941

Демпартия даёт зарплате отмашку к её уходу в тень

С введением навязываемой демократами системы индексирования пенсий доля зарплат, получаемых в конвертах «по-чёрному», безусловно, возрастёт. В тоже время, отчисления в бюджеты социального и медицинского страхования, а также в местные (налог на доход), непременно сократятся. Плюс к этому, те, кто всё же декларировал свою зарплату полностью, в очередной раз ощутят себя в дураках.

В начале этого месяца лидер демпартии выступил с весьма необычным, как для самого политформирования, так и особенно для него лично, с заявлением: «Это принципиальный момент не только для демпартии, но и для реформы пенсионной системы. Ожидаю, что коллеги в правительстве и парламенте будут ответственны, и мы солидарно проголосуем за этот закон, прежде чем приступим к голосованию за бюджет на будущий год и за бюджет социального страхования».

Когда столь же безапелляционно выступает со своими ультиматумами Михай Гимпу, это понятно. Человек, который для получения диплома юриста 14 лет «вымучивал» положительные оценки, наверняка, имеет генетические проблемы, связанные с личными интеллектуальными способностями в аргументацией идей. А тут демпартия, имеющая в своём составе массу высокообразованных и договороспособных личностей, вдруг опустилась до примитивного шантажа, основного аргумента либералов?

К сожалению, полный текст предлагаемых новаций в действующий закон об индексации пенсий пока отсутствует, как на порталах партии, парламента, правительства, так и Министерства труда, социальной защиты и семьи. Но, как стало известно из Масс-медиа, законодательную инициативу по изменению методологии индексирования пенсий подготовили депутаты от демпартии Андриан Канду и Валентина Стратан. Суть этих предложений состоит в том, что с будущего года коэффициент индексации для тех, у кого пенсии ниже 1500 леев, а их получает 95% пенсионеров, должен быть выше, чем для тех, у кого пенсии более высокие. То есть, надо полагать, предполагается поприжать оставшиеся 5%, очевидно, по мнению демократов, чрезмерно жирующих.

Вот такова концепция конгениальной идеи, которая весьма смахивает на заурядную уравниловку со всеми присущими ей атрибутами.
Но для начала немного цифр. Согласно данным Национального бюро статистики по итогам 2010 года (более поздние данные пока не опубликованы) в Молдове было всего 646,7 тыс. пенсионеров. Однако, стоящих на учёте в органах социального страхования, числилось 627,1 тыс., из них по возрасту – 460,5 тыс. К другим министерствам и ведомствам приписано 19,6 тыс. (Министерство обороны, МВД, СИБ и т.д.) В целом, динамика численности пенсионеров имеет выраженную тенденцию к росту: в 2005 году их соответственно было 634,3 тыс., 618,3 тыс. и 16 тыс.

Но есть и более свежие данные, но только уже на портале CNAS (см. http://cnas.md/lib.php?l=ro&idc=244&nod=1& – Национальная касса социального страхования). По состоянию на 1 июля текущего года в бенефициарах здесь уже числилось 642,5 тыс. пенсионеров со средней месячной пенсией 957 леев, в том числе по возрасту – 477,5 тыс. при её среднем размере 987 леев. В числе тех, кому были начислены «завышенные» пенсии значатся:
924 человека – за выслугу лет, и они получали в среднем по 3663 лея;
2024 – участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по 2076 леев;
7879 – другие категории по 2644 лея.

В Timpul от 05.07.2012 со ссылкой опять же на CNAS приводятся данные, что всего-то более 2000 леев получают около 19,3 тыс. пенсионеров, а 970 – свыше 5000. (См.http://www.timpul.md/articol/620-milioane-de-lei-lunar-pentru-achitarea-pensiilor-35174.html).

То есть, это именно те «богатенькие Буратино», которым непременно необходимо попридержать выплаты, как бескомпромиссно прессингует демпартия.

А может основной удар демократов нацелен на госслужащих? Но ведь им уже и так дискриминационно индексируется только половина когда-то начисленной пенсии, которая, как известно, выплачивается из бюджета CNAS, а вторая половина, получаемая за счёт государственного бюджета, вообще не пересчитывается. Именно поэтому через 3-5 лет после выхода на пенсию ряд бывших чиновников отказывается от подобной «льготы» государства и переходит на обычную пенсию по возрасту.

А теперь, если отбросить бывших депутатов, членов правительства, судей и некоторые другие, опять же, относительно высокооплачиваемые категории пенсионеров, то какие вообще шансы просматриваются для рядового гражданина из бизнес среды получить в Молдове пенсию по возрасту, превышающую 1500 леев?

Согласно действующей ныне формуле расчёта и, исходя из минимальной нормы страхового стажа в 30 лет, действовавшей до последнего времени, за каждый год, предшествовавший 1999 году, начислялось лишь по 0,5% получаемых зарплат от лучших 5 лет подряд за период с 1984 по 1998 годы. При этом, если в какой-то год заработная плата превышала её средний уровень по экономике в 5 раз, то такие доходы урезаются до указанного максимума. И всё же, если допустить, что в эти лучшие 60 месяцев полученная зарплата на протяжении всего времени была заоблачной, то максимум, на который можно рассчитывать, так это на 75% пенсии от средней заработной платы по стране за год, предшествовавший году выхода на пенсию, плюс 125 леев.

Таким образом, если в 2011 году средняя зарплата по стране составила 3193,9 леев, то возможный максимум при тридцатилетнем страховом стаже 2520 леев.
Если же просчитать потенциальный потолок по действующей формуле для доходов с 1999 года, то во все последующие годы уже принимаются к расчёту фактические выплаты на оплату труда без их индексации с коэффициентом, за каждый отработанный год в размере уже 1,4%. И вот здесь, как раз, и начинаются шараханья депутатского корпуса.

Действующая редакция закона о пенсиях государственного социального страхования, введённая с 1999 года, была подготовлена под патронатом наших западных кураторов по развитию. Его основная идеология заключалась в том, что впредь снимались все ограничения на размер пенсии: сколько бы работник не зарабатывал и из этой суммы отчислялись взносы в пенсионный фонд, а соответственно можно было бы рассчитывать и на адекватно высокую пенсию.
Но уже через пару лет некоторых «реформаторов» стала душить «жаба», ибо создавались предпосылки, что у рядового гражданина может в итоге оказаться пенсия по сумме большая, чем, скажем, у депутата! А это с нашими пещерными инстинктами, разумеется, недопустимо. Поэтому уже с 2003 года было введено ограничение на зачёт лишь трёхкратного превышения среднего уровня заработной платы. Но в последствии всё же осознали, что чрезмерно переусердствовали и с 2008 года подняли данную планку до пятикратного превышения.

Таким образом, учитывая то, что в 1999 году средний размер заработной платы по экономике был зафиксирован на уровне 304,6 леев в месяц, а в целом за прошедшие 13 лет – 1574,3 лея или 49,3% к уровню 2011 года, то максимально возможная пенсия по возрасту и в этот период по своему потенциалу несущественно превысит максимум, рассчитанный выше для периода предшествовавшего 1999 году.

А как же на эти «пляски» с регламентированием потолка оплаты труда реагировали работодатели и работники? Банально прагматично. Показать зарплату, превышающую её средний пятикратный уровень за предыдущий год, как и прежде трёхкратный, естественно, было и пока остаётся верхом безрассудства. Ибо и так из фонда оплаты труда, который зашкаливает за средний уровень по стране, отчисления в различные бюджеты составляют: работник – 27,5% (18% – налог на доход, 6% – фонд социального страхования и 3,5% – фонд медицинского страхования), работодатель – 26,5% (23% – фонд социального страхования и 3,5% – фонд медицинского страхования). Всего, как видим, 54%.

Правда, с заработной платы, превышающей пятикратный уровень по стране, с физического лица можно и не перечислять 6% в социальный фонд, но в повседневной жизни это осуществляется далеко не всегда, а для тех, кто одновременно работает в нескольких местах, так просто технически, практически, неосуществимо.

Как следствие, предприниматель при приёме на работу нового сотрудника с предполагаемым высоким уровнем оплаты, как правило, делает нанимаемому работнику предложение, от которого, естественно, невозможно отказаться. Его суть заключается в том, что часть зарплаты будет выплачиваться «по белому», а остальная – в конверте «по-чёрному». Но если претендент на рабочее место пожелает получать всю оговоренную сумму «по белому», то тогда вторая часть будет ему выдаваться на руки за минусом, приведенных выше, 54%.

А теперь ещё и пенсии свыше 1500 леев, которые впредь будут индексироваться по минимуму? Естественно, куда заманчивее получить названные 54% налом и сразу, чем откладывать сомнительное удовольствие по 1,4% на далёкую перспективу: годы дожития – количество лет на пенсии. Ведь, как искушающе соблазнительно уже сегодня ощутить шуршащие купюры?

Отсюда напрашивается и однозначный вывод: с введением навязываемой демократами системы индексирования пенсий доля зарплат, получаемых в конвертах «по-чёрному», безусловно, возрастёт. В тоже время, отчисления в бюджеты социального и медицинского страхования, а также в местные (налог на доход), непременно сократятся. Плюс к этому, те, кто всё же декларировал свою зарплату полностью, в очередной раз ощутят себя в дураках.
 http://www.arch.actualitati.md/dempartiya-dayot-zarplate-otmashku-k-eyo-uhodu-v-ten/
0