871

Валентина Булига: «Многое хотелось бы сказать о том, что происходит в молдавской политике»


Валентина Булига рассказала о достижениях и упущениях за последние три года. В интервью порталу ТРИБУНА министр труда, социальной защиты и семьи Валентина Булига рассказала о достижениях и упущениях за последние три года, о том, чего ей не нравится в молдавской политике, а также о том, как в конце ее мандата ей видится ситуация в той сфере деятельности, которой она управляет.
Т.: Г-жа Булига, должность министра труда, социальной защиты и семьи Вы занимаете уже три года. Чем гордитесь?
В.Б.: На  данном этапе могу сказать, что не все поставленные задачи удалось решить. Социальная сфера сложная, чувствительная, сфера, которую следовало реформировать еще десятки лет назад. Тем не менее, мы все же заложили основу под многие хорошие начала, которые, надеюсь, в ближайшее время дадут ожидаемые результаты. Пытаемся, нет, на самом деле боремся с бедностью, создав систему социальной помощи, основанной на оценке доходов. Вопреки всем трудностям в этой системе, все-таки удалось помочь многим семьям, которые не пошли по пути скитаний, а остались в стране. Ратифицировали очень важный документ – Конвенцию Объединенных Наций о защите людей  с отклонениями, на основе которой мы разработали новый рамочный закон, который фактически полностью меняет отношение, взгляды на права этих людей и повышает ответственность перед ними. За минувшие три года нам удалось заключить шесть соглашений о социальной безопасности граждан, мигрировавших за границу. Наконец-то мы провели перепись детей, ведь стана ничего не знала о детях, оставшихся без родительской заботы. Развивались новые услуги, была заложена основа системы защиты детей путем усыновления. Мы заключили три соглашения (два уже подписаны, третье предстоит подписать), касающиеся трудовой миграции. Речь идет о соглашениях с Италией и Израилем, а на этапе подписания находится соглашение с Российской Федерацией.
Многое было сделано за эти три года, но Вы застали меня врасплох с этим вопросом, думается, мы смогли бы провести еще одно интервью, в котором детально обозначили бы сделанное нашим коллективом и подведомственными учреждениями.
Т.: Тем временем, граждане недовольны. Почему они не ощущают эти изменения к лучшему?
В.Б.: Период, в котором мы проводим эти реформы, трудный, поскольку мировой финансовый кризис, региональные обстоятельства, отношения в стране не позволяют добиваться ожидаемых нами результатов. Да, существует такое восприятие среди граждан, существует недовольство (не скажу, что оно ошибочно), но хочу оставаться оптимисткой, быть вместе с гражданами моей страны, и, полагаю, что хорошие результаты мы ощутим. Вообще-то граждане рассматривают любые реформы через приму собственной личности, однако зачастую результаты ощущаются не сегодня, а в отдаленном будущем. Думается, здесь у нас много резервов по разделу общения, объяснений, изменения отношения. Все это вместе взятое изменят восприятие того, что происходит на самом деле в социальной сфере.
Т.: Что труднее всего было за эти три года во власти? Что не удалось сделать?
В.Б.: Хочется, чтобы все актеры, вовлеченные в реформирование этой системы, внесли собственный вклад. Часто все оставляют на усмотрение Министерства труда, социальной защиты и семьи, Инспекции труда или НКГС, а роль каждого – местных публичных властей, физических или даже юридических лиц - не учитывается. Именно сопряжения усилий я не вижу пока. Необходимость реформирования многими не понята. Социальная сфера - это такая структура, где каждый имеет свою роль: как государственные органы, так и патронаты и профсоюзы. Вот здесь мы не преуспели, по-моему. Мы не сумели объединить усилия, добиться совместной работы на общее благо.
Т.: Когда гражданам Республики Молдова следует ждать социальной защиты и пенсий на должном уровне?
В.Б.: Когда все мы поймем, что для больших пенсий нужны и соответствующие налоги. Когда мы будем бороться все вместе, чтобы вывести часть экономики из тени, когда у нас будет работать на законных основаниях как можно больше людей, когда количество налогоплательщиков и размер налога достигнут определенной высоты, когда мы поймем, что реформы проводятся не ради реформ, или потому, что так того хотят Булига или правительство, когда мы достигнем общего понимания, думается, дела изменятся. Возьмем, к примеру, возраст выхода на пенсию педагогов, и вы увидите, что сейчас мы сталкиваемся с проблемами, на которые я не нахожу ответа. С одной стороны, у нас сесть трудоспособные люди и они хотят работать, а внесенные изменения не позволяют им. С другой стороны, у нас есть молодые люди, которые хотят работать, а для них нет рабочих мест. Очень трудно найти равновесие в этой ситуации. Поэтому повторяю: нам нужна совместная ответственность, нам нужно глубокое понимание того, что мы делаем и того, что нам следует сделать.
Т.: Мы заметили, что Вы очень активны по партийной линии. Вы сами и команда, в которой состоите, довольны, как развиваются дела в нашей стране с тех пор, как ДПМ наряду с ЛДПМ и ЛП пришли к власти?
В.Б.: Думается, многое можно было сделать гораздо лучше. Если бы на самом деле программа управления страной была бы трудовой книжкой каждого министерства и альянса в целом, если бы в стране царила стабильность с начала нашего мандата, и каждой партии не приходилось бы задумываться над тем, как она выглядит в глазах электората, если бы мы не вернулись к некоторым вещам, с которыми нужно было покончить еще в 1989-1990 годах, если мы не были разделены по воззрениям, думается, дела развивались бы намного лучше. Но я уверена, что резервов для лучшего у нас немало.
Т.: Почему так сложно вносить изменения, которые вы обещали, придя к власти?
В.Б.: Да потому, что не существует многостороннего подхода, не существует единого понимания и единых обязательств. На протяжении многих лет Республика Молдова сталкивалась со многими явлениями, которые нам не были известны, с очень чувствительными, трудными явлениями с серьезными последствиями на человеческое и экономическое развитие. Когда нет народной поддержки, когда нет взаимопонимания, труднее продвигаться. Мы работаем в этом направлении, ставим акцент на лучшее общение, на лучшее информирование с доводами, тем не менее трудно. Это барьер на пути осуществления всех реформ, намеченных нами. Не надо также забывать, что нас в альянсе три партии, местами весьма разные, и это тоже препятствие. Сложно – я это чувствую на себе как в парламентских комиссиях, так и на пленарных заседаниях парламента. Нужно быть «оснащенным» многими доводами, многими цифрами, чтобы убедить поддержать тот или иной проект.
Т.: Если мне память не изменяет, то в предвыборной программе ДПМ были обещания в финансовой помощи: при бракосочетании выдавать 5000 леев, при рождении первого ребенка - 2500 леев, при рождении второго ребенка - 5000 леев, а при рождении следующего – 7500 леев. Говорилось там и о том, что в 2012 году средняя пенсия по стране составит 2500 леев. Когда будут реализованы эти обещания?
В.Б.: Если бы у власти мы были единственными… А так мы учитываем, что нам выделяется из госбюджета, поскольку пособие при рождении первого ребенка выделается из государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования. Являясь министром, а также экспонентом ДПМ, я предложила более существенное увеличение. Мы получили указания Министерства финансов, и сумели продвинуть увеличение всего лишь на 300 леев все три года подряд вопреки всем трудностям. Несмотря на то, что иные комментаторы и политические аналитики говорили, что никакого увеличения не будет, все-таки социальный компонент государственного бюджета значителен, хотя хотелось бы большего. К примеру, у нас есть мероприятия, которые так и не будут реализованы ввиду недостатка денег – примерно 60 млн. леев на 2013 год. Речь идет о ремонте, оснащении и др. Но бюджет иногда меняется по ходу, поэтому мы сохраняем оптимизм. Попытаемся привести аргументы, но решения принимает не только министерство. Существуют еще и правительство, и парламент.
Т.: Что Вас не устраивает в молдавской политике?
В.Б.: Я уже говорила после очередных выборов, что мне много чего хотелось бы сказать о том, что происходит в молдавской политике, да и молдавскому электорату много чего могла бы сказать, но, думается, сделаю я это, когда решу, что больше политикой не буду заниматься. Хочется, чтобы мы были более последовательными, чтобы разделяли национальные идеи, которые объединяли бы нас. Нам бы оставить в стороне амбиции, личное тщеславие, нам бы больше думать о стране. Я, например, предпочитаю работать именно так, и хотелось, чтобы так думало как можно больше политиков. Но их право думать и действовать, как они считают нужным.
Т.: Чего лишила Вас должность министра – свободного времени, хобби и т. д.?
В.Б.: Лишила меня много личного времени, комфорта, покоя, зато «подарила» бессонные ночи, много забот. Местами я соучастница страданий многих семей молдаван, ведь не проходят мимо моих ушей или мимо глаз то, с чем я сталкиваюсь каждый день. Сожалею, что у меня нет больше возможностей помочь им, сожалею, что у нас нет больше возможностей предоставить нашим гражданам достойные рабочие места здесь. Грустно, что так много наших граждан выехало за пределы страны и не хотят возвращаться домой.
Т.: Если бы можно было вернуться в 2009 год, то что бы Вы изменили? Согласились бы на должность министра?
В.Б.: Думается, да. Хотя и было трудно, и я была лишена того, о чем говорила выше, мое желание изменить ситуацию, делать что-то в этой стране, построить жизнеспособную, долговременную систему социальной защиты, независимо от того, кто придет к власти, полагаю, побудило бы меня согласиться на эту должность. Несмотря на большие сложности, на то, что многие не понимают, что решение определенных проблем зависит не только от меня, а от многих обстоятельств.
Т.: И наконец, какой бы Вы хотели увидеть Республику Молдову в 2014 году, когда, вероятнее всего, состоятся парламентские выборы?
В.Б.: Хочется, чтобы за оставшееся до выборов время мы работали все вместе, сделали общество партнером наших реформ, поняли, что пусть сегодня трудно, но завтра мы сумеем прорваться. Только если мы создадим это партнерство между нами, политическим классом, обществом, экономическими агентами, всеми, кто хочет жить в благополучной стране с высоким уровнем благосостояния, мы сумеем достичь поставленных задач. В таком случае в 2014 году мы будем говорить не только о наметках, но и о реализациях. Выше я говорила, что мы заложили основу хороших начал. В 2014 году хочу говорить не только о началах, но и о проведенных реформах, непосредственно отразившихся на наших гражданах, чтобы они наряду с тем, что будут пользоваться гарантиями, стали частью этого процесса, этого экономического и социального оборота, который в итоге даст Республике Молдова тот уровень благосостояния, экономического развития, который сделает нашу страну снова привлекательной для собственных граждан. Ведь, если они не поверят в будущее этой страны, что кто поверит? Страна – это мы, и все, что мы делаем, делаем для себя.
Текст: Оксана Митителу

Tribuna
0