Европейская интеграция и молдавская наука. Молдова первой из стран СНГ стала ассоциированным членом 7 рамочной программы Европе
Правящий в настоящее время в Молдове Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) провозгласил своей целью интеграцию Молдовы в Европейский Союз. Но как понимают многие эксперты, да и не только эксперты, эта задача трудновыполнимая. Почему? Да потому что многие сферы жизни Молдовы не соответствуют европейским стандартам. Но одна сфера молдавской жизни уже вошла в Европу. И эта сфера – это наука, возглавляемая в настоящее время Академией наук Молдовы. В конце прошлого года Молдова стала ассоциированным членом т.н. 7 Рамочной Программы FP-7, которая объединяет всех членов Евросоюза (а также ассоциированных членов) и теперь молдавские ученые наравне с исследователями других членов этой Программы могут участвовать в различных конкурсах и проектах и получать финансирование по европейским меркам в случае победы в таких конкурсах. А в соответствующие комитеты этой Программы, принимающие решение о выделении средств, наряду с другими, входят и представители Молдовы. Кстати, таким членом Молдова стала первой из стран СНГ.
Но это произошло не сразу. Уже в течение длительного времени исследователи Молдовы участвует в различных международных исследовательских проектах. Например, еще в 90-х годах прошлого века был создан фонд CRDF/MRDA и привлечено несколько миллионов долларов американских налогоплательщиков на совместные исследования американских и молдавских исследователей. В том числе и на создание современной экспериментальной базы в Молдове. Руководство Академии наук Молдовы уже тогда провозгласило курс на международное сотрудничество. Что было единственно верным шагом. Затем последовали Проекты INTAS/Молдова (совместный европейско-молдавский проект при финансировании из ЕС) , билатерального сотрудничества между Молдовой и европейскими странами и Молдовой и странами СНГ (Россией, Украиной, Белоруссией).и многие другие. В случае билатеральных проектов финансирование осуществлялось таким образом, что деньги разных государств не пересекали границ. Например, исследователи Молдовы финансировались молдавской стороной, а, скажем, итальянские или украинские исследователи своими сторонами. Естественно, что это сказалось на результатах. Если в конце 90-х годов доля международного сотрудничества в молдавских работах международного уровня составляла 41%, то сейчас – 70 %.
Очень важно подчеркнуть еще одно обстоятельство. Когда мы говорим о европейской интеграции, то это означает, что в Молдове должны быть установлены европейские стандарты. В том числе и стандарты научные, если речь идет о науке. А это значит публикация в ведущих (европейских и мировых) научных журналах, участие в европейских и мировых научных проектах и т.д. В настоящее время существует целый ряд таких показателей, которые позволяют “отслеживать” вклад исследователей различных стран в мировой информационный процесс (науку). Как правило, это оценивается как общим вкладом (то есть, долей работ в ведущих мировых и европейских журналах), цитируемостью этих работ (что свидетельствует о востребованности этих работ мировым научным сообществом), а также интегральным показателем, т.н. Н-фактор (эйч-фактор, или Хирш-фактор по имени исследователя, введшего в обиход этот показатель, который учитывает как общее число работ, так и их цитируемость).
Конечно, будучи страной маленькой, с ограниченными финансовыми ресурсами, Молдова не может конкурировать с ведущими европейским странами по ряду показателей, но вот по такому показателю как средняя цитируемость одной статьи Молдова впереди таких стран как Россия, Румыния, Украина , Беларусь (по всем наукам). А по некоторым разделам науки она вообще один из лидеров Восточной Европы, куда относятся 23 страны (Россия, Польша, Чехия, Румыния и т.д.). А по такому показателю как Н-фактор она впереди таких стран СНГ как Казахстан, Азербайджан, Узбекистан (обладая существенно меньшими финансовыми возможностями). И достигается все это разумной политикой Академии наук, прежде всего, благодаря международному сотрудничеству. (см.www.scimagojr.com, а также мою статью в журнале Akademos №2, 2011, сайт asm.md).
Вот данные по средней цитируемости одной статьи за 1996-2011гг (scimagojr.com)
Молдова -6,05 (в среднем каждая молдавская статья цитируется в ведущих журналах по всем отраслям знания около 6 раз)
Россия – 5,33
Румыния – 4,93
Беларусь – 4,79
Украина -4,07.
Так что нет ничего удивительного в том, что Молдова первой из стран СНГ стала ассоциированным членом 7 рамочной программы Европейского Союза. И тем более странными выглядят заявления некоторых политиков (в частности, заявление Председателя Комитета по бюджету и финансам В.Ионицэ), что неизвестно куда деваются бюджетные деньги, выделяемые на науку. Видимо, этот человек просто не понимает ни что такое наука, ни сколько на нее в современных условиях выделяют нормально развивающиеся страны (даже в условиях кризиса). А европейская норма – это 3% от ВВП(правда не только из бюджета; из бюджета, как правило, выделяется 50% этой суммы). В Молдове же только в лучшие годы для науки выделялось 0,75% от ВВП, в этом году было 0,4%, а в бюджете на следующий год эта цифра еще уменьшена на 50 млн.леев.
Что можно сказать по этому поводу? Заявляя на словах о европейской интеграции, современные руководители Молдовы зачастую поступают прямо наоборот. Иногда предельно “не по-европейски”. В Молдове ведь не только академические Институты. Еще сохранились т.н. отраслевые, принадлежащие министерствам. И один из ведущих из них, не получающий денег из казны, но работающий по заказам, в том числе и западных и молдавских экономических агентов, создающий новые технологии, без которых в настоящее время выдержать конкуренцию невозможно, развивается. Участвует в международных конкурсах, выигрывает многие из них. Это Институт “Eliri” (cпециализация – литой микро- и нано-провод в стеклянной изоляции и его использование в приборостроении). Институт, известный в Европе и СССР еще в советские времена, сумевший сохранить и, в известной степени, развить свой потенциал в постсоветский период. Благодаря бессменному в течение многих лет директору. Так вот, совсем недавно он был замещен на бывшего директора... почты.
Возвращаясь к интеграции науки молдавской в европейскую, нужно сказать, что это –, видимо, единственно верный путь для Молдовы. На примере таких стран, например, как Литва, Румыния, можно видеть как резко, буквально скачком, менялись показатели развития науки этих стран после их вступления в Евросоюз . Именно вследствие финансирования науки совершенно иного уровня. Мы же все сейчас делаем с точностью до наоборот.
Необходимо отметить также, что база для интеграции молдавской науки в науку европейскую была создана при коммунистах. Именно тогда был принят Кодекс о науке, а финансирование увеличено с 0,17% от ВВП до 0,75%. Тогда же была осуществлена реформа науки в Республике и резко увеличились ее показатели как науки фундаментальной, академической. Но все это осуществляется явно неравномерно. Например, 80% молдавского вклада в европейскую науку – это физика, химия, материаловедение. А где медицина, экономические науки? Я уверен, если сейчас независимые эксперты из Европы начнут аудит (научный, не финансовый), многие Институты Академии придется закрыть. Но это вовсе не означает, что можно с пренебрежением относиться к Академии в целом, благодаря которой Молдова первой из стран СНГ интегрировалась в европейскую науку.
Важным и обсуждаемым в настоящее время вопросом является вопрос об изменении финансирования науки, переносе центре тяжести в Университеты. Я думаю, что это надуманная проблема. Во-первых, университетов сейчас очень много, и вряд ли, большинство из них сможет конкурировать с ведущими Институтами Академии. Во-вторых, принципиальным вопросом является корректное осуществление конкурсного финансирования, а не кто распределяет финансы. Важно также сохранить процесс конкурсного финансирования и улучшить его реализацию. А Академия имеет в этом деле большой опыт. Кроме того, в Академии созданы четко налаженные международные связи.
А довод, что в Европе вся наука сконцентрирована в университетах, неверен. Значительная часть ее развивается в научно-исследовательских центрах.
И большой ошибкой было бы распыление средств. Для такой маленькой страны как Молдова необходима их концентрация. И реально действующее конкурсное финансирование.
Говоря о молдавской науке, ее европейской интеграции, нельзя не коснуться влияния науки на экономику Республики. Такое влияние сейчас практически не просматривается, но не по вине науки, а потому, что реальной экономики, на которую может повлиять наука, в Республике попросту не осталось. За очень редким исключением. Нельзя не учитывать также того факта, что для того, чтобы такое влияние работало, необходим совершенно иной уровень финансирования. Ведь недаром в Евросоюзе принята норма в 3% от ВВП. Но это не означает, что если финансирование науки 0,3-0,4% от ВВП (как в Молдове), то такая наука не нужна. Наука многофункциональна и если по каким-либо причинам она не может выполнять функцию влияния на экономику, остается две других – образовательная (влияние на уровень образования в стране) и социокультурная (наука – часть культуры общества). Или как сказал Нобелевский лауреат Ф. Жолио-Кюри: “Государство, которое не развивает собственной науки, превращается в колонию”.
Дикусар Александр
Член-корреспондент АНМ
Но это произошло не сразу. Уже в течение длительного времени исследователи Молдовы участвует в различных международных исследовательских проектах. Например, еще в 90-х годах прошлого века был создан фонд CRDF/MRDA и привлечено несколько миллионов долларов американских налогоплательщиков на совместные исследования американских и молдавских исследователей. В том числе и на создание современной экспериментальной базы в Молдове. Руководство Академии наук Молдовы уже тогда провозгласило курс на международное сотрудничество. Что было единственно верным шагом. Затем последовали Проекты INTAS/Молдова (совместный европейско-молдавский проект при финансировании из ЕС) , билатерального сотрудничества между Молдовой и европейскими странами и Молдовой и странами СНГ (Россией, Украиной, Белоруссией).и многие другие. В случае билатеральных проектов финансирование осуществлялось таким образом, что деньги разных государств не пересекали границ. Например, исследователи Молдовы финансировались молдавской стороной, а, скажем, итальянские или украинские исследователи своими сторонами. Естественно, что это сказалось на результатах. Если в конце 90-х годов доля международного сотрудничества в молдавских работах международного уровня составляла 41%, то сейчас – 70 %.
Очень важно подчеркнуть еще одно обстоятельство. Когда мы говорим о европейской интеграции, то это означает, что в Молдове должны быть установлены европейские стандарты. В том числе и стандарты научные, если речь идет о науке. А это значит публикация в ведущих (европейских и мировых) научных журналах, участие в европейских и мировых научных проектах и т.д. В настоящее время существует целый ряд таких показателей, которые позволяют “отслеживать” вклад исследователей различных стран в мировой информационный процесс (науку). Как правило, это оценивается как общим вкладом (то есть, долей работ в ведущих мировых и европейских журналах), цитируемостью этих работ (что свидетельствует о востребованности этих работ мировым научным сообществом), а также интегральным показателем, т.н. Н-фактор (эйч-фактор, или Хирш-фактор по имени исследователя, введшего в обиход этот показатель, который учитывает как общее число работ, так и их цитируемость).
Конечно, будучи страной маленькой, с ограниченными финансовыми ресурсами, Молдова не может конкурировать с ведущими европейским странами по ряду показателей, но вот по такому показателю как средняя цитируемость одной статьи Молдова впереди таких стран как Россия, Румыния, Украина , Беларусь (по всем наукам). А по некоторым разделам науки она вообще один из лидеров Восточной Европы, куда относятся 23 страны (Россия, Польша, Чехия, Румыния и т.д.). А по такому показателю как Н-фактор она впереди таких стран СНГ как Казахстан, Азербайджан, Узбекистан (обладая существенно меньшими финансовыми возможностями). И достигается все это разумной политикой Академии наук, прежде всего, благодаря международному сотрудничеству. (см.www.scimagojr.com, а также мою статью в журнале Akademos №2, 2011, сайт asm.md).
Вот данные по средней цитируемости одной статьи за 1996-2011гг (scimagojr.com)
Молдова -6,05 (в среднем каждая молдавская статья цитируется в ведущих журналах по всем отраслям знания около 6 раз)
Россия – 5,33
Румыния – 4,93
Беларусь – 4,79
Украина -4,07.
Так что нет ничего удивительного в том, что Молдова первой из стран СНГ стала ассоциированным членом 7 рамочной программы Европейского Союза. И тем более странными выглядят заявления некоторых политиков (в частности, заявление Председателя Комитета по бюджету и финансам В.Ионицэ), что неизвестно куда деваются бюджетные деньги, выделяемые на науку. Видимо, этот человек просто не понимает ни что такое наука, ни сколько на нее в современных условиях выделяют нормально развивающиеся страны (даже в условиях кризиса). А европейская норма – это 3% от ВВП(правда не только из бюджета; из бюджета, как правило, выделяется 50% этой суммы). В Молдове же только в лучшие годы для науки выделялось 0,75% от ВВП, в этом году было 0,4%, а в бюджете на следующий год эта цифра еще уменьшена на 50 млн.леев.
Что можно сказать по этому поводу? Заявляя на словах о европейской интеграции, современные руководители Молдовы зачастую поступают прямо наоборот. Иногда предельно “не по-европейски”. В Молдове ведь не только академические Институты. Еще сохранились т.н. отраслевые, принадлежащие министерствам. И один из ведущих из них, не получающий денег из казны, но работающий по заказам, в том числе и западных и молдавских экономических агентов, создающий новые технологии, без которых в настоящее время выдержать конкуренцию невозможно, развивается. Участвует в международных конкурсах, выигрывает многие из них. Это Институт “Eliri” (cпециализация – литой микро- и нано-провод в стеклянной изоляции и его использование в приборостроении). Институт, известный в Европе и СССР еще в советские времена, сумевший сохранить и, в известной степени, развить свой потенциал в постсоветский период. Благодаря бессменному в течение многих лет директору. Так вот, совсем недавно он был замещен на бывшего директора... почты.
Возвращаясь к интеграции науки молдавской в европейскую, нужно сказать, что это –, видимо, единственно верный путь для Молдовы. На примере таких стран, например, как Литва, Румыния, можно видеть как резко, буквально скачком, менялись показатели развития науки этих стран после их вступления в Евросоюз . Именно вследствие финансирования науки совершенно иного уровня. Мы же все сейчас делаем с точностью до наоборот.
Необходимо отметить также, что база для интеграции молдавской науки в науку европейскую была создана при коммунистах. Именно тогда был принят Кодекс о науке, а финансирование увеличено с 0,17% от ВВП до 0,75%. Тогда же была осуществлена реформа науки в Республике и резко увеличились ее показатели как науки фундаментальной, академической. Но все это осуществляется явно неравномерно. Например, 80% молдавского вклада в европейскую науку – это физика, химия, материаловедение. А где медицина, экономические науки? Я уверен, если сейчас независимые эксперты из Европы начнут аудит (научный, не финансовый), многие Институты Академии придется закрыть. Но это вовсе не означает, что можно с пренебрежением относиться к Академии в целом, благодаря которой Молдова первой из стран СНГ интегрировалась в европейскую науку.
Важным и обсуждаемым в настоящее время вопросом является вопрос об изменении финансирования науки, переносе центре тяжести в Университеты. Я думаю, что это надуманная проблема. Во-первых, университетов сейчас очень много, и вряд ли, большинство из них сможет конкурировать с ведущими Институтами Академии. Во-вторых, принципиальным вопросом является корректное осуществление конкурсного финансирования, а не кто распределяет финансы. Важно также сохранить процесс конкурсного финансирования и улучшить его реализацию. А Академия имеет в этом деле большой опыт. Кроме того, в Академии созданы четко налаженные международные связи.
А довод, что в Европе вся наука сконцентрирована в университетах, неверен. Значительная часть ее развивается в научно-исследовательских центрах.
И большой ошибкой было бы распыление средств. Для такой маленькой страны как Молдова необходима их концентрация. И реально действующее конкурсное финансирование.
Говоря о молдавской науке, ее европейской интеграции, нельзя не коснуться влияния науки на экономику Республики. Такое влияние сейчас практически не просматривается, но не по вине науки, а потому, что реальной экономики, на которую может повлиять наука, в Республике попросту не осталось. За очень редким исключением. Нельзя не учитывать также того факта, что для того, чтобы такое влияние работало, необходим совершенно иной уровень финансирования. Ведь недаром в Евросоюзе принята норма в 3% от ВВП. Но это не означает, что если финансирование науки 0,3-0,4% от ВВП (как в Молдове), то такая наука не нужна. Наука многофункциональна и если по каким-либо причинам она не может выполнять функцию влияния на экономику, остается две других – образовательная (влияние на уровень образования в стране) и социокультурная (наука – часть культуры общества). Или как сказал Нобелевский лауреат Ф. Жолио-Кюри: “Государство, которое не развивает собственной науки, превращается в колонию”.
Дикусар Александр
Член-корреспондент АНМ