцев протекционистской политики Фарадж без обиняков заявил, что открывать врата Великобритании для миллионов болгар и румын — это глупое и дурацкое решение. И, казалось бы, что на 25 миллионов населения Румынии и Болгарии молдавские 3,5-миллионные реалии как-нибудь да прокатят, но нет… стараниями молдавского Альянса и его умелой и эффективной демократии про Молдову теперь знают все.
Фальшивые «победители коммунизма» оказались бездарнейшими из бездарных правителей, усвоивших, что чем больше флаг, тем меньше внимания обращают на дороги. Начав свою власть со сказок о том, насколько все плохо, Альянс уничтожил последние остатки того, что еще функционировало. Уже валится государственный банк, оставленный прошлыми властями в стабильном состоянии. Уже нет дорог. А те, что есть, не выдержали и первого снега. Растет цена на хлеб, но и это никого не волнует — ведь цель все равно оправдывает средства. Так вот Молдова и докатилась до того, что была во всеуслышание названа дном — европейской помойкой, эталоном безнадежности и провала государственной политики как таковой.
История Так где же «история успеха»? За последний год Молдова как-то так незаметно ухудшила свои позиции по практически всем международным рейтингам, начиная от уровня демократии и свободы слова и заканчивая экономикой. Красной канвой через все года правления Альянса идет очень интересная деталь: даже если Молдова и показывала какие-то локальные успехи в разных сферах, где улучшение происходило зачастую вопреки, неизменно снижались показатели эффективности управления. И без того неповоротливая бюрократия вдруг становилась разжиревшей, всеядной, наглой и абсолютно бездарной.
Стало позволительно откровенно лгать и понукать население, что, мол, оно стойко не держится перед лицом лишений и страданий. Уместными виделись затраты на пустые полуимиджевые проекты. И вы знаете, это тоже «история успеха». С похожим «диагнозом успеха» входили в ЕС Румыния и Болгария. Вернее, их затаскивали в угоду геополитической конъюнктуре. Но тогда были другие времена. Теперь наша республика стала историей успешного дна, которым зарубежные политики пеняют друг другу.
Измеритель Если бы наша история была такой успешной, то вдали был бы виден и Евросоюз. Но тщетно, заявления канцлера Меркель и еврокомиссара Фюле, где говорилось, что вроде как горизонт виден чуть отчетливее, не нашли закрепления ни в умах, ни в делах. После всех визитов прошло несколько скандалов с инвесторами, а слова о перспективах евроинтеграции подкорректировали в сторону вероятных перспектив вероятной евроинтеграции.
Вот уже один из создателей самого термина «история успеха» экс-спикер Европарламента Ежи Бузек говорит, что «Сербия и Черногория, в зависимости от успехов, станут членами ЕС шаг за шагом. Не за 3, 5 или 10 лет. В случае Молдовы реалистичный срок еще более отдален. И лишь после решения проблемы Приднестровья».
Чем еще измерить тот успех, который британец Найджел Фарадж считает провалом из провалов? Наверное, напоминанием того, что, когда перед досрочными выборами 2010 года в Молдову «понаехала» толпа разномастных европейских министров и бюрократов, значительная их часть не имела мандата ЕС на свои высказывания. Сказочки про скорую евроинтеграцию оказались их личным и частным мнением, которое сами же политики при выработке позиции Евросоюза могут случайно забыть.Игорь Сегин

0