462

Филат прослушивал телефонные разговоры коллег?

Перефразируя народную мудрость, можно сказать: «Держи друга близко, а однопартийца – еще ближе». Вероятно, именно таким принципом руководствовался премьер-министр и лидер Либерально-демократической партии Владимир Филат, когда ставил на «прослушку» своих вице-председателей в 2009 году. Для Филата правоохранительные органы незаконно прослушивали телефоны Александра Тэнасе, Михая Годи и Валерия Стрельца. И ничто не указывает на то, что прослушивание прекратилось.

Не так давно «МВ» писали о том, что на сотрудников МВД и ЦБЭПК были заведены уголовные дела по обвинению в злоупотреблении служебным положением, связанным с прослушиванием телефонных переговоров подозреваемых. Среди потерпевших тогда значились такие известные в Молдове люди, как Александр Тэнасе, Михай Годя, Виталий Нагачевский, Вячеслав Унтилэ, Серафим Урекян, Михай Гимпу, Дорин Киртоакэ и другие. На тот момент было понятно, что телефоны некоторых из них прослушивались с января по сентябрь 2009 года.

Все якобы закончилось с уходом коммунистов из власти. Тем не менее к «МВ» попали данные, указывающие на то, что прослушка благополучно продолжалась и во время администрации либерал-демократов.

Среди объектов прослушивания снова фигурируют телефонные номера бывших соратников Владимира Филата: Александра Тэнасе (069122558 и 078888871) и Михая Годи (069899210), а также нынешнего лидера фракции ЛДПМ в парламенте Валерия Стрельца (069104644). И это только те, о ком известно.

Осведомленные источники «МВ» сообщают, что телефонные разговоры этих политиков прослушивались ни кем иным, как самим председателем ЛДПМ, премьер-министром Владимиром Филатом.

Согласно статье 135 уголовно-процессуального кодекса РМ, прослушивание переговоров производится на основании постановления прокурора по делам о тяжких, особо тяжких или чрезвычайно тяжких преступлениях, если из собранных доказательств или материалов оперативно-розыскной деятельности вытекает разумное подозрение в их совершении. Как говорится, «от сумы да от тюрьмы не зарекайся», но что-то не очень верится, что у всех троих из имевших или имеющих отношение к руководству ЛДПМ вдруг одновременно всплыло по «чрезвычайно тяжкому».

Конечно, вряд ли законная сторона вопроса вообще бралась во внимание. В партийных кругах давно поговаривают: Филат опасается заговоров. Паранойя это или реальная угроза – сейчас не столь важно. Особенно, если учесть, что большинство своих старых товарищей, с которыми он строил партию, председатель ЛДПМ уже растерял.

Вождизм Владимира Филата давно притча во языцех молдавской политики. Чтобы не упускать контроль над ЛДПМ, по-прежнему единолично управлять партией, опираясь на авторитарные методы, Филат и принял такое решение, рассуждают собеседники «МВ». В итоге получилось в точности, как любит повторять премьер – «госструктуры должны выполнять свои функции». Не помешала даже принадлежность главы Службы информации и безопасности к другой партии – Либеральной. Похоже, и глава МВД был заменен в коалиционном правительстве с той же целью – реформы должны улучшить методы прослушки.

А метод сам по себе очень прост. Обращаясь к судье по уголовному преследованию, сотрудники МВД или ЦБЭПК предоставляют только номера телефонов. Вопреки закону, фамилии и имена людей, которых предполагается прослушивать, не указываются. Судьи не проверяют, чьи это номера, хотя запросить у оператора контракт на оказание услуг мобильной связи совершенно несложно. Далее полицейские бегут в СИБ, который без проволочек, совершенно законно, ставит телефоны на прослушку. И уже через месяц премьер, хитро улыбаясь, рассказывает в узком кругу о частной жизни своих подчиненных.

Вывод печален: как в свое время Владимир Воронин, Владимир Филат создает государство в государстве, не брезгуя методами, идущими в разрез с Конституцией РМ и правами человека. Не говоря уже об этической и моральной стороне вопроса.

Посредством этой публикации «МВ» обращаются к Генеральной прокуратуре и СИБу с запросом о проверке приведенных данных. Мы надеемся, что сотрудники Генпрокуратуры не побоятся уделить внимание этому случаю. Особенно в свете заявлений генпрокурора Зубко о том, что он «работает очень хорошо».
 
 
Vedomosti.md
0