633

Альянс прибегает к помощи подручных в борьбе с Таможенным союзом


Альянс всеми силами пытается хоть как-то удержать на плаву подконтрольную оппозицию. То, что начался процесс объединения левых сил под идеей вступления Молдовы в Таможенный союз, стало слишком болезненным ударом для альянса.
Отсюда и новый всплеск активности по части переманивания оппозиционных депутатов. Хоть как-то, хоть самым неблагородным образом, но отвлечь жителей Молдовы от основной темы политического сезона. Хоть как-то скомпрометировать, посеять сомнения. И для того чтобы хоть что-то противопоставить, альянс снова вытащил из заднего кармана так называемую «конструктивную оппозицию». 

Казалось бы, внепарламентский сектор в Молдове полностью уничтожен. Власть забрала у него всё. Подкупом, давлением и шантажом лишила всех местных и районных избранников, разгромила региональные представительства, лишила доступа к СМИ и хоть каких-то электоральных шансов. Что получилось в итоге? Внепарламентские партии начали трансформироваться в общественную силу.
Их бы, разумеется, и это не спасло. Но забыли о главном: основную оппозиционную политическую силу — Партию коммунистов — поразить так и не удалось. И в данном случае левые, если угодно, получили свой центр притяжения. Организационная мощь молдавских коммунистов плюс поддержка переквалифицировавшихся в общественников внепарламентских политиков. У них нашлась общая идея, и идея эта нашла поддержку и у простых граждан. Основные оппозиционные процессы снова переместились из парламента на улицы городов Молдовы. Парламент остался только местом, где можно воспользоваться трибуной — тоже ведь пригодится.
Отсюда и новый всплеск активности власти по части переманивания оппозиционных депутатов. Хоть как-то, хоть самым неблагородным образом, но отвлечь жителей Молдовы от темы консолидации левых сил. Хоть как-то скомпрометировать, посеять сомнения. Логика всё та же: для правящих партий один обладатель мандата всегда был важнее тысяч простых граждан.
В «конструктивную оппозицию» добровольно вошли те, кто борьбой с властью себя не утруждает. Их отряхнули от пыли и постарались вдохнуть в них жизнь. 

«Привет Додону и его покровителю» 

Буквально на днях одной из самых обсуждаемых новостей Сети был уход из ПКРМ депутата Иона Чебана. Мотивы этого события шиты белыми нитками. И искать их следует не в Чебане, и даже не в его новом партийном боссе Игоре Додоне.
Додон уже больше года грозится создать в парламенте «фракцию социалистов», всякий раз обещая уход из ПКРМ не меньше десятка депутатов «в ближайшее время». Больше года понадобилось, чтобы хоть на одного депутата увеличить свою «тройку». Но насколько это «заслуга» самого Додона? Его микроскопическая партия, похоже, и сама не ожидала такого «подарка». Близкие Додону СМИ даже не удосужились точно определить фамилию Чебана, окрестив его «Ионом Чебану», не найдя, видно, разницы между новым «социалистом» и министром-либералом.
По поводу искренности желания Чебана перейти к Додону — достаточно вспомнить его собственный комментарий: «Привет господину Додону и его новому покровителю — господину Филату». И ведь тогда депутат-коммунист отнюдь не кривил душой. Разве что со временем имя названного им покровителя Додона могло и измениться — не раз и не два за последние годы активы Филата становились активами Плахотнюка и наоборот.
Что предложили или чем пригрозили уже бывшему коммунисту, неизвестно. Но его мало было вырвать из ПКРМ, надо было ещё и унизить, запихав в партидуцу, которую он сам всегда презирал и в которой не жалуют и его. Для политика Чебана это смерть. Полюбившийся участникам Социальных маршей эксцентричный оратор исчез. Призывать к свержению альянса рядом с сохранившим этот самый альянс Додоном… нет, не то, не то.
Но дело не в этом. Альянс всеми силами пытается хоть как-то удержать на плаву подконтрольную оппозицию. Для принятия «нужных» законов она не нужна. Но можно продолжать пытаться создать эдакую «альтернативу ПКРМ» — беззубую и послушную. А как оживить партию, которая за 15 лет существования ничего не добилась? ПСРМ, отколовшаяся от «старой» Соцпартии в 1996 году, ни разу не прошла в парламент, с кем бы ни блокировалась. От районных филиалов за это время не осталось ровным счётом ничего. Реальных действий тоже нет — разве что в фантазиях «пиар-центра», над которым все потешаются. Вот и приходится заполнять вакуум депутатами. Если, конечно, хоть кого-то может вдохновить такое сомнительное зрелище, как переход депутата из живой партии в дохлую. 

Клуб бывших политиков 

Если говорить о готовящейся к регистрации партии Мишина, то у неё только одно отличие от партии Додона. А именно — глава партии не настолько глуп, чтобы верить в её перспективу. Вадим Мишин не первый год в политике и понимает, что ближайшую парламентскую кампанию его «Возрождение» не переживёт.
Создавать «новую» партию Мишину пришлось с людьми, чья политическая карьера давно пошла под откос. Неудачники, не нашедшие себя в других партиях, — так это называется. Вот, к примеру, для экс-депутата Виктории Новик мишинское «Возрождение» — уже пятая партия за последние три года. После ухода из ПКРМ она побывала в «Единой Молдове» Владимира Цуркана, Партии «За объединение Молдовы» Анны Ткач, Народно-социалистической партии Виктора Степанюка… теперь вот Мишин — а чем он хуже или лучше остальных политических карликов? Или ещё один экс-депутат — Сергей Сококол. Коммунистов он покинул в пользу ДПМ Плахотнюка — Лупу. Но и там не сгодился: слишком маловлиятелен и непопулярен даже на районном уровне. А в «проекте Мишина», который за сохранение или достижение власти не борется, можно спокойно и без нервотрёпки встретить старость. Ну, или экс-премьер Василий Тарлев… он не просто партийный коллега Мишина, он теперь сопредседатель «Возрождения». Даром что не так давно сам же Вадим Николаевич грозил участью Тарлева ушедшим из ПКРМ депутатам.
Партия Мишина — это клуб по интересам, комната отдыха, политический дом престарелых, но это не партия. Кроме трёх парламентских голосов, она ничем не располагает. Но, тем не менее, Мишин продолжает эту игру, имитируя создание партии. И объединяется с теми, в кого сам не верит, кого давно высмеивал. Скажете, он делает это по собственной воле? Да не смешите — не стал бы он всего этого делать, если бы его очень уж настоятельно не попросили. Кто попросил? Вопрос риторический. Но не избиратели его упрашивали — это точно. 

Что дальше? 

Как использовать мандаты ушедших из ПКРМ депутатов? Есть разные способы. Один из них: переформатировать АЕИ и создать «коалицию без Гимпу». Либералы благодаря такому сценарию будут обыгрывать образ нонконформистов и зарабатывать голоса к новым парламентским выборам. А все связанные с ними самые одиозные решения всё равно будут приниматься. Но такой сценарий можно было оформить и раньше. Не захотели. Потому что фракция либералов неотделима от другой фракции — демократов. А без объединённых одним олигархом Гимпу и Лупу коалицию уже не сваришь. Хотя в будущем блокирование «золотого пакета» либералов может и пригодиться. 
Второй вариант: постараться всё-таки перекроить под себя Конституцию. Вместе с группами Додона — Мишина у АЕИ уже 66 голосов. Осталось где-то найти ещё два.
Разумеется, к депутатам-коммунистам ещё будут приходить эмиссары от альянса с загадочными конвертами. И кнутом взамен пряника тоже грозить будут. Задача — подрихтовать Конституцию, а уж потом можно и пойти на досрочные выборы. А вот здесь две карманные «левые» партии могут очень даже пригодиться.
Каждый из вышеперечисленных вариантов должен торпедировать главную цель — создание единого и крепкого политического движения за Таможенный союз. Поставить крест на волеизъявлении народа. Оставить Молдову на неопределенное время в предбаннике Европы, в котором до сих пор мы получаем лишь новые заемы и внешнеполитическую поддержку альянса.
В любом случае роль «конструктивной оппозиции» в этих планах власти очень незавидная. 

Puls.md
0