JURNAL: Период Плахотнюка
Во время своего первого появления на публике на одном из телеканалов ему принадлежащих, господин Влад Плахотнюк предупредил прессу, что не намерен терпеть оскорбления, и решительно настроен стойко защищать свое имя от любых нападок. С тех пор прошло два года, а его образ не только не стал белее и чище, но еще и обрел пугающие черты чудовища. Не помогли ему ни благотворительность, ни роль филантропа, которую он примерил на себя в последнее время.
Обратный эффект
Также мы можем констатировать, что его приход в политику, вопреки обещанию остаться бизнесменом, произвел эффект обратный ожидаемому. Новый облик государственного мужа, первого вице-председателя парламента, отнюдь не защищает его, подставляя под камеры и нападки прессы, вне зависимости от того, оправданы они или нет. Некогда гордый, улыбчивый, харизматичный предприниматель превратился в карикатуру на политика, неразговорчивого угрюмца, который не в состоянии побороть собственную репутацию главного приватизатора, местного «рейдера», искусного беспринципного кукловода, внимательно следя за каждым движением на политической сцене Республики Молдова. Его имя одно из самых часто упоминаемых в прессе и социальных сетях когда речь заходит о коррупции, насильственном захвате, мошенничестве, злоупотреблениях и т.д.
Плахотнюк стал синонимом мафии, беззакония, олигархии. Более того, последнее время его дурная слава пересекла границы Республики Молдова и о нем начала писать международная пресса. Его имя фигурирует в судебных документах в Великобритании и на Кипре, а недавно мы узнали, что он попал и в списки Интерпола.
Если все это считается управленческими навыками, упорством, необычайной энергией и хорошо продуманной стратегией коммуникации, то, что же тогда считать провалом?
Сколько лжи и сколько правды?
Вопрос заключается в следующем – сколько лжи и сколько правды во всем, что про него пишут и говорят? А может быть Плахотнюк просто невинная жертва сведения счетов, агнец, принесенный в жертву на алтарь свободы слова, фальшивая наживка, брошенная «бешеным псам» прессы?
В ответ чаще всего мы слышим лишь тишину. А в это время в Республике Молдова продолжаются более и менее удачные попытки захвата того или иного банка, что просто невозможно без помощи извне. Раньше премьер-министр Филат пытался вывести на чистую воду «кукловода», который поставил под угрозу функционирование государственных институтов, намекая на Плахотнюка. Но после оставил попытки для того, чтобы не разрушать АЕИ. Jurnal.md опубликовал письмо адвокатов Плахотнюка, в котором его отказ от защиты перед судом Кипра объяснялся наличием иммунитета «второго лица в государстве», ведь Молдова – парламентская республика. Может быть, в этом смысл необъявленного прихода Плахотнюка в политику и его желание занять именно пост вице-председателя парламента?
Действительно, в качестве официального лица Плахотнюк посетил с визитом США, Германию, Италию и другие страны, где встречался с чиновниками высокого ранга. Однако, какими бы щепетильными не были западные лидеры в вопросах коррупции, реабилитировать свое имя нужно иначе.
Тактика страуса
Нам не известно насколько агрессивна его тактика за кулисами, однако, эта публичная пассивность напоминает тактику страуса, который прячет голову в песок, чувствуя опасность, и она не дает результатов. Так или иначе, Плахотнюк постепенно стал проблемой не только для ДПМ, для АЕИ, но и для всей Республики Молдова в целом, проблемой национального масштаба. При Плахотнюке начал расти индекс восприятия коррупции, АЕИ стал мишенью обвинений в олигархических замашках, а о Республике Молдова все чаще говорят как об олигархическом государстве. Репутация Плахотнюка вредит имиджу демократического государства Республики Молдова. Он пытается вывести из-под удара ДПМ, выступая за систему выборов депутатов по одномандатным округам, но это может негативно отразится в других областях.
Доказательство патриотизма
Как уже говорилось ранее, лучшим выходом из сложившейся ситуации и доказательством патриотизма Плахотнюка стал бы добровольный уход вице-председателя парламента с политической сцены. Но, очевидно, такой вариант его не устраивает, потому что в этом случае он лишится защиты депутатского иммунитета. Но и нынешняя стратегия, расплата за которую – репутация АЕИ и Республики Молдова в целом, более невыносима. Выступать за сохранение нынешнего статуса, прикрываясь презумпцией невиновности, означает продлевать агонию неуверенности и раздувать праведный гнев. Все потому, что отсутствие прозрачности в вопросах собственности Плахотнюка вызывает слишком много вопросов. И пока общество не будет уверено, что он задекларировал все свое состояние, пока оно не может следить за его финансовым состоянием, всегда будет место для подозрений, новых гипотез о происхождении его богатств и его роли в молдавской политике.
Тем или иным образом, но период Плахотнюка должен закончиться как можно скорее. Он не может длиться вечно. Наши дети не должны жаловаться на то, что им надоели разговоры о Плахотнюке.
Николай НЕГРУ
Перевела с румынского для eNews.md Вера БАЛАХНОВА
Источник: http://www.jurnal.md/ro/news/perioada-plahotniuc-negru-640276/