Социальный хаос множит суициды в Молдове
Знаете ли вы, что самоубийства в Молдове происходят в 2,5 раза чаще, чем убийства? Если же принять во внимание тот факт, что многие суициды «замаскированы» под другие причины смерти, окажется, что проблема стоит еще острее.
Ошибка, которую не исправить
Недавно СМИ потрясли новостью о самоубийстве 15-летней школьницы из села Екимоуцы. Перед фатальным поступком Алина сообщила о намерении покончить с собой в социальных сетях Интернета. Последние два года она жила с бабушкой. Родители девочки находились на заработках в России...
С моста возле здания цирка сбросилась молодая женщина. Выжила. Люди периодически прыгают с кишиневского виадука. Этот мост, связывающий столичные микрорайоны Центр и Ботаника, к сожалению, стал местным аналогом моста Золотые Ворота в Сан-Франциско ― одной из самых популярных точек для добровольного отправления в иной мир.
Психологи говорят, что почти всегда потенциальные самоубийцы дают знать о своем роковом решении окружающим. Именно в этот период многим могли бы помочь специалисты «горячих» телефонных линий. Как оказалось, в Молдове у тех, кто стоит «на грани», такой возможности не существует.
Свой поиск спасительного номера телефона корреспондент «Панорамы» начал со справочной 1188. В ответ на просьбу дать номер «какого-нибудь телефона для людей с психологическими проблемами» служащая поначалу отмахнулась, предложив либо сказать точный адрес, либо позвонить в платную службу 1189. У автора этой статьи огромное желание жить: красивая жена, маленький ребенок, любимая работа. Наконец, весна на дворе. Но чего не сделаешь ради этой самой работы.
Пришлось с трудом выдавить в трубку это страшное слово ― «самоубийство». Из-за плохо прикрытой лжи получилось довольно нервно. Впрочем, то, что надо. Работница справочной сменила тон с холодного рабочего на сочувствующий, попросила подождать и минуты через три, извинившись, дала лишь телефон приемной психиатрической клиники: 85-72-41. Думаю, роль «психа» устроила бы далеко не всех людей, подумывающих свести счеты с жизнью.
Может, поискать в Интернете? Нахожу телефон экстренной помощи в кризисных ситуациях. То, что надо! Звоню. В ответ: «По этому номеру такой службы давно не существует».
Набираю телефон медицинского христианского центра «Эммануил»: 24-65-23. Слышал, что здесь когда-то помогали отчаявшимся. Только унылые гудки. Года два назад работал «телефон доверия» для молодежи при центре здоровья Neovita: 46-37-28. Звоню несколько раз в рабочее время ― безуспешно. На сайте yellowpages.md (Желтые страницы Молдовы) нахожу телефон Ассоциации психологов и медицинских работников Flagrant: 27-19-32. Та же история... Все. Конец.
Им все равно
В 2009 году автор этой статьи беседовал с заведующим восьмым отделением Республиканской психиатрической клинической больницы Виктором Фуртунэ, имеющим большой опыт лечения больных с суицидальными попытками.
Психиатр рассказывал, что у Министерства здравоохранения в ближайших планах открытие нескольких центров психиатрической помощи, а также антисуицидального центра. Например, в Индии после открытия подобных учреждений количество самоубийств ощутимо снизилось. Прошло три года.
За это время добровольно отправились на тот свет не менее 2000 человек, но государство даже не попыталось решить эту проблему ― центры так и не были созданы.
Феномен суицида в нашей стране никогда не исследовался, поэтому судить о специфике можно лишь по сухим цифрам статистики, которые, впрочем, нельзя считать полными. Скажем, как установить причину падения с высоты, если погибший не оставил предсмертной записки и никому не сообщал о своих планах? Как определить, было ли падение результатом несчастного случая или несчастный отправился к праотцам по собственной воле?
Многие исследования на эту тему говорят, что часть смертей от «несчастных случаев» на самом деле ― это суициды. Бывают и обратные ситуации, когда за самоубийства выдают убийства. «Суициды» с «контрольным» выстрелом в голову существуют и в молдавской криминальной истории. По словам Виктора Фуртунэ, родственники самоубийц часто пытаются скрыть причину смерти. Христианская религия относит суициды к одним из тягчайших грехов.
Стой, жизнь прекрасна!
Анализируя данные Национального бюро статистики, можно сделать следующие выводы: количество зарегистрированных самоубийств с каждым годом медленно, но верно растет. С 583 случаев в 2000 году до 683 в 2010-м. Распространенность суицидов в Молдове считается средней, хотя гордиться здесь нечем.
Во множестве стран мира совершается ничтожно малое число самоубийств. Кстати, связь между материальной обеспеченностью граждан и числом самоубийств не установлена. Например, в лидерах по этому показателю Япония и Южная Корея, среди постсоветских республик ― Литва, Белоруссия и Россия. Зато в Гаити, одной из беднейших стран мира, люди почти не убивают себя.
Так называемый Международный индекс счастья, отражающий уровень благосостояния наций, также подтверждает истину о том, что «не в деньгах счастье» и даже не в их количестве. Если верить этому рейтингу, развивающаяся Колумбия занимает шестое место (из 143 стран―участниц исследования), а США ― 114-е. Стоит задуматься о необходимости того, к чему стремятся многие из нас.
― Считается, что в развитых странах люди чаще кончают жизнь самоубийством, ― говорит Виктор Фуртунэ. ― Чем выше степень индустриализации, тем сильнее общество заражено различными видами психических расстройств, и прежде всего депрессией. При этом состоянии психики пациенты наиболее часто переживают суицидальные настроения.
Один из самых авторитетных в мире исследователей самоубийств, социолог Эмиль Дюркгейм выработал систему закономерностей в отношении этого феномена. Например, он выявил, что в любом обществе мужчины в несколько раз чаще кончают с собой, чем женщины, зато женщины в несколько раз чаще, чем мужчины, совершают суицидальные попытки.
В отношении Молдовы это утверждение справедливо. Представители сильного пола в нашей стране решаются на отчаянный шаг в шесть раз чаще, чем «слабые» женщины. Дюркгейм также считал, что горожане намного чаще совершают суициды, чем сельчане.
Действительно, почти во всех странах мира эта закономерность явно прослеживается, однако в отношении Молдовы неверна. У нас все наоборот ― по статистике, деревенские жители в два раза чаще убивают себя, чем горожане. И это при том, что в нашей стране немалая часть жителей небольших городов фактически живет по-сельски ― в доме «на земле», ведет натуральное хозяйство.
Возможно, такой расклад вызван тем, что, согласно последней всеобщей переписи населения 2004 года, наибольшее число домохозяйств находится в сельской местности, и в 42% из них живут от одного до двух человек. В основном, это старики, детей которых сманили огни больших городов. Слабеет молдавская деревня.
Кстати, вопреки сложившемуся стереотипу, кончают с собой чаще всего не молодые люди, а те кто перешагнул четвертый десяток лет. Пожилые люди уходят тихо. В прессу попадают главным образом обескураживающие истории самоубийств подростков, которым жить да жить, такие как трагедия несчастной Алины. Вот и создается впечатление, что молодежь подвержена этой беде больше других. Хотя этот факт совсем не утешает.
Глава Ассоциации трансперсональной психологии (тел. 33-52-26 ) Людмила Скорцеску считает, что самоубийства в Молдове во многом происходят из-за хаоса и бесцельности, царящих в обществе.
― Психологические проблемы напрямую не зависят от уровня материального благосостояния и вызваны, прежде всего, социальными конфликтами, ― поясняет психолог. ― Психика самоубийцы, как, впрочем, и наркомана, ― это бомба с часовым механизмом, программа, настроенная на самоуничтожение. Если человек с определенным типом психики в своих внутренних переживаниях оказывается «на грани», единственным для него выходом становится физический уход из жизни. Если такого человека удается заметить и получается заставить слышать, его внутреннюю «матрицу» еще можно исправить и спасти. Психологические проблемы появляются там, где внутренний мир человека рождает иррациональные, мнимые страхи, лишенные логики. Вроде бы бомбы не падают и мир не рушится, но по разным причинам самоубийце всё видится в мрачном свете. Дети, которые способны покончить с собой, обычно очень замкнуты. Они живут в своем внутреннем мирке, куда остальным вход воспрещен. Окружающие даже не подозревают, какие страшные планы кроются за этим внешне спокойным поведением. У таких детей ощущается недостаток жизненной энергии и общая психическая истощенность. Некоторые молодые люди громко заявляют о желании покончить с собой, однако чаще всего такое поведение можно считать манипулятивным. Тем не менее ко всем словам о самоубийстве стоит относиться серьезно. Это повод для обращения к психологу.
pan.md