737

Дмитрий Чубашенко: "Тандем Лупу-Плахотнюк усиливает давление на Филата"


Дмитрий Чубашенко, издатель газеты «Панорама». Фото: newsru.md ЛДПМ оказалась в меньшинстве в вопросе о сексменьшинствах. Две из трех партий, входящих в правящий Альянс за европейскую интеграцию, объявили, что не станут голосовать за синтагму "сексуальная ориентация" в законе о недискриминации.
Против узаконивания прав сексменьшинств выступили Демократическая партия Мариана Лупу и Либеральная партия Михая Гимпу. Таким образом, Либерал-демократическая партия Влада Филата оказалась в меньшинстве в вопросе о защите прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
ЛДПМ настаивает на том, что вопрос о правах ЛГБТ не должен стать камнем преткновения на пути Молдовы в Европейский Союз. ДПМ и ЛП парируют: "Права сексменьшинств — это не приоритет. Нельзя интегрироваться в ЕС через задницу".
Брюссельское гей-лобби настойчиво продавливает упомянутую синтагму через молдавские правительство и парламент. Православная Церковь столь же решительно протестует против "педерастизации" христианского молдавского народа. В этом противостоянии ЛДПМ встала на сторону европейских ЛГБТ-активистов, ДПМ и ЛП европейско-либеральным новациям предпочитают верность традиции.
При этом Лупу впервые публично высказался в евроскептическом духе и обвинил внешнеполитическое ведомство, руководимое соратником Филата Юрие Лянкэ в том, что оно не умеет вести переговоры с Брюсселем, предпочитая послушно брать под козырек: "Yes, Sir!".
"Я не евронаивный. Я еврореалист", - заметил Лупу, намекая на то, что евронаивный и не реалист кто-то другой.
Филат может присоединиться к ультиматуму Брюсселя и выдвинуть коллегам по АЕИ собственный ультиматум: или вы голосуете за "сексуальную ориентацию", или правительство уходит в отставку. Но этот шаг еще больше закрепит имидж именно ЛДПМ как главного лоббиста интересов европейских сексменьшинств в Молдове. То, что такой имидж партию беспокоит, свидетельствует отказ министра юстиции Олега Ефрима от участия в телевизионном ток-шоу, в котором его оппонентом должен был выступить православный священник. Слишком очевидной и неприглядной для ЛДПМ выглядела бы такая дихотомия — партия защищает права сексменьшинств в противостоянии с Православной Церковью.
Имиджевые потери партии Филата, с таким упорством проталкивающей закон о защите сексменьшинств, уже очевидны, а вот выигрышей совсем не видно. «Либерализация визового режима» - это даже не безвизовый режим, хотя и безвизовый режим не есть нечто настолько выдающееся, ради чего стоило бы торговать христианскими ценностями и рисковать утратой поддержки со стороны Православной Церкви. Тем более, что уже сегодня у граждан Молдовы нет особых проблем с поездками в Европу. Сотни тысяч таких граждан уже давно живут там, имеют румынскипе паспорта, а уровень отказов в выдаче шенгенских виз составляет меньше семи процентов.
Что касается «евроинтеграции» в целом, то это самая большая мистификация и обман. Если заглянуть в любой словарь, слово «интегрировать(ся)» означает «инкорпорировать(ся) в целое». Это целое в сегодняшней Европе означает только Европейский Союз. Евроинтеграция - это инкорпорирование в ЕС, и ни во что другое. Нельзя «интегрироваться» с ЕС, около ЕС, сближаясь с ЕС, в партнерстве с ЕС и т.д. и.т.п. Интегрироваться можно только в ЕС. А в ЕС Молдову никто принимать не собирается. Поэтому в самом словосочетании «евроинтеграция Молдовы» примерно столько же смысла, сколько во фразе «подготовка молдаванина к полету на Марс».
По всему видно, что, освободившись от бремени кандидатства в президенты, Лупу почувствовал, что у него развязаны руки, и стал действовать более свободно. Также очевидно, что Мариан Лупу и Влад Плахотнюк действуют в тандеме, противостоять которому Филат не может.
Евроскептицизм Лупу, противопоставляемый еврофанатизму Филата, явно нацелен на то, чтобы дистанцировать ДП от непопулярных решений АЕИ, позволив партии лучше спозиционировать себя к предстоящим выборам.
Демократы пытаются найти в центристском болоте те кочки, на которые они могут опереться в ходе ни на минуту не прекращающейся избирательной кампании. Но дается им это нелегко.
ДПМ объявила о создании комиссии по реформированию партии, которую воглавил первый вице-председатель Плахотнюк. Лупу дал понять, что в какой-то момент Плахотнюк может быть избран председателем партии. Но если Лупу  - это человек советского типа, то Плахотнюк — явный антисоветчик. Во время недавнего офлайна с блоггерами из него поперли еще дедушкины обиды на советскую власть. Он похвастался тем, что именно он остранил ПКРМ от власти в 2009 году, и пообещал окончательно похоронить эту партию в ближайшие годы. Но тут у ДПМ возникает противоречие. Если она хочет расширить свою электоральную базу, то делать это можно лишь за счет сторонников ПКРМ. Но это советские люди, «купить» которых антисоветски настроенному олигарху будет практически невозможно. До сих пор все попытки уменьшить антирейтинг Плахотнюка оканчивались провалом. Мутный он какой-то. Ясно лишь то, что человек этот, страдающий болезненным тщеславием и неуемной жаждой власти, в конечном счете хочет сам стать президентом Молдовы. Но для этого нужно заручиться поддержкой 61 депутата или большинства избирателей, в случае, если будут введены всеобщие выборы президента. Эта цель, во всяком случае сейчас, выглядит нереальной. Зато реальным представляется то, что корабль ДПМ разобьется о рифы, если у его руля станет сам Плахотнюк.
Хотя Гимпу обижается на коллег по альянсу, считая, что они его «кинули», положение ЛП самое стабильное — 10 процентов лунатиков-унионистов всегда готовы отдать за нее свои голоса.
Филату, позиционирующему себя как политик N1 в Молдове, благодаря которому она только еще и держится на плаву, придется нести и главную ответственность за провалы АЕИ. Кому много дано — с того много и спросят. Отсутствие самокритичности у ЛДПМ может сыграть с ней злую шутку.
В экономике продолжается стагнация. Никаких целей, никакого плана у правительства нет. Та «стратегия», проект которой кабинет министров представил в парламент, никакой стратегией не является. Это набор довольно банальных задач, которые в любом случае  должно решать любое правительство. Реальную цель, которая просматривается за этой «стратегией», креативной тоже не назовешь — и дальше клянчить кредиты у Запада. Но это не план развития.
С Партией коммунистов АЕИ ничего поделать не может. Лупу заявил, что он выступает против запрета ПКРМ. Позиция Филата и Гимпу на этот счет неизвестна. Если альянс не запретит ПКРМ, то над ним всегда будет висеть дамоклов меч коммунистического реванша.
Два с половиной года до выборов пройдут быстро. Главной темой политики в этот период будет противостояние молдавского патриотизма румынскому унионизму. Дело уже дошло до того, что депутат от ПКРМ Юрий Мунтян 9 мая появился на публике в майке с надписью на кириллице: «Еу сынт молдован. Еу грэеск молдовенеште». Это очень круто.
В 2013 году будет отмечаться 200-летие Молдавской Православной Церкви. В 2014 году пройдут выборы башкана Гагаузии. В 2015 году — выборы в парламент и местные органы власти. В 2015 году должен быть запущен Евразийский Союз.
Время обещает быть интересным. Избрание президента не принесло обещанной стабильности. Все тот же вечный бой — покой нам только снится.

gzt.md
0