901

Кризис в Ливии: дорожает нефть, золото и кофе



Рынки отреагировали на ливийские события резким ростом цен на нефть, золото и продукты питания 

Рост цен на нефть, золото, продукты питания и повсеместная паника инвесторов - вот как рынки отреагировали на последние события в Ливии.

Рост цен и обвал котировок можно объяснить скорее опасениями инвесторов, нежели дефицитом поставок, отмечают эксперты.

Во вторник цена нефти марки Brent на Лондонской бирже выросла на два доллара, установив новый посткризисный максимум - 108,5 доллара за баррель. Цена американской легкой нефти взлетела более чем на пять долларов. Столько в последний раз она стоила в сентябре 2008 года.

Беспокойство трейдеров вызывает ситуация в Ливии: в отличие от Туниса и Египта страна является одним из важных экспортеров нефти и газа.

На выходных сын ливийского лидера Муамара Каддафи Сейф Ислам заявил, что Ливия рискует скатиться к хаосу и гражданской войне.

Один из влиятельных кланов на востоке страны сообщил, что попытается остановить экспорт нефти из Ливии, если правительство не откажется от жестокого подавления протестов.

Нефтедобывающие компании, в том числе российские "Татнефть" и "Газпром", уже заявили, что эвакуируют из страны своих работников.

При этом до сих пор протесты не вызвали перебоев в поставках, и, как отмечают аналитики, стоимость нефти растет исключительно на фоне негативных ожиданий.

Некоторые западные эксперты считают, что цена на нефть росла бы и без событий в Африке, только за счет растущего спроса на сырье.

Чего боятся трейдеры

Ливия входит в состав ОПЕК и занимает 12 место в мире по объему экспортируемой нефти, но даже полное прекращение экспорта из этой страны не вызовет дефицита поставок на мировом нефтегазовом рынке.
"Саудовская Аравия может заместить ливийский экспорт хоть завтра, ей стоит только открыть вентиль," - говорит Чарльз Гардон, управляющий директор Menas Associates - консалтинговой компании, специализирующейся на оценке рисков в регионе.

Саудовский министр нефти Али Наими уже заявил, что в случае перебоев в поставках из Ливии страны ОПЕК готовы увеличить добычу.

Чарльз Гардон уверен, что затяжной гражданской войны в Ливии не будет и даже если в стране сменится власть, в долгосрочной перспективе это едва ли серьезным образом скажется на работе иностранных компаний.

"Вряд ли это будут радикальные исламисты, но даже если и они, им не обойтись без нефтяных доходов, - отмечает эксперт. - 95% ливийского экспорта, 95% бюджета - это нефть. И так будет еще очень, очень долго".

Основания для опасений есть, говорит заместитель руководителя энергетического департамента Института энергетики и финансов Мария Белова, и связаны они, прежде всего, с возможным распространением нестабильности на такие страны, как Саудовская Аравия.

"Там уже произошло несколько актов самосожжения, с чего начинались революции. Поэтому ситуация напряженная, - замечает Мария Белова. - Уже есть несколько фактов взрыва нефтепровода в регионе".

Российские компании в выигрыше

Саудовская Аравия - крупнейший экспортер нефти в составе ОПЕК и до недавнего времени была крупнейшим экспортером в мире. Второе место по объему экспорта в ОПЕК занимает Иран, где в последнее время также возобновились массовые протесты.

"Если начнутся волнения в Саудовской Аравии, это будет иметь глобальные последствия для мирового рынка нефти, - соглашается аналитик ФК "Открытие" Вадим Митрошин. - Но поскольку сейчас мы не видим никаких фактов срыва поставок, пока об этом говорить не приходится".

Российские нефтегазовые компании, по его словам, на данный момент экономически только выигрывают от ливийского кризиса.

"Компании там не очень сильно завязаны, поэтому даже при самом худшем варианте развития событий, риск потери присутствия, потери активов, очень маленький", - заключает Вадим Митрошин.

Российские игроки на ливийском нефтегазовом рынке занимаются в основном разведкой месторождений, а не добычей.

Между тем они выигрывают от существенного роста цен.

Золото, серебро, кофе и какао

Однако нефть это не единственное, что дорожает из-за беспорядков в арабском мире.

Унция золота в понедельник стоила дороже 1 400 долларов, а цены на серебро и палладий достигли максимальных значений за несколько десятков лет.

Когда дорожает нефть, то растет инфляция, объясняет аналитик компании "Атон" Илья Макаров, а значит вся прибыль, которую могут принести инвестиции, "съедается".

"Золото и серебро - это хедж [страхование] против различных рисков, включая и рисков инфляции, девальвации, рисков дефолтов и политических рисков", - говорит Макаров.

Инвесторы выводят деньги из облигаций, потому что при высокой инфляции это не самый лучший инструмент для инвестиции, так как у них фиксированная доходность.

На мировых площадках во вторник творилась паника. Торги на итальянской бирже Borsa Italiana (в Ливии работает много итальянских компаний) остановились после того, как индекс рухнул на 3%.

На товарных биржах стоимость фьючерсов кофе арабики и какао-бобов выросла до максимума за десятки лет.
 
bbc

0