2195

Карабаш — черная точка планеты


Город Карабаш находится в Челябинской области, в 70 километрах от моего родного города Снежинск. Несколько лет назад побывал в этом ужасном месте. По версии ЮНЕСКО, Карабаш — самый грязный город на планете.

Заранее скажу, что со времен поездки у меня сохранилось всего несколько говнофоток ужасного качества, поэтому почти все фотки я брал в интернете. Итак, поехали.
Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 после открытия золотоносных россыпей на месте древнего татарского поселения. Название Карабаш означает «черная голова» по-татарски. В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации. Изначально на комбинате не было очистных сооружений — во времена СССР особо не задумывались над экологией.
За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную территорию вокруг себя. За год работы комбинат выкидывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию.

Терриконы Пара слов о добычи меди. Содержание меди в руде меньше 1%. Чтобы добыть 1 тонну меди нужно переработать 100 тонн породы. После извлечения меди остаются тысячи тонн шлама. Его сваливают недалеко от завода. Образуются так называемые терриконы (отвалы, создаваемые при разработке месторождений)


Кстати об отвалах, говорят очень давно их хотели вывезти японцы, за это предлагали поставить системы очистки и восстановить экологию. Однако же все получилось, как и всегда, наши сказали «хрен вам» и остались гордой собакой на сене. В 2001 Снежинские ученые предложили программу по реализации и применению этих отвалов с той же целью. Правда этот проект так и остался на бумаге.
Кислотные дожди Отвалы это не самое страшное. Гораздо большую опасность представляют кислотные дожди. Не вдаваясь в подробности плавки меди, скажу что медь содержится в породе в виде сульфидов. При обжиге получаем сернистый газ SO2. В атмосфере образуется серная кислота H2SO4. Разумеется, образуется не 98% кислота, человек даже не почувствует кислоту в кислотном дожде, но при постоянном выпадении такого дождя вся растительность погибает. Как только погибает растительность, то дождь с ветром очень быстро смывают землю. Горы превращаются в скалы.




Там, где лес уцелел, ничего не растет

Если присмотреться к поверхности камней, то реально можно увидеть следы химической эрозии. Примерно как если бы лед облить теплой водой — на поверхности образуются что-то вроде борозд.

Лысая гора Гора, находящаяся на границе города, полностью потеряла лесной покров. На Лысой горе в Карабаше из камней была выложена надпись «Спаси и сохрани». Над надписью стоит железный крест метров 25 высотой из кусков швеллера. Вместо облицовки крест оформлен зеркалами таким образом, что при восходящем и заходящем солнце он светится. Является одним из ориентиров автомобилистов.



Окрестности напоминают ядерную пустыню



Местами кажется, что находишься на другой планете.
Для сравнения, поверхность Марса.

Река Сак-Елга Желтая, так как вода пересыщена железом.
Уровень содержания железа превышает в 500 раз норму.

По берегам реки на расстоянии 100 метров ничего не растет.




Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевые реки

Это не бензин, это окислы железа и других химических соединений




Это вам не альпийские луга

Из космоса видно, что территория вокруг города выжжена. Та самая речка, которая отравляет железом свое русло очень хорошо видна на карте. Речка–говнотечка впадает в нормальную речку и идет наверх где можно видеть маленькую палочку — это плотина и очистные на водохранилище Аргази. По сути дела река из Карабаша впадает в водохранилище, но пока на Аргазях экологического бедствия нет: рыба жива, более того, это питьевое озеро из него производится водозабор для жителей.

Хвостохранилище Возвышенность в виде слоеного пирога, похожая с трассы на плотину. Площадь, как минимум в четыре футбольных поля. Это так называемое хвостохранилище.


Хвостохранилище — комплекс специальных сооружений и оборудования, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами. На горно-обогатительных комбинатах из поступающей добытой руды получают концентрат, а отходы переработки перемещают в хвостохранилище. Обычно хвостохранилища сооружают в нескольких километрах от горнообогатительной фабрики, в понижениях рельефа: котловинах, ущельях, распадках. Из хвостов намывается дамба, которой огораживается хвостохранилище. При отстаивании идет разделение на осадочную твердую фазу хвостов и воду. Вода вторично используется горнообогатительной фабрикой или очищается и сбрасывается в стоки. Для улучшения процесса разделения фаз могут применяться реагенты — коагулянты и флокулянты.



Город Основная часть города выглядит как деревня. Высочайший уровень генетических и приобретенных заболеваний: раковые опухоли, экзема, камни в почках, дефекты внутриутробного развития, слабоумие, церебральный паралич.

Завод













Слава советским металлургам!
Юбилейная плавка к 60-летию октября. Смена участников юбилейной плавки меди в честь 60-летия октября.




Надпись впечатляющего размера "С ИМЕНЕМ ИЛЬИЧА ТРУДИТЬСЯ И ПОБЕЖДАТЬ!"

Выброс в 2004 году В 2004 году завод произвел колоссальный выброс из за того нарушили температурный режим в одной из печей. Перед этим прошел дождь и опавший сернистый ангидрид образовал серную кислоту достаточной концентрации чтобы выжечь все огороды и зелень близлежащих окрестностей. Весь лес вокруг был желтый.
После этого жители Карабаша написали письмо президенту:
МЫ, жители города Карабаша, не первый раз обращаемся со своей бедой.
Люди нашего города обречены на вымирание. Экология в нашем городе ужасная!
Об этом знают все, но молчат. Где же наши врачи, учителя, отдел экологии? Вы тоже упорно все боитесь, но вы тоже ходите под Богом, также можете заболеть. Ведь днем и ночью у нас в городе "снегопад". Что только на нас не высыпают. И газеты наши тоже молчат - бояться за свою работу (ведь у нас уже была безработица). Но вот Вольхин и предложил нашему городу места работы. Его деньгам, наверное, нет счета, а у нас кладбище тоже хорошо наполняется. Такие люди крепкие - месяц-два и человека нет. А дети наши и внуки обречены на страшные болезни. Дети все кашляют (но это не простуда и ОРЗ), а экология. Тело некоторых детей покрыто пятнами, а врачи не могут определить болезнь. Родители детей везут в Челябинскую больницу, а мы - рабы - требуем, чтобы господин Вольхин за свои деньги привез в город врачей и бесплатно обследовал детей города Карабаша. Что же Вы прячетесь и боитесь созвать митинг и выслушать жителей Карабаша. Приезжайте и посмотрите, когда дети гуляют, каким свежим воздухом они дышат. Многие дети в период загазованности падают, теряя сознание, появляется тошнота, головокружение. Но что мы-то, мы можем только написать. У вас - Вы и правы. Господин Сумин П.И. также приезжал в Карабаш. Мы все за него проголосовали, так почему же сейчас он прячется от людей по кабинетам, а не выходит к людям и не выслушивает их. Ведь он знает, что когда он приезжает и трубы не дымят, и улицы, как говориться, моют. У нас в городе экология хуже, чем в Чернобыле. Путин В.В. об этом знает. Для чернобыльцев - льготы, а мы родились и живем с рождения в Карабаше - нам нет никаких льгот. Мы требуем по праву, чтобы жителям города пересмотрели пенсионный возраст, так как почти все до него просто не доживают и также хотя бы какие-то деньги выплачивает детям на питание. Что нам то, что Вы все признали город Зоной экологического бедствия и на выделенные деньги посадили березки. Деньги нужно раздать каждому жителю города. Все депутаты приезжают - обещают только. Все про нас забывают. Нет сейчас честных людей у власти, чтобы помогли бедным жителям города Карабаша. Ведь мы же прожили здесь жизнь, воспитали детей, внуков. Куда мы сейчас поедем? Кто нас ждет? Ведь какие мы собираем и кушаем со своих огородов овощи и фрукты, наверное, господа и в руки их не стали бы брать, чтобы не отравиться. Мы просим жителей объединиться, не сидеть по углам, ведь они у нас забирают самое дорогое - ЖИЗНЬ, а требовать пересмотра льгот для Карабаша, пенсионного возраста. И попросить у Вольхина и Сумина право на ЖИЗНЬ.
Обещание построить очистные сооружения, так и остается обещанием. Ни городское Собрание Карабаша, ни санитарный врач Санэпиднадзора не могут повлиять на решение Губернатора области.
После этого письма, со стороны завода начались гонения тех, кто в этом участвовал.
Хотя сейчас, насколько я знаю, установили фильтры и город постепенно начал «выздоравливать».
0