562

Рогозин пообещал, что Приднестровье почувствует "теплое дыхание" Кремля



После встреч на высшем уровне в Кишиневе российский дипломат Дмитрий Рогозин отправился в Приднестровье. Там его ждал прием у лидера региона Евгения Шевчука, а также представителями всех ветвей тамошней власти.
- Это серьезная тема, которая связана с 20-летием распада Советского Союза, - поднял Рогозин проблему предоставления приднестровцам российского гражданства. - Граждане бывшего Союза вольны выбирать то гражданство, которое они считают необходимым. Большое количество людей выбирает гражданство Российской Федерации. И Россия как правопродолжатель Советского Союза несет на себе полную ответственность за то, чтобы эти люди находились в безопасности и благополучии. Поэтому вопросы непростые, но мы их будем решать, - пообещал Рогозин открыть в Тирасполе постоянный консульский пункт. 

По словам Рогозина, после инаугурации Владимира Путина и формирования Правительства в Тирасполе будет открыто постоянное бюро спецпредставителя по Приднестровью, которое будет заниматься проблемами по конкретным направлениям. 

- Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы люди жили достойно, в человеческих экономических условиях. И для этого надо также нарастить возможность работы российских экономических структур с приднестровскими регионами, - пообещал Рогозин, что Россия будет способствовать экономическому возрождению Приднестровья.  
- Надо убрать из диалога те наносные политические условия, которые, как мне кажется, создают спекулятивный фон. Я думаю, что нашим кишиневским коллегам абсолютно все понятно. Я говорил им об этом абсолютно прямым текстом. Я сказал, что если речь пойдет об унии с Румынией, если эти призывы постоянно будут звучать с разных высоких трибун, то можно любить приднестровцев, можно не любить, но их придется понять. Они не пойдут ни на какой диалог, в случае если речь идет не о Молдове, а о неком другом государстве. Все очень просто. Нужно уважать историю Молдовы. Тогда, когда появится предсказуемость в этих отношениях, в развитии Республики Молдова, тогда можно будет говорить о восстановлении полноформатного диалога. В настоящий момент есть насущные темы, которые и так уже разрешаются. В частности, это железнодорожное сообщение. Этому надо способствовать. Реальные контакты были налажены между людьми в дни светлой Пасхи – облегчение режима общения на границе. Мы это приветствуем тоже. Все эти гуманитарные вопросы надо решать без оглядки на важные или псевдоважные вопросы и задачи. Много зависит от нового руководства Республики Молдова. Надо этот диалог пока ограничить решением прагматичных вопросов. В частности, мы в Кишиневе говорили, чтобы приднестровцы были представлены и в Межправительственной комиссии, которая соберется во втором полугодии, поскольку разрешить вопросы газового долга, транспортные невозможно без признания Приднестровья в качестве равноправной стороны. Я об этом сказал кишиневским собеседникам и, к приятному удивлению, не услышал никакой оппозиции. Мне кажется, лед в этом плане начал таять. Два берега должны говорить. Должны быть прямые мосты. Для этого партнер в лице Молдовы должен быть суверенен - без внешнего воздействия. Кроме того, мы бы хотели, чтобы в данном вопросе наши партнеры исходили из общей ситуации в контексте всего региона. Здесь крайне важна ответственность всех участников процесса. И наших румынских коллег. Вся эта демагогия вокруг пакта Молотова - Риббентропа, вокруг открытой границы, вокруг единого румынского народа не будет способствовать никакому диалогу. Решение конфликта будет зависеть от современных геополитических реалий , - подчеркнул Дмитрий Рогозин, которого цитирует Радио Приднестровья. 

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА 

Москва делает недвусмысленный намек на "особые" отношения с Тирасполем, если Кишинев не прекратит форсированное "братание" с Бухарестом 

Эрнест ВАРДАНЯН, политолог, блогер, магистрант факультета международных отношений, политических и административных наук Госуниверситета Молдовы:
- Я вижу сразу два знаковых элемента в его заявлении в Тирасполе. Во-первых, он открыто сказал, что российский контингент будет перевооружен к 2020 году. Это значит, что Россия закрывает вопрос об изменении формата. Во-вторых, он впервые на таком уровне указал на чрезмерное усиление румынского фактора в Молдове. Активизация Бухареста давно и сильно раздражает Москву, но впервые российский чиновник столь высокого ранга дал понять, что Кремль и его "младший брат" в Тирасполе не намерены терпеть ползучую "унирю" и не будут вести переговоров с кем-либо, кроме официальных властей Кишинева. 

- А что такое теплое дыхание Москвы, которое, по словам Рогозина, скоро почувствует Приднестровье? 

- "Теплое дыхание Москвы" - это аллюзия на открытое усиление влияния в регионе на фоне, как я уже сказал, активизации Румынии. Речь будет идти не только о традиционной финансовой помощи, но и более ускоренной паспортизации, коль скоро Рогозин заговорил о консульстве в Тирасполе. Плюс укрепление миротворческого контингента. Словом, Москва делает недвусмысленный намек на "особые" отношения с Тирасполем, если Кишинев не прекратит форсированное "братание" с Бухарестом. К тому же не стоит забывать, что Рогозин 4 года работал в направлении системы ПРО и НАТО. Его опыт может пригодиться в том плане, что расширение географии ПРО напрямую затрагивает наш регион. 

- А если Кишинев будет отвечать на действия Кремля заявлениями в духе Гимпу - "а давайте не пустим Рогозина в Молдову", что тогда? 

- Заявления в духе Гимпу "давайте не пустим" - это антология глупости. Во-первых, чисто физически это неосуществимо. Рогозин спокойно въедет в Приднестровье через Одесскую область, как это на днях сделал Сердюков. Во-вторых, у Молдовы слишком мало рычагов воздействия на Россию, чтобы объявление Рогозина персоной нон грата возымело хоть какой-то эффект. Как раз наоборот, то только ухудшит обстановку в регионе, которая чуть-чуть начала исправляться после смены власти в Тирасполе. Кстати, заявление Рогозина о необходимости дружить с Онищенко - важный сигнал Кишиневу. Мол, "не забывайте о винном эмбарго". В-третьих, Рогозин - это не только спецпредставитель Кремля по Приднестровью, это еще и сопредседатель молдо-российской межправительственной комиссии, которая охватывает гораздо более широкие вопросы, чем приднестровское урегулирование.
 
kp.md

0