1453

Юрий Рошка: "Что мы имеем сегодня? Миллионы молдаван, покинувших родину в поисках лучше доли"


Юрий Рошка рассказал, что надо делать, чтобы нашим гражданам лучше жилось. Фото: Сергей СЕДЛЕЦКИЙ Политик рассказал, что надо делать, чтобы нашим гражданам лучше жилось.
Юрий Рошка дал интервью информационному агентству Новости-Молдова.
 - Минул год после той поездки. Сейчас очередной ФЕАМ пройдет в Минске, и Вы вновь в числе приглашенных. Прежде чем определить цель нынешней поездки, справедливо было бы оценить результат прошлой.
  
- Одним предложением – я стал гораздо глубже и серьезнее смотреть на многие вещи, оценивать те или иные события. Я уже писал как-то, что был из тех, кто принял Перестройку как возможность положить конец коммунистическому режиму и обрести Независимость для моей Родины. Я был счастлив, когда рухнула «Империя зла», и когда мы принялись строить новое государство, ориентируясь на западную,  демократическую модель. Все казалось очень простым: свобода, многопартийность, приватизация, права человека, США, НАТО, ЕС, МВФ и другие очаровавшие нас дефиниции сулили достижение всеобщего благосостояния, а то и полного блаженства. 
  
И что мы имеем сегодня?! Миллионы покинувших Молдову наших граждан в поисках лучшей ли доли или средств к существованию, денег для обеспечения своих детей не только хлебом насущным,  но возможностью дать им образование. Убитую промышленность, отсталое еще в сравнение с более развитыми странами сельское хозяйство, запустение в селах. Глубочайший разрыв между баснословными доходами кучки нуворишей и крайне низкими зарплатами основной массы гражданского общества.  И, что более страшно, совершенно перевернувшийся мир духовных ценностей. Об этой ли Молдове мечтали мы, собираясь двадцать лет назад превратить нашу республику в Швейцарию?!
- Извечные вопросы – «Кто виноват?» и «Что делать?». На первый правящая элита ответила однозначно – Россия и коммунисты.  На второй у них тоже есть ответ – вперед,  в Европу…
- Категорически не согласен с выводами наших нынешних правителей. Но с ними-то все ясно. Обидно другое  - до сих пор многим в нашем обществе все еще не ясно, что первой жертвой большевистских крамольников и палачей стал именно русский народ, и настрадался он не меньше нашего, и коммунистический режим был не менее разрушителен для русского народа, чем для тех, кто оказался под игом этого преступного строя несколько позднее. 
Как человек, который очень много ездил по Европам-Америкам, я глубоко привержен консервативным ценностям. Но у нас в Молдове есть одна проблема: к монархии мы вернуться не можем, аристократии уже нет. Но! Скажем, как избирать элиты, как нам найти умного президента, который будет потом производить назначения?.. Давайте согласимся, что мы уже не республиканцы, но еще не нашли чисто организационной, социологической дорожки-тропиночки… А как же строить иерархии в стране, которая уже поняла, что западный эксперимент проваливается, как коммунизм в прошлом, а чего-то нового мы еще не придумали с точки зрения институционной, если можно так выразиться. 
После стольких потрясений, связанных с финансовым кризисом, низвергнувшемся на весь мир из США, после разрастающегося кризиса в Европе, только совсем уж наивные люди в Молдове и «попугаи» еще повторяют заклинания насчет саморегуляции рынка, свободного и удачного передвижения капиталов, товаров и.т.д. «Голубая мечта», лелеемая до недавнего времени почти всем «политическим истэблишментом» нашего региона, о чудотворной и неизбежной интеграции в ЕС разваливается с каждым днем перед лицом жестокой действительности. ЕС не собирается больше расширяться,  а, следовательно, нашим странам вожделенный «хэппи-энд» не грозит. 
Следовательно, страны нашего региона находятся на распутье. С одной стороны, нас влекут пленяющие воображение сирены все еще желанного фасада Европейского Союза, который охотно раздает ценные указания посредством своих комиссаров (слово-то какое жуткое переняли!) и директив. А взамен нашего послушания нам сулят безвизовый режим, то есть возможность добровольной ссылки с Родины еще большего количества наших людей. С другой стороны, нас настойчиво приглашают сблизиться с Россией в совместном проекте, именуемом ЕврАзЭС, который видится не только структурой экономического сотрудничества, но и политической интеграции. В ситуации, когда народы нашего региона так сильно заворожены западной моделью, проникающей к нам по медийным и Интернет-каналам в виде масс-культуры, кино, музыки, шоу-бизнеса, брендов, трендов и прочих предметов восхищения, приглашение в альтернативную структуру многими рассматривается с опаской. 
Иными словами, мы уже знаем, чего больше не хотим в нашем государственном и общественном устройстве,  но еще не вполне знаем, какие точно формы организации власти способны заменить нынешние и стать столь же адекватными духу наших народов, как и те, что действовали до «падения в историю». 
- Так что же делать, по Вашему, нам всем для того, чтобы жить получше, но в то же время не терять традиционных связей с народами бывшего СССР?
- Во-первых, необходимо переосмысление нашего общего прошлого, без идеологических шор и взаимных упреков. Мы нужны друг другу, нас объединяет Православие, а, значит, общая византийская культурная парадигма, общие ценности, идущие вглубь нашей истории, которые намного сильнее, чем наши конфликты последних двух столетий. И если мы взглянем на наше советское прошлое глазами таких великих мыслителей, как Иван Ильин или Александр Солженицын, мы сможем понять весь трагизм и величие пройденного пути. Перед лицом общей опасности, я имею в виду глобализацию с ее антихристианской и безнравственной масс-культурой, с ее навязчивой идеей подчинить всех и вся единому финансовому и политическому центру, с ее не менее изощренным, чем коммунистическая, планом растворения традиционных народов в общем котле «счастливых рабов» потребительского рая, мы должны перестать жить грезами двадцатилетней давности. 
Сближение и историческое примирение народов бывшего СССР во многом зависит от России, от ее политических, культурных и религиозных лидеров. Народы, получившие независимость двадцать лет назад, хотят одного – уважения. И здесь малейшие имперские гримасы отталкивают и будоражат старые исторические раны. Мы – партнеры, даже если один великий, а другие поменьше. Мы ждем не высокомерия и закручивания гаек, а открытости и искренней дружбы. И я думаю, что шансы на исторический успех наших новых отношений или, если угодно, старых, но переосмысленных, вполне реальны. 
Кстати, об этом я хочу порассуждать в Минске на ФЕАМ-2012.

KP.md
0