897

АЕИ начал верить в собственные заявления или кто в Молдове учит ежей летать?

сточник: tribuna.md

 
Через три с лишним года после создания Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) и объявления задачи европейской интеграции абсолютным приоритетом Республики Молдова, кажется, что и политические деятели властных структур стали верить в то, что обещали людям. Не секрет, что все эти годы большинство лидеров АЕИ ни минуты не верили в то, что Молдова может подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом до очередных парламентских выборов, что Соглашение о свободной торговле и Соглашение о либерализации визового режима могут стать реальностью, вообще в то, что европейская интеграция Республики Молдова реальная задача. Все эти годы политические деятели властных структур сделали из европейской интеграции обменную монету в частых сведениях счетов, которые имели место. Достаточно вспомнить в этом контексте о Законе против дискриминации или о проволочках с реформированием ЦБЭПК. Считалось, что эти законы, да и другие из этого пакета, нужны правительству, а не Республике Молдова в целом, а часто голосование по вопросам курса европейской интеграции страны обговаривались на заседаниях Совета АЕИ, когда тот, кто выступал против того или иного закона, обязательно получал компенсацию.
Более того, достаточно было, чтобы Молдова добивалась более существенного прогресса по пути европейской интеграции, как тотчас возникала реплика какого-нибудь лидера евроскептика, который пытался «успокоить» людей, говоря: «Будьте разумными, добрые люди, такое невозможно. Мы не евроскептики, мы еврореалисты и не хотим создавать фальшивых ожиданий». И эти реплики исходили не от оппозиции (что было бы логично), а от лидеров правящих партий.
Иногда доходило до смешного, и те, кто руководят альянсом под лозунгом «за европейскую интеграцию», состязались в недооценке этого понятия, зачастую давая понять, что определили задачу европейской интеграции лишь потому, что это обеспечивало поддержку Европы, столь необходимой для выживания страны, а не потому, что это вытекает из пожеланий граждан.
В последние месяцы ситуация изменилась радикально. Все лидеры АЕИ начали «петь» в один голос о преимуществах европейской интеграции, которые стали настолько реальными, что их можно пощупать руками, если захочешь. Более того, наблюдается своего рода состязание между лидерами АЕИ, в котором каждый хочет присвоить себе заслуги в отношении задачи, которую можно осуществить гораздо быстрее, чем кое-кто представляет себе. О европейской интеграции сейчас говорят все лидеры АЕИ, и все только хорошее говорят. О европейской интеграции говорил лидер ЛП Михай Гимпу во время своего визита в Польшу, прибалтийские республики и др.
О европейской интеграции все чаще говорит последнее время говорит и Влад Плахотнюк (в Чехии, США, в Эстонии, в Литве и т.д.), о европейской интеграции говорит везде, где он бывает, Мариан Лупу, о европейской интеграции говорит и президент Николае Тимофти (правда, он никогда не пренебрегал этим со времени своего вступления в должность), о европейской интеграции говорит даже примар столицы Дорин Киртоакэ (либо при представлении отчета о своей пятилетней работе, либо  проводя пресс-конференции после своих зарубежных визитов). Не говоря уже о премьере Владе Филате, вице-премьере Юрие Лянкэ, о других официальных лицах правительства. Такая гармония царит в АЕИ, когда речь заходит о европейской интеграции, что так и хочется пролить слезу от умиления, и, очевидно, что те, кто оспаривает этот консенсус и всеобщее согласие, не посмели бы упрекнуть этих политических деятелей в отсутствии искренности или напомнить им, что не так давно они вели себя диаметрально противоположно.
Существуют минимум три объяснения такого поведения лидеров АЕИ. Первое заключается в том, что политические деятели, находящиеся у власти, начали наконец-то верить в европейскую интеграцию, как в реальную, выполнимую задачу, а не только как в красивое электоральное заявление, которое обеспечивает поддержку значительной части избирателей. Второе объяснение касается того, что лидеры АЕИ вынуждены создать единый фронт против левых сил, которые в большей или меньшей мере объединились вокруг альтернативной европейской интеграции идеи – интеграции в Евразийское экономическое сообщество и в Таможенный союз России-Беларуси-Казахстана. В определенной мере в данном случае сработал принцип: «Еж – птица гордая, пока не пнешь ногой, не полетит».
В роли ежа здесь выступает АЕИ, а левые, про восточные силы являются той ногой, которая, пнув ежа, научила его летать или, по меньшей мере, заставила его верить в то, что он может летать. Третье объяснение (самое реальное) заключается в том, что после заявления президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу о том, что Молдова подпишет в 2013 году с Евросоюзом Соглашение об ассоциации, создаст Зону свободной, углубленной и всеобъемлющей торговли и завершит внедрение Плана действий о либерализации визового режима, лидеры АЕИ поняли, какие политические и электоральные возможности открываются. Тот политический деятель, который будет ассоциироваться со свободным передвижением в ЕС, со свободной торговлей с ЕС, а также с перспективой (уже реальной) получения статуса члена ЕС в ближайшее время, получит больше всего шансов на очередных выборах.
Но, независимо от того, что лежало в основе изменения поведения лидеров АЕИ, отрадно, что хотя бы теперь они начали вести себя в русле ожиданий избирателей. По меньшей мере, сейчас они более правильно относятся к тем, кто оказал им доверие. В этой ситуации меньше всего значат, научились ли ежики в АЕИ летать сами или летают потому, что кто-то пнул их в зад.
 
Думитру Спэтару


0