Правительство Молдовы принесут в жертву?
Одно из заседаний правительства Республики Молдова. Стране нужны глубокие перемены, которых смогут добиться только истинные патриоты, они же - политические самоубийцы.Что-то необходимо радикально менять - в последнее время эта мысль приходит мне все чаще. Я ощущаю ее давление, когда утром захожу в переполненные микроавтобусы, когда иду на рынок, когда вхожу в магазины, когда гуляю по улицам и любуюсь фешенебельными лимузинами и зданиями, когда пью пиво или кофе с друзьями, когда обсуждаю с кем-то наши доходы, когда еду к родственникам в приднестровский регион, когда оплачиваю стоимость горючего на заправочной станции (в те редкие дни, когда отправляюсь в город на автомобиле), когда иду в больницу, когда вынужден контактировать с полицией, публичными служащими, преподавателями и т. д. Все эти контакты демонстрируют, что все мы живем в фальшивом мире: все утаиваем истинные доходы, все даем и берем взятки, все создаем иллюзию, что боремся за лучшую жизнь, а в действительности делаем все возможное, чтобы перемены, которые мы хотели бы видеть на уровне всего общества, не задевали бы нас самих.
Реформы, которые убивают нас и политиков
Мы делаем вид, что знаем, что такое социальная солидарность, власти делают вид, что внедряют реформы, а в действительности и мы, и власти знаем, что это вовсе не так. Мы требуем от каждого нового правительства реформ и лучшей жизни, но пусть кто-нибудь попытается только побеспокоить нас какими-нибудь реформами, как мы тотчас его санкционируем! Правители обещают нам реформы и лучшую жизнь, но знают, что не имеют права ущемлять наши интересы, ведь это дорого обойдется им на очередных выборах.
Молдове нужны глубокие перемены, и этих перемен могут добиться только истинные патриоты, но политические самоубийцы. Ни одно правительство, которое будет продвигать радикальные, болезненные реформы, не удержится долгое время у власти и не сможет рассчитывать на политический шанс в будущем. Но именно в таком правительстве «на заклание», в правительстве, которое изначально взяло бы на себя управление страной на короткий период, которое изначально поймет, что никогда не получит в дальнейшем права возвратиться в политику, и нуждается теперь Республика Молдова.
Такое правительство должно будет резать по живому, прежде всего, бороться с… людьми. Наши политические деятели прячутся за пальцем и за прекрасными заявлениями о том, что, дескать, нужно «менять менталитет на уровне общества», что «общество нужно воспитывать в духе социальной солидарности». Сколько кампаний по информированию общественности относительно разрушительных действий таких явлений, как «зарплаты в конвертах», мздоимство, необходимость требовать кассовые чеки было проведено до сих пор? Великое множество! И что изменилось? А ничего! Да потому, что каждый из нас считает, что три лея за проезд в микроавтобусе без учета, что бокал пива в баре без кассового чека, что 100 леев, полученных неофициально за определенную услугу ничего не меняют. А когда складываешь все эти суммы, то видишь, что водителю микроавтобуса перепадают в день тысячи леев, что владелец бара продает за день сотни, а то и тысячи бутылок пива, не оплачивая государственную пошлину, что руководители фирм утаивают от государственных органов огромные суммы, из которых не оплачиваются никакие налоги.
Резать по живому – иначе не выжить!
Всех нас охватывает жалость, когда мы видим, как бедные люди продают на рынках сельскохозяйственную продукцию или промышленные товары и сильно возмущаемся, когда органы центральной или местной публичной администрации пытаются навести хоть какой-то порядок, в том числе в стоимости, взимаемой продавцами. Все мы возмущаемся, когда правительство, чтобы противостоять уклонению от налога, вводит 20% НДС в сельском хозяйстве, несмотря на то, что обещает вернуть 12% впоследствии, однако только настоящим фермерам, а не фирмам-фантомам, которые изображают деятельность, чтобы требовать от государства возврата НДС. Мы солидаризируемся с гражданами, выехавшими за границу, когда предлагается ввод дорожной пошлины, даже если мы, те, кто живет в стране, платим эту пошлину ежегодно, и подвергаемся тем самым в определенной мере дискриминации.
Вместе с профсоюзами возмущаемся, что правительство пытается перераспределить социальные взносы между работниками и работодателями, но нас нисколько не интересует, что с другой стороны, мы и патронаты утаиваем огромные суммы, которые, если бы они были обнародованы, то и не надо было бы ставить вопрос о перераспределении социальных взносов. Мы противимся любым изменениям, но хотим, чтобы государство стало богаче, чтобы оно платило высокие пенсии и зарплаты, сделало бы медицину более доступной, повысило уровень образования в школах, строило дороги, подключало села к воде, канализации и природному газу и т. д. Показываем пальцем на Европу, где все хорошо, но не спрашиваем себя, откуда Европа берет деньги, чтобы все было хорошо. А ответ простой: тамошние люди понимают, что, если хочешь жить хорошо, то способствуй этому. Шведский журналист сказал мне как-то, что он платит примерно половину своей зарплаты в виде налогов, но понимает, что это необходимо, если хочет жить в развитой стране, в здоровой среде. Сколько из нас готовы официально декларировать свои доходы и платить половину из них в виде налогов?
Молдове нужны глубокие реформы, реформы болезненные, которые ощутил бы на себе каждый налогоплательщик. Но такие реформы может осуществить только правительство, принесенное в жертву, правительство, которое изначально понимает, что у него нет никаких шансов на политическое выживание, правительство, которое понимало бы свою миссию, как должно быть: резать по живому, быть готовым выслушивать каждый день наши проклятия, проклятия тех, кто хочет жить лучше, но не хочет подвергаться воздействию реформ. И это правительство, проклятое и ругаемое, войдет в историю как лучшее правительство, какое было когда-либо в Республике Молдова. Но мы поймем это многие годы спустя, когда, благодаря этому правительству, его усилиям, на самом деле будем жить лучше.
Думитру Спэтару
KP.md