887

С начала года в Молдове случаи коррупции выросли на 40 процентов


Самая бедная страна Европы Молдова входит в топ самых коррумпированных стран региона. Фото: obkom.org.ru Самая бедная страна Европы Молдова входит в топ самых коррумпированных стран региона. Эту международную статистику на днях подтвердил и Центр по борьбе с коррупцией.
Удивительное дело, три года подряд центр как в рот воды набрал, а тут вдруг вышел с громким заявлением: не проходит недели, чтобы не ловили двух-трех взяточников за руку. Только ни один из них не сидит за решеткой. Почему? В ЦБЭПК ни много ни мало во всём обвинили правительство Филата. И это не случайно. С одной стороны, в органах исполнительной власти с приходом чиновников от альянса коррупция растет с галопирующей скоростью. С другой — судьба самого антикоррупционного центра висит на волоске от роспуска по тем же обвинениям в коррупции.
Три «кита» ЛДПМ
Суммы взяток в буквальном смысле слова растут как на дрожжах. Речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч евро. Иногда единоразовая взятка достигает полумиллиона евро. Рост коррупции и ее доля в общем числе правонарушений постоянно растут, и всего за четыре месяца текущего года было зарегистрировано 531 преступление, что на 40 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Пожалуй, директору ЦБЭПК Виорелу Кетрару, который еще совсем недавно обещал Филату защиту от бравых парней «если что», он же, Филат, такую подножку не простит. Ведь молдавский премьер все три года из кожи вон лезет, чтобы убедить не столько молдавскую, сколько международную общественность в том, что борьба с коррупцией — дело всего его премьерства. А тут такая «картина маслом». Коррупция не просто есть, она приобрела угрожающие масштабы. И где? В правительстве Филата сплошь одни взяточники, а самый настоящий ее рассадник в трех министерствах — МВД, Минздраве и Минобразования. Все три возглавляют чиновники, делегированные по квоте от ЛДПМ.
МВД, которое, по выражению Филата, должно было стать показательным примером искоренения коррупции в частности и в принципе, сегодня бьет все рекорды по взяточничеству среди прочих министерств. Так, по данным ЦБЭПК, с начала года здесь было выявлено уже 27 случаев коррупции, тогда как за тот же период прошлого года — в два раза меньше (13 случаев).
В Министерстве просвещения под руководством Михаила Шляхтицкого, который, кстати, в свое время уже обвинялся в коррупции, были отмечены 16 таких случаев по сравнению с семью случаями в 2011 году.
Министерство здравоохранения по числу взяток также старается не отставать от партийных коллег. На фоне полнейшего бездействия руководства по контролю над ростом заболевания туберкулезом в стране, трафиком контрабандных медикаментов в розничные сети аптек чиновники ведомства не гнушаются брать взятки. С начала года здесь выявлено 14 случаев коррупции.
Делайте ставки, господа-коррупционеры
В структурах юстиции было отмечено вдвое больше случаев коррупции, чем в 2011 году, — 13 преступлений. Среди судей и примаров взятка — обычное дело.
Из общего числа преступлений, зарегистрированных ЦБЭПК за этот период, 296 являются финансово-экономическими преступлениями, что составляет 56 процентов.
Как отметил Кетрару, за отчетный период существенно вырос и размер взяток. Если в прошлом году самые крупные взятки едва достигали 10 тысяч евро, в начале этого года суммы поднялись до 450 тысяч евро, а 10 тысяч становятся уже рядовым размером взятки для вымогателей.
В качестве примера директор ЦБЭПК привел кишиневскую примэрию под руководством Либеральной партии. Здесь взяточничество чуть ли не неотъемлемая часть трудодней чиновников администрации Киртоакэ. К примеру, по сделкам с приватизацией земельных участков размер одной взятки составляет 170 тысяч долларов, за выдачу авторизации на строительство вымогается до полумиллиона евро.
На сегодняшний день Центром по борьбе с коррупцией были переданы в суд дела в отношении некоторых высокопоставленных чиновников. Правда, глава ЦБЭПК отказался называть конкретные имена. Среди взяточников — бывший министр, несколько глав управлений министерств, глава территориального отделения государственной канцелярии, глава и заместитель налоговой инспекции, член КСТР, 22 руководителя учебных заведений, один судья, 57 сотрудников полиции, более 20 работников образования и еще более 20 работников системы здравоохранения, 14 адвокатов, 32 примара и 38 директоров разных предприятий.
Однако Кетрару не уверен, что все эти дела будут доведены до конца и взяточники понесут наказание. До сих пор никто не оказался за решеткой, заявил директор ЦБЭПК, обвинив в сложившейся ситуации правительство.
«На сегодняшний день никто не отбывает наказание в тюрьме за получение взятки. Не проходит недели, чтобы не было поймано два-три коррупционера, — говорит Кетрару. — Это сигнал для властей, которые должны проводить реформы более ускоренно».
Кстати, сам ЦБЭПК во главе с Виорелом Кетрару неоднократно обвинялся в коррупции. Уже несколько лет правящее большинство в парламенте настаивает на реорганизации структуры вплоть до закрытия. Дескать, данная структура превратилась в политический карательный орган, а ее сотрудники получают «отступные» за прекращение преследования. По словам Кетрару, обвинения сотрудников ЦБЭПК во взяточничестве — глупость, хотя бы потому, что все они целыми днями заняты поимкой других взяточников.
Напротив, деятельность центра многим составляющим альянса мешает, так как высокопоставленные чиновники замешаны в коррупционных и финансовых преступлениях.
Что характерно, все об этом знают, но ни один взяточник так и не сел за решетку, несмотря на открытие уголовных дел. А что можно сделать, если взяточничество растет с головы, то бишь с самой власти, насквозь прогнившей? Ну не рубить же им сук, на котором сидят. Круг замкнулся.
Павел Марфин

0