1124

В 1991-м литовцы стреляли в своих


Бывший депутат Сейма, вице-мэр Вильнюса, многолетний сотрудник МИДа, а ныне лидер Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис, безусловно, может считаться человеком января 2012 года в Прибалтике. В свое время он публично усомнился в официальной версии трагических событий в Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года. Его попытались осудить, но в январе суд его оправдал.


Согласно точке зрения, культивируемой властями Литвы, советские солдаты убили у телецентра свыше десятка сторонников независимости. В России (да и в других странах) уже не раз указывали на ее несостоятельность. Однако попытка выдвинуть иную версию рассматривается литовскими властями как чуть ли не измена родине. Тем более, что есть статья об уголовной ответственности за отрицание советской оккупации и "отрицание агрессии СССР, совершенной 13 января 1991 года".
 
Тем не менее Альгирдас Палецкис, проведя собственное расследование, озвучил то, что властям не понравилось. "А что было 13 января, значит, у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих", — заявил он. То есть, на самом деле литовцы стреляли в собственных соплеменников, и советские солдаты, штурмовавшие вильнюсский телецентр, были ни при чем.
 
Прокуратура в ответ завела уголовное дело, требуя для Палецкиса года тюрьмы. Однако 18 января 2012 года случилась сенсация: суд первой инстанции оправдал его. Прокурор обжаловал приговор в вышестоящей инстанции, так что окончательное решение не принято. В ближайшее время апелляция прокуратуры должна быть рассмотрена.
 
Излишне говорить, что данная версия событий 21-летней давности до сих прямо влияет на отношения России и Литвы, когда Россия преподносится литовскими власть имущими как наследница советских оккупантов. Из этой же серии и требование выплатить 23 миллиарда долларов за "ущерб от советской оккупации" и многие другие спекуляции, рассказывающие о том, как Литве плохо жилось в составе России (или СССР), и что Россия — чуть ли не вечный враг литовского народа.
 
В любом случае, Палецкис пробил брешь в стене официальной литовской версии тех событий.
 
Как и почему он на это решился? Каким он видит будущее российско-литовских отношений? Почему события в Вильнюсе 1991 года используются в текущей политике — как внутренней, так и международной? Об этом и многом другом сам Альгирдас Палецкис рассказал в интервью "Правде.Ру".
 
— Какова вероятность, что Вам удастся отстоять свою позицию в высших судебных инстанциях Литвы?


— Затрудняюсь ответить. Если бы мы жили в идеальном мире, то удалось бы отстоять на 100 процентов, ибо никакого умаления трагедии 13 января 1991 года с моей стороны не было. Напротив, мы хотим способствовать выяснению истинных виновников этих событий. Но так как в мое дело постоянно вмешиваются правящие в Литве политики, трудно предугадать исход. Ясно одно — мы и дальше будем способствовать тому, чтобы выявилась вся историческая правда об этом периоде.
 
— В какой момент вы, дипломат и депутат Сейма, усомнились в официальной версии событий в Вильнюсе?


— В тот момент, когда в 2010 году сопоставил несколько источников. Во-первых, в давно известной книге председателя парламентской комиссии по госбезопасности Витаутаса Петкявичуса "Корабль дураков" написано, что ответственность за жертвы 13 января 1991 года ложится на лидера "Саюдиса" Витаутаса Ландсбергиса и директора департамента охраны края Аудрюса Буткевичуса. И они не оспорили это заявление в суде!
Во-вторых, раскрепостились десятки свидетелей стрельбы с крыш в ночь с 12 на 13 января 1991 года. Именно в 2010 году они как-то сами мне об этом заговорили в частных беседах, когда я как вице-мэр Вильнюса посещал жителей района телебашни, где произошла трагедия в 1991 году.
В третьих, сам Буткевичус дал много интервью примерно в 2000 году о том, что он "сознательно шел на жертвы и провоцировал". И эти интервью, ранее менее нашумевшие, были перепечатаны в некоторых изданиях пару лет назад.
И наконец, в 2010 году была выпущена книга бывшего политзаключенного Юозаса Куолелиса "Дело на стыке двух тысячелетий". В ней автор привел отрывки из литовской же судмедэспертизы о том, что часть людей были убиты из винтовок Мосина и каналы ранений шли сверху вниз под углом 40-50 градусов… (На вооружении Советской Армии винтовок Мосина уже давно не было. Следовательно, стрелял кто-то другой — Ред.)
 
С какой целью в современной Литве создают миф о событиях 1991 года?


— С целью делать из России вечного врага Литвы и пугать этим образом, списывать на него все наши проблемы, манипулировать этим образом на выборах и мобилизовать электорат. И кое-кому за границей тоже выгодно, чтобы два братских народа враждовали.
 
Почему вы настаиваете на допросе Михаила Горбачева?


— Он был в то время Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР. Эти силы в виде танков двинулись в ту ночь к массовому скоплению людей. Это было заведомо опасно, так как провокаторы это и использовали. Ведь был уже печальный опыт Тбилиси, Баку, когда армию подставили… Мало того, кто-то дал утечку информации об этом плане — и провокотары подготовились. Так что Горбачев мог бы приоткрыть завесу над теми событиями.
 
— Какую роль в событиях в Вильнюсе, на ваш взгляд, играли США и страны Европы?


— Факты говорят о том, что в то время в Литве активно действовали граждане США — причем со специальной военной, партизанской подготовкой. Они этого и сами не скрывают. Эти люди консультировали высшее руководство Литвы и по военным, и по политическим вопросам.
 
Как, на ваш взгляд, Россия и Литва должны обсуждать спорные вопросы истории? Должна ли история играть главную роль в российско-литовских отношениях, или пора посмотреть на них более прагматично?


— От истории никуда не денешься, но она не должна довлеть, как сейчас, над нами. Суть не столько в истории, а скорее в том, что историография становится в руках некоторых сил инструментом национальной вражды. Ведь при желании можно найти множество фактов сотрудничества и совместных побед, достижений.
Тут важна политическая воля. Пока в Литве (вернее, у части правящей элиты), доминирует антагонизм по отношению к России. Однако народ, во всяком случае, большинство, такую политику не поддерживает. Литовцы не хотят воевать с Россией. Они хотят нормальных, соседских отношений.
 
Беседовал
Вадим Трухачев


Источник: pravda.ru.
       
0