884

Чемодан - вокзал - ... или Дом – там, где живешь.

А в Молдавии Елеонора всю жизнь проработала учительницей, но на интеллигентскую зарплату протянуть было трудно. В Россию она приехала в 2000-м и после рыночной карьеры в 2009‑м перешла на работу почти по специальности – гувернанткой.
– Для меня так гораздо комфортнее, чем на рынке, – говорит Елеонора. – Я очень люблю детей, с ними душой отдыхаю. Сейчас нянчу маленькую девочку в богатой семье, пока ее молодая мама пытается стать певицей.
Молдаванок с высшим образованием нередко берут в богатые семьи – нянями, гувернантками, домработницами. Так здесь трудоустраиваются до 15% приезжих женщин. Но Елеоноре, помимо чужих малышей, приходится растить еще и собственных внуков, для которых она из бабушки стала мамой. Год назад в Москве трагически погибла ее дочь – попала под электричку.
После нее осталось двое сыновей-подростков. Помимо этого, у Елеоноры здесь еще один сын – работает на стройке, женат на москвичке. А вот муж остался в Молдавии – он откололся от семьи почти сразу, как супруга отбыла в Россию.
Брак на 1000$
Хотя в целом рабочие разъезды не так часто приводят к развалу семьи. Молдавские мужчины, несмотря на горячий имидж, чаще хранят верность. Разводы иногда происходят фиктивно – для фиктивных же браков. Сейчас это самый распространенный способ получить российское гражданство. Причем молдаванам эта процедура обходится дешевле, чем тем же мигрантам из Средней Азии. Если за фиктивный брак с таджиком москвички просят до 300 тыс. рублей, молдаванину достаточно заплатить 30–45 тыс.
– Видимо, это связано с тем, что и все процедуры по получению гражданства молдаване проходят легче, например, за счет знания языка, – размышляет Ефросиния Гыштемулте.
Еще один путь осесть в России – приехать сюда учиться. Квота бесплатных мест для молдавских студентов – около 100 в год. Но и за деньги в Москву ежегодно приезжают до 1000 абитуриентов. Их учебу оплачивают родители, зарабатывающие на стройках в России и Европе. Высшее образование вообще очень ценится, особенно российское. Диплом в сознании молдаванина – одна из главных жизненных ценностей. Важнее, чем покупка квартиры. А главное, это хороший шанс для молодого специалиста остаться в Москве и по окончании вуза.
– Наши ребята приезжают учиться на IT-специалистов, госслужащих, медиков, – рассказывает Ольга Красова, студентка РУДН. – Раньше были более популярны экономика и юриспруденция. В моем вузе есть ребята из Молдавии, но я даже не знаю точно, сколько их. Мы не сбиваемся в кучу, не держимся особняком. Зачем добровольно сужать круг общения? Пара ребят уже женились на русских девушках. Те, у кого родители живут здесь давно, сами даже никогда и не были в Молдавии. Я провела там детство, но по родине особо не скучаю. Дом – там, где живешь.
Последнее утверждение, пожалуй, краеугольный камень менталитета. Из всех молдаван, с кем удалось пообщаться, вернуться на родину планирует лишь Елеонора Пэру. Ее внуки по окончании московской школы будут служить в молдавской армии. И сама она хочет провести старость в родной деревне, рядом с семейными виноградниками. Большинству же ее соотечественников чужда ностальгия. Они предпочитают не изнывать от тоски по родине, а принять за нее то место, где находятся. По этой причине приезжие молдаване с таким трудом поддаются учету. Не потому, что живут тут нелегально, а потому, что сливаются с местностью и остаются здесь навсегда.
0