648

Как поделить шкуру неубитого медведя


Правительство Филата намерено распорядиться собственностью российского поставщика «Газпром» по своему усмотрению. Правительство утвердило стратегию развития энергетического комплекса Молдовы до 2030 года.
В частности, документ предполагает и внедрение условий, предусмотренных в Третьем энергетическом пакете, подписанном правительством Филата с ЕС. 
Именно эти энергетические договоренности стали причиной конфликта с российским поставщиком газа, так как напрямую ущемляют экономические интересы газового концерна на территории Молдовы. Тем не менее кабмин Альянса намерен распорядиться собственностью Газпрома, который является мажоритарным акционером компании «Молдовагаз», по своему усмотрению.
Реформа за счет потребителей Национальная энергетическая стратегия принята, но ее стоимость никто не подсчитал. Правительство Филата заранее «нашло выход» — все расходы по реформе взвалить на плечи потребителей. В ходе заседания правительства перед принятием стратегии возник вопрос относительно того, что будет предпринято для снижения потерь в сети Молдовагаз. На что министр экономики Лазэр недвусмысленно дал понять, что расходы на реформирование сектора, в том числе и компании «Молдовагаз», будут включены в тариф для конечных потребителей. «Мы должны быть готовы, что эти инвестиции пойдут в тариф, и по-другому этого быть не может», — заявил чиновник.
Стратегия без ума Утверждение национальной стратегии развития энергетического сектора понадобилось молдавским властям еще и для того, чтобы иметь на руках «дополнительный козырь» в переговорах с российской стороной. Дескать, смотрите, мы действуем в рамках национального законодательства, так что извольте. 
Но такая постановка вопроса вряд ли поможет получить дешевый газ, а вот окончательно рассориться с единственный поставщиком — вполне реально. 
На заседании правительства чиновник заявил, что компания «Молдовагаз» будет реформирована «в соответствии с требованиями Евросоюза и разделена как минимум на три предприятия». Что значит «как минимум на три»? Как же правительство намерено реформировать энергетический сектор, если, принимая стратегию, понятия не имеет на сколько компаний будет разделена Молдовагаз. 
Еще сложнее с будущими функциями этих предприятий: на каких условиях они будут функционировать, кому подчиняться и перед кем и какую будут нести ответственность? И, наконец, кто будет отвечать за качественные или некачественные поставки газа на территории Молдовы, за его распределение и транзит? 
Кто возьмет на себя ответственность в случае сбоев поставок? Вопросов больше, чем ответов. 
Правительство Филата ссылается на требования ЕС. Основная цель принятой стратегии, говорит Лазэр, заключается в «интеграции с энергетической системой ЕС на уровне законодательства и инфраструктуры». Замечательно, только Молдова не является членом ЕС, следовательно, за последствия внедрения европейских договоренностей в Молдове ЕС ответственности не несет. 
Раздел собственности пусть и на своей территории без согласия собственника — а Газпром такого согласия не давал — это прямое нарушение его прав, и не только юридических. Российский поставщик в лице Молдовагаз инвестировал сотни миллионов долларов в развитие газовой инфраструктуры Молдовы. Что теперь делать с этими инвестициями? Правительство Филата готово возместить их стоимость российской стороне? Или, возможно, выкупить его мажоритарный пакет акций в Молдовагаз? 
Ну и классический вопрос: что делать с четырьмя миллиардами долларов долга за потребленный российский газ? Большая его часть накоплена приднестровской стороной, но юридически всю ответственность перед Газпромом несет Молдова, которая может рассчитывать лишь на добрую волю газового экспортера, при условиях отличного взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества. Что же именно сейчас правительство разрушает все предпосылки для приемлемого для Кишинева решения вопроса о газовом долге.
Мяч в свои ворота По-видимому, молдавское правительство целиком рассчитывает на помощь и поддержку ЕС — и в виде помощи в переговорах с Газпромом, и в виде грантов и кредитов на модернизацию отрасли. Но ЕС в принципе не обязан вмешиваться в торговые отношения двух государств — не членов ЕС. 
На этом фоне как бы между прочим министр экономики позволяет себе напомнить Газпрому, что тот не должен забывать, что Молдова еще и транзитер российского газа. «Важным приоритетом также является сохранение и укрепление статуса республики как страны-транзитера электроэнергии и природного газа», — заявляет Лазэр. Подобная позиция вдвойне лицемерная, если учесть, что Газпрому намного дешевле будет отказаться от транзита газа через территорию Молдовы, чем Молдове отказаться от прибыли по транзиту. 
Исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь заявила, что прежде чем реформировать «Молдова-газ», власти Молдовы должны были обсудить этот вопрос с российским поставщиком. Эксперт уверена, что предпринимаемые властями шаги только добавят проблем. «В тех условиях, в которых мы находимся, реформировать отрасль, которая тебе не принадлежит, нехорошо. С точки зрения здравого экономического взгляда, правильно было бы решить этот вопрос с собственниками акционерного общества. Сначала нужно договориться собственникам между собой, то есть молдавскому правительству и Газпрому. А затем уже они могут действовать согласно обязательствам, которые они приняли внутри акционерного общества. 
Если бы они пришли к согласию, мы бы уже все об этом знали, но пока этого не произошло. В этих условиях такие заявления высокопоставленных чиновников только усложняют ситуацию», — заявила Галина Шеларь. А депутат парламента, бывший советник президента по экономическим вопросам Олег Рейдман в комментарии для «Пульса» заявил, что правительство Филата, подписывая энергетические договоренности с ЕС, намеревалось «примерить на себя европейский мундирчик», не думая о последствиях.
Фёдор Лукьяненко 

Puls.md
0