972

Градоначальники - во благо Кишинева


Именно благодаря Шмидту в Кишиневе появляются практически все известные нам памятники архитектуры. Наша республика и ее столица прошли несколько эпох своего становления и развития. Пройден путь от Российской империи, советского строя до независимой Республики Молдова.
И бурный расцвет Кишинева наблюдался именно в те времена, когда во главе города стояли умные и деятельные градоначальники. Сегодня, в канун Дня города, мы расскажем о некоторых из них.
Предтеча
Сразу же после вхождения пруто-днестровской Молдовы, известной под именем «Бессарабия», в состав Российской империи в 1812 году здесь началось создание органов местного самоуправления. Процесс шел быстро. Уже в 1818 году была избрана первая дума Кишинева. Тогда она состояла всего из пяти человек разных национальностей: молдаванина, русского, болгарина, грека и еврея. Тогда же был избран и первый примар ―   городской голова, молдаванин по национальности, капитан Императорской российской армии Ангел Ноур.
История сохранила для нас крайне скудные сведения об этом человеке. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян и участвовал в русско-турецкой войне 1806-1812 годов. Принадлежность градоначальника к дворянству сыграла на пользу Кишиневу и обеспечила поддержку хозяйственных начинаний городской думы со стороны первого предводителя дворянства Бессарабии Дмитрия Рышкану и губернатора Бессарабии Скарлата Стурдзы. К сожалению, фотография была изобретена только в 1839 году, а портретов примара, если они и были, не сохранилось.
Надо заметить, что именно в 1812 году Кишиневу присваивается статус  города. Впрочем, выглядел он заштатным местечком с населением 7 тыс. человек. Вместо городских дорог  были  пыльные грунтовые проселки с колдобинами и рытвинами. Несмотря на крайне скудный бюджет городской думы, молодой офицер  приступает к благоустройству Кишинева. На месте полей, огородов и пастбищ строятся одноэтажные жилые дома, общественные здания. Одновременно выделяется земля для центрального городского парка, сквера Кафедрального собора и центрального рынка.
В течение 1918-1919 годов открываются первые развлекательные заведения ―  городское казино и ресторан «Зеленый трактир» (Hanul verde), а в центре города строятся первые большие особняки. Стараниями Ангела Ноура в 1813 году в Кишиневе учреждается Кишиневская духовная семинария  ―  единственное в то время среднее учебное заведение в городе, открывается кишиневская типография. Спустя два года, по инициативе городского головы, составляется первая карта-схема застройки города. Впрочем, многое из запланированного удалось осуществить гораздо позднее  ―  спустя полтора десятилетия, когда вместо схемы создается Главный градостроительный план, утвержденный императорской администрацией.
Много времени прошло и от выделения земли под Кафедральный собор до завершения его строительства. Произошло это только в 1836 году. Однако начало превращения захолустного городка в губернский центр было положено. Но трудиться над этим предстояло  уже последующим властям будущей молдавской столицы.
Непревзойденный примар
Непрерывная история правления городом Кишиневом имеет периоды своего взлета и падения.  Ярчайшим примером взлета является деятельность градоначальника Кишинева Карла Шмидта, правившего нашей столицей с 1877 по 1903 год. Наш земляк Карл Александрович Шмидт родился 25 июня 1846 года в Бельцах, в семье прибалтийского немца. Учился в кишиневской гимназии, а затем на физико-математическом факультете Киевского университета. Позднее  ―  на факультете права в Одесском университете. Там же он получил ученую степень доктора юридических наук.
Вернувшись на родину, Шмидт работает следователем по уголовным делам Кишиневского округа и мировым судьей. Уже в 1877 году, в возрасте 31 года, его избирают на пост примара столицы. Без сомнения, его работа в должности городского головы на протяжении четверти века оставила в истории Кишинева неизгладимый след. Отметим, что в 1877 году Кишинев был небольшим городом с хаотично расположенными одноэтажными домами, с дорогами, напоминающими проселочные.
И новый градоначальник берется за дело с первых дней своей работы на этом посту. Уже через год в столице появились мощеные улицы и первый общественный транспорт ―  трамвай-конка. А к 1882-му городские власти строят водопровод, канализацию и первые электростанции. Жители получают современные, на тот момент, условия жизни.
Именно благодаря Шмидту в Кишиневе появляются практически все известные нам памятники архитектуры. Это гимназия Дадиани, греческая церковь и капелла женской гимназии, здание Благородного собрания, хоральная синагога. Возведены Дом инвалидов и здание Окружного суда, комплекс костюженской лечебницы…  В создании большинства этих шедевров участвует знаменитый архитектор Александр Бернардацци, с которым Шмидт долго и плодотворно сотрудничал. Этому творческому тандему кишиневцы обязаны и одним из красивейших зданий столицы  ―  Городской думы, в котором и поныне работают местные власти.
Одновременно появляется много функциональных сооружений  ―  первая в городе больница, художественное и коммерческое училища, мосты и водонапорные башни, Ботанический сад и облагороженный городской сад, который в те же годы обнесли изящной чугунной оградой. Тогда же в центре Кишинева устанавливаются памятники Пушкину и императору Александру. Городской голова много делает для развития культуры. При нем открывается первый театр, получивший название Пушкинского, учреждается музыкальная ассоциация «Гармония». Карл Шмидт блестяще владеет румынским и русским языками, поддерживает национальные традиции, организует традиционные народные праздники.
Богатый человек, никогда не испытывающий ни в чем нужды, Шмидт проявляет  заботу о бедных, жертвуя собственные деньги. Он открывает приюты для сирот и бездомных, организует бесплатные обеды. Даже в своем завещании он просит не устраивать ему пышных похорон, а собранные деньги передать в приюты для бедных.
В 1903 году в Кишиневе произошло несчастье ―   еврейский погром. После этого печального события Карл Шмидт в знак протеста ушел с должности. Он не мог поверить, что подобное могло произойти в его любимом городе. Впрочем, вплоть до самой смерти в 1927 году он жил в столице, работал мировым судьей и занимался благотворительностью. К этому следует добавить, что в год 25-летия пребывания Шмидта на посту главы города одна из улиц Кишинева была названа в честь примара при его жизни.
«У нашего города никогда не было такого главы, как непревзойденный Карл Шмидт», ―  писали его современники. И с этим невозможно не согласиться.
Румынский градоначальник
В годы 22-летней румынской оккупации Бессарабии практически ничего не было сделано для развития экономики и культуры нашего края. Из Молдавии вывозилось оборудование предприятий, железнодорожных мастерских, взимались большие налоги с населения. Кишинев снова превращался в захолустный город. 
Но так бывает во все времена, что, вопреки официальной политике, встречаются порядочные и совестливые чиновники, которые  стараются честно выполнять свои прямые служебные обязанности. Одним из немногих таких людей был Герман Пынтя, который неоднократно занимал должность губернатора Кишинева ―  в 1923-м, а затем в 1927-1928-м и в 1932 году.
Родился Герман Пынтя в селе Зайканы Бессарабской губернии 13 мая 1894 года. Участвовал в первой мировой войне в составе Русской императорской армии. В 1917-1918 годах входил в Сфатул Цэрий, занимая должность военного министра Молдавской Демократической Республики. В период  второй мировой войны был назначен городским головой Одессы, которая являлась столицей румынской Транснистрии. По некоторым данным, он не только не принимал участия в массовых расправах с населением в Кишиневе и Одессе, но лично содействовал спасению многих евреев.
В годы губернаторства в Кишиневе ему удалось быстро наладить хозяйственную жизнь города. Не хватало самого необходимого и прежде всего продуктов питания. Было организовано четыре пекарни, владельцам которых предписывалось продавать хлеб по твердым ценам. За это же время были асфальтированы три улицы. К действующим электростанциям добавились еще две, были построены швейные и обувные мастерские.  Не слишком, конечно, много деяний для города и его населения, испытывавшего нужду в продовольствии, одежде и жилье, в элементарных бытовых удобствах. Однако  это было хоть что-то.    
К чести Германа Пынти можно сказать, что он спас от гитлеровцев родственников маршала Тимошенко. Возможно,  это стало одним из обстоятельств того, что он был оправдан советским судом и смог выехать в Румынию. Правда, впоследствии его еще раз судили по обвинению в соучастии в преступлениях против человечности во время  второй мировой войны, но также оправдали. Согласимся, что для того времени это беспрецедентный факт. Умер Герман Пынтя в 1968 году при загадочных обстоятельствах. Его именем названа одна из улиц в молдавской столице.
Советский примар
За годы советской власти Кишинев неузнаваемо изменился, превратился в крупный индустриальный, научный и культурный центр республики. Не удивительно, что нам для этой публикации было затруднительно выбрать одного из градоначальников молдавской столицы. Но вспомнилась моя не столь давняя встреча с первым секретарем ЦК КПМ Иваном Ивановичем Бодюлом, возглавлявшим нашу республику в течение 22 лет.  Речь зашла о том, кто ему особенно запомнился своей отличной работой на посту примара столицы ―  тогдашнего председателя Кишиневского горисполкома.
―  Не могу взять на себя такую ответственность кого-то выделить, потому что все работали с душой, высокой ответственностью и порой делали невозможное, ―   отметил мой собеседник. ―  Скажу, что большой трудовой и творческий вклад в развитие городского хозяйства и решение социальных проблем вложил Николай Иванович Узун, избранный в 1976 году председателем горисполкома. В этой должности он проработал по 1981 год. Сдержанный в словах и скромный в поступках, дисциплинированный руководитель, он не довольствовался сделанным, никогда не переоценивал достижений, всегда стремился к большему и лучшему в работе. Строитель по образованию и талантливый организатор, Николай Иванович внес много нового при застройке столицы, и тогда город приобрел тот облик, который характерен для него в наши дни.
Действительно, одно лишь перечисление возведенных в Кишиневе объектов в тот период заняло бы немало газетной площади. В числе крупнейших объектов ―   столичный Цирк, Театр оперы и балета, гостиница «Интурист», 3-я горбольница на Рышкановке, очень много жилых домов, детских садов, школ и поликлиник… Кишиневцы получили и Органный зал, капитально переоборудованный из бывшего банка.
Особое внимание Николай Иванович Узун уделял дорожному строительству, расширению зоны обслуживания населения общественным транспортом. В частности, были введены в строй новые троллейбусные маршруты, для чего пришлось расширить многие проезжие части улиц, создать удобные развязки для автотранспорта.
На все это потребовались огромные капитальные вложения. Помогло то, что в июне 1973 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию города Кишинева», которым инвестиции и материальные ресурсы Кишиневу стали выделяться Госпланом Союза ежегодно отдельной строкой народнохозяйственного плана СССР.
И город неузнаваемо преобразился. Таким, по большому счету, мы видим его и сегодня…
Минули десятилетия, республика стала суверенной, на посту примаров столицы сменялись люди. Придут к руководству городом и новые руководители. Им есть с кого брать пример, у кого учиться искусству управления.
Дмитрий Сидоров

Pan.md
0