592

Молдова готовится к концу света?

Более 3 миллионов граждан стройными шеренгами идут навстречу похоронам собственной страны [Здравый смысл Юлии Семеновой]

  Некоторые астрологи, ссылаясь на календарь майя, утверждают, что в 2012 году наступит конец света. Правда это или нет, время покажет. Но Молдова, уж несколько лет готовится к такому неординарному событию. Пессимисты, не желающие участвовать в процессе, давно покинули (или вот-вот покинут) наш край.

Здесь осталось около 3 миллионов оптимистов, которые, под предводительством небольшой группы политиков, стройными шеренгами идут навстречу похоронам собственной страны.

Несостоявшееся государство

Летом 2011 года в рейтинге несостоявшихся государств (Failed states index), опубликованном журналом Foreign Policy и американским исследовательским центром Fund for Peace, Молдова занимала грустное 66 место из 177 возможных. Она входит в группу стран с «опасным уровнем риска». Для сравнения: соседняя Украина занимает в этом рейтинге 110 место.

Оценки проводились на основе двенадцати индикаторов - экономических, демографических, политических и пр. Несостоявшимся (рухнувшим, обанкротившимся) считается государство, которое, в первую очередь, плохо управляется.

Любопытно, что, по сравнению с 2009 годом, рейтинг Молдовы поднялся аж на 8 пунктов. Ничего удивительного здесь нет: в первой половине 2009 года у власти были еще коммунисты, и избавление от них, в глазах западных исследователей, сразу же подкинуло государство вверх. Типа, демократия пришла. Молдову похвалил за нее вице-президент США Байден во время своего однодневного визита в Кишинев в марте 2011 года.

Несколько цифр, ничего личного

Вот что прячется за этой «демократией». По данным Transparency international, индекс восприятия коррупции в Молдове в 2011 году составил 2,8 пункта (индекс ниже 3 пунктов считается очень высоким уровнем). В 2010 году этот показатель составлял 2,9, в 2009 – 3,3.

По данным Национального бюро статистики, в 2010 году в стране было зарегистрировано 33,4 тыс. преступлений, что на 30,2% больше, чем в 2009 году. А за первое полугодие 2011 года число преступлений возросло на 7 процентов, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Причем растет детская и подростковая преступность. Самые «популярные» преступления в этой группе правонарушителей - кражи, разбои и грабежи. Растет также число убийств, изнасилований и умышленного причинения телесных повреждений. При этом, по информации Международной организации миграции, число молдавских гастарбайтеров доходит до 1 млн. человек, власти уже несколько лет называют цифру социальных сирот – 100 тысяч детей остались без родителей. На этом фоне в Молдове до 2013 года планируется закрыть 378 школ и 1044 класса. Перевод оставшихся доуниверситетских учебных заведений на самофинансирование равняется убийству всей системы образования.

На 1 января 2011 года уровень смертности (12,3 человек на 1 000 жителей) превысил уровень рождаемости (11,4 ребенка на тысячу жителей). Средняя пенсия составляет 845 леев, минимальная потребительская корзина стоит, по подсчетам правительства, 1500 леев.

ВВП на душу населения в Молдове один из самых низких среди стран СНГ – 1600 долларов США. По статистике, объем ВВП составил в январе-сентябре 2011 года 60.497 млн. леев в текущих рыночных ценах (5 миллиардов 153 млн.долларов). Внешний долг Молдовы в 2011 году - 5 миллиардов 056,01 миллионов долларов.

Согласно результатам опроса «Барометр общественного мнения», проведенного в ноябре Институтом публичной политики, 83,5 процентов населения считают, что Молдова движется в неверном направлении. 96 процентов респондентов недовольны зарплатами, 85 процентов – пенсиями, 71 процент не устраивает текущее экономическое положение страны, а 91 процент выразил недовольство политической жизнью.
Франкенштейны

И как мило на этом фоне смотрятся бесконечные разборки, заявления, бойкоты и ультиматумы политической элиты нашей страны! Чем дальше, тем больше «отцы нации» напоминают чудовище, порожденное в XIX веке буйной фантазией Мэри Шелли, написавшей роман о Франкенштейне. Гомункулус, созданный женевским студентом Виктором Франкенштейном из различных человеческих органов и оживленный «научным методом», вырвался из лаборатории ученого и натворил множество бед, возложив на своего творца ответственность за свое существование.

Каждый из тех, кого мы своими руками подняли на молдавский политический Олимп, может, по-своему хорош и добродетелен, может, даже желает счастья и процветания всему народу Молдовы, а не отдельно взятым гражданам страны – членам своей семьи, финам, нанашам и другим родственникам. Но вот собравшись вместе, «олимпийцы» превращаются в машину, которая безжалостно проходится по судьбам народа, делая избирателей заложниками своих амбиций и политических игр.

Игра под названием «Найди президента» не просто увлекательна, но и выгодна. Правящий альянс создает видимость деятельности, оппозиция критикует и набирает очки, привлекая к себе новых симпатизантов.

И уже никого не удивляет, что маразм крепчает. Что власть творит беззаконие. Что гарант Конституции, пусть и врио, вместо решительных и жестких мер по защите основного закона страны, отделывается рассказами о принципах и ценностях (правда, непонятно каких). Что сто один депутат – численный состав малокомплектной школы, подлежащей «оптимизации» - не могут договориться друг с другом даже по такому неглобальному вопросу, как выбор президента.

Решение Конституционного суда о признании выборов 16 декабря недействительными было ожидаемым. В нашей ситуации появление главы государства автоматически влечет за собой необходимость внедрять те самые реформы, о которых так много говорится с больших и малых трибун. Не исключено также переформатирование парламентского большинства и правительства. Это означает, что кому-то придется оторваться от кормушки или поставить крест на собственных ожиданиях. Желающих нет.

Извечный вопрос – что делать?

Видится три варианта. Первый, самый очевидный: очередные внеочередные парламентские выборы. Которые, собственно, согласно Конституции, должны были состояться еще в прошлом году. Плюсы: есть надежда, что в парламент попадут более вменяемые и более сговорчивые люди. Надежда, впрочем, слабая.

У нас много достойных людей, не желающих пачкаться о политику, и мало политиков, сохраняющих достоинство после подсчета голосов избирателей. Стране нужны хорошие управленцы, это дефицит в нынешних политических кругах. Стране нужны чернорабочие – большинство политиков предпочитает белые воротнички. Стране нужны люди, которые умеют договариваться и последовательно отстаивать ее интересы. Это обещают все кандидаты на всех выборах. А потом забывают, как забыли коммунисты о втором государственном языке, а либералы – о зарплатах в 500 долларов.

Досрочные выборы означают также новую избирательную кампанию. И здесь нет никакой гарантии, что наши сограждане снова не поведутся на красивые речи и сладкие обещания. Это сегодня все понимают, что так жить, как мы живем, - себя не уважать. Завтра настанет весна, расцветет сирень, поедут по селам машины с гуманитарной помощью от кандидатов, выйдут на трибуны люди из телевизора, красиво изложат подготовленные зарубежными пиарщиками тезисы, и народ оттает (мы ведь не злопамятные), поверит и сделает выбор. Вот только к чему он приведет?

Другой вариант предполагает изменение Конституции – отказ от института президентства. Согласно основному закону государства, большинство полномочий президента находятся в зависимости от решений парламента. Ну, например, он может выдвинуть кандидатуру на должность премьер-министра только после консультаций с парламентскими фракциями (ст.98 (1). В переводе с юридического языка на бытовой, это означает, что сперва депутаты одобряют кандидатуру премьера, а затем глава государства ее озвучивает.

В случае невозможности формирования правительства или трехмесячной блокады принятия законов, президент может распустить парламент. Но опять-таки, только после консультаций с парламентскими фракциями (ст.85 (1). Может объявить частичную или общую мобилизацию «с предварительного согласия парламента» (ст.87 (2).То есть, по Конституции, президент является главой государства номинально. Никаких особых функций, включая ядерный чемоданчик, у него нет. И зачем тогда он нам вообще?

Третий вариант – революция, насильственная смена власти. Но она не бывает бескровной, и у нас нет силы, которая могла бы ее организовать и возглавить. Партийные лидеры слишком амбициозны, чтобы, отказавшись от собственных интересов, объединить усилия с другими, близкими по духу, политформированиями. Левые партии, которые все-таки ближе к народу, чем правые радикалы, даже не пытаются найти общий язык друг с другом. В ноябре, кажется, была очень смешная ситуация, когда в Кишиневе на площади Великого национального собрания одновременно проходили два митинга – один под красно-белыми знаменами СДПМ, другой под красными и белыми флагами ПКРМ. Акции протеста были посвящены одному и тому же вопросу – повышению тарифов. Но каждая из партий предпочла бороться в одиночку.

Что касается народного бунта, к которому все активнее призывают в социальных сетях, то дело это, как говорил еще А.С.Пушкин, бессмысленное и беспощадное. Мы до сих пор расхлебываем последствия «народного бунта» 2009 года. Последствия нового 7 апреля вообще непредсказуемы. Хотя бы это власти должны понимать.
 
KP.md

0