723

Нерешенное уравнение с тремя «известными»


Педагоги из районных учебных заведений жалуются, что им не оплачивают курсы повышения квалификации, хотя должны. Педагоги из районных учебных заведений жалуются, что им не оплачивают курсы повышения квалификации, хотя должны. Местные власти утверждают, что ежегодно выделяют на это средства. А в Министерстве просвещения уверены, что такой проблемы вовсе не существует.
Поводом для этого небольшого расследования стало обращение в редакцию «Панорамы»  преподавателя одной из районных школ республики. По его просьбе мы не называем ни  имени, ни учебного заведения, где трудится этот молодой специалист. Причина очевидна – никому не хочется навлекать на себя лишние неприятности. Суть проблемы: в настоящее время молодой человек проходит стажировку в Кишиневе, и, по закону, ему должны оплатить  курсы повышения квалификации, а также предоставить место в общежитии либо компенсировать сумму, потраченную на проживание в столице, и выплатить командировочные за  время учебы. Но во всех этих благах ему было отказано без объяснения причин.
Хождение по мукам
Чтобы прояснить ситуацию,  журналист «Панорамы» первым делом обратилась в Министерство просвещения. На то, чтобы «выловить» нужного специалиста, способного ответить на простой вопрос: «Кто обязан оплатить курс повышения квалификации педагога?», ушло четыре дня. В отделе непрерывного образования, которым заведует господин Николай Генчу, на мои многочисленные телефонные звонки либо просто не отвечали, либо ссылались на главного специалиста по этому вопросу Наталью Каланча, которой «в данный момент нет», «она сегодня на семинаре», «позвоните позже, она вышла», «она сейчас очень занята, перезвоните через час». На третий день все-таки удалось застать на рабочем месте самого Николая Генчу, но, едва услышав вопрос, он тут же поспешно ответил: «Меня срочно вызывает министр»,  и положил трубку, не дожидаясь реакции. Сразу пришло на память, что с помощью этого  древнего приема  еще в советские времена чиновники отделывались от нежелательных посетителей.
На четвертый день неуловимую Наталью Каланча наконец удалось застать на месте. По интересующей меня теме она сообщила следующее:
– Ежегодно в среднем около 5600 педагогов проходят стажировку в Кишиневском институте педагогических наук, где находится центр непрерывного образования для педагогов всех уровней. Стоимость курсов повышения квалификации зависит от продолжительности и уровня обучения, которые, в свою очередь, зависят  от  цели педагога. Это может быть получение очередной дидактической степени, либо подтверждение уже имеющейся, либо участие в семинарах. По правилам, каждые 5 лет педагог может претендовать на получение следующей дидактической степени. Всего их три – первая, вторая и высшая. Все расходы учителей  – командировочные и проживание в общежитии –  должны оплачиваться из местных бюджетов тех районов, которые их направляют. 
На вопрос, куда и к кому обращаться, если районные администрации не оплачивают расходов педагогов, госпожа Каланча затруднилась ответить, посоветовав решать это на местном уровне.
«Место в общежитии – не проблема!»
При институте педагогических наук есть общежитие, рассчитанное на 170 мест.
Его директор Мария Бабчинская  со всей ответственностью заверила, что в предоставлении мест учителям в общежитии на время обучения они никогда не отказывают.
 – Я не припомню случая, чтобы мы кому-то отказали в заселении. Главное, чтобы местная администрация района, откуда приезжает учитель, заблаговременно заключила с нами контракт. Тогда педагог будет заселен по льготной цене – 35 леев в сутки, а без контракта  это обойдется ему в 60 леев. Бывают случаи, когда к нам приезжают специалисты из других стран – для них место стоит  120 леев. Обычно преподаватели проводят у нас по две недели – именно столько в среднем длится курс обучения.
Итак, получается «картина маслом». Места в общежитии есть, и местные власти обязаны оплатить непрерывное образование учителей. Тогда почему же они этого не делают?
Хочешь повышения зарплаты ―  плати
Для получения дополнительной информации я решила спросить преподавателей из других районов республики, как у них обстоят дела в данном вопросе.
Директор Рышканского лицея им. Дм. Кантемира  Светлана Фортуняк:
 –  Мы оплачиваем курсы повышения квалификации учителей за счет наших бюджетных средств, выделенных районным советом. Преподаватель привозит с собой квитанции, и мы возмещаем его расходы. Но надо признать, что есть задержки, оплачивать эту статью расходов очень непросто, а в будущем, когда повсеместно будет внедрена новая форма финансирования, я полагаю, станет еще сложнее. В прежние годы все было понятно: педагог обязан проходить аттестацию, и он и учебное заведение были одинаково заинтересованы в повышении его квалификации, и на это выделялись конкретные суммы, которые изначально были заложены в государственный бюджет. Теперь же получается, что только преподаватель заинтересован в получении очередной степени, это его сугубо добровольное дело. Хочешь повысить свой уровень и зарплату – плати. Мне кажется, что в дальнейшем все будет сведено именно к этому.  
 Директор Оланештского русско-молдавского лицея Евгения Арпентий:
 – В 2012 году семь или восемь  учителей, точно не помню, из нашего лицея прошли стажировку в Кишиневе. Как правило, обучение проводится летом,  и педагогам полностью оплачиваются проживание, стоимость курсов и сохраняется заработная плата во время учебы.
В то же время бывшая учительница оланештской русской гимназии Лилиана Иванченко, которую сократили после недавней «резонансной» оптимизации,  рассказала «Панораме», что до 2010 года учителям действительно оплачивались и командировочные, и проживание в Кишиневе во время учебы, и даже сохранялась заработная плата, но последние два года многие педагоги лишились этой возможности по вине местных властей.
 –  Я незнакома с ситуацией в  молдавском лицее, может быть, их педагоги  и повышали свою квалификацию за счет местного бюджета. Но что касается лично меня, и я знаю еще несколько примеров из опыта нашей гимназии, то нашим специалистам предлагалось самим оплатить стоимость курсов –  около 1000 леев, а о том, чтобы компенсировать проживание в столице на время учебы, вообще речи не шло. Хотя я знаю, что очень многие из наших учителей хотели бы получить очередную категорию, но у них не было возможности это сделать по материальным причинам,  – сказала госпожа Иванченко.
По словам вице-примара Оланешт Валентины Цэрану, в 2012 году из  местного бюджета учебным заведениям села было выделено более 8 тыс. леев на курсы повышения квалификации учителей, которые были переданы непосредственно школьной администрации.
 – А уж директора школ сами решали, как распределить эти деньги. Жалоб на нехватку средств от них не поступало. 
Одним словом,  и здесь непонятно, кто же говорит правду, а кто лукавит. Но, чтобы разобраться в этом, да и в случае, с которого началось наше расследование,  нужно было бы потратить недели, а то и месяцы. И результат был бы сомнительным. Главная  беда заключается в том, что докопаться до истинного положения вещей  в нашей стране сегодня вообще стало очень сложно. Причем это касается не только сферы образования, а буквально всего. Ощущение такое, что никому ни до чего нет дела и никто уже ни за что не отвечает.
Справка «Панорамы»:
 Институт педагогических наук был создан в 1941 году. Это единственное учреждение в  Молдове, специализирующееся на подготовке учителей, педагогических работников с момента своего создания в январе 1941 года. Институт придерживается принципов непрерывности и постоянного обновления образования в соответствии с современными условиями, активно занимается разработкой и внедрением в учебный процесс новых методик, и в результате его выпускники получают образование, соответствующее всем европейским нормам и требованиям.
Елена Чайковская

Pan.md
0