961

Смартмоб как социальный феномен

Термин Смартмоб был сформулирован известным социологом и писателем Говардом Рейнгольдом в его книге "Умные толпы: Новая социальная революция". По Рейнгольду, смартмоб это форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий. «Умные толпы» это следствие широкого распространения и развития коммуникационных технологий и интернета в целом.



Флешмоб это специфическая форма смартмоба, спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (моберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания (сценарий)и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чём не бывало. На сегодняшний день флэшмоб является наиболее распространенной и изученной формой "умной толпы".

 Флэшмоб как явление возник сравнительно недавно. "По легенде", некий Билл, житель Нью-Йорка, после нескольких попыток, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина "Macy's" и попросили "любовный ковер" для "пригородной коммуны" ценой в $10 000. После этого случая, Билл провел еще шесть или семь акций и "вышел из игры", а вирус флэшмоба проник во все уголки планеты, включая Россию. Так, например, в Риме 300 человек вошли в книжный магазин и попросили несуществующую книжку, в Берлине флэшмоберы встретились неподалеку от американского посольства, откупорили бутылки с шампанским и три минуты выпивали "За Наташу", в Денвере 400 человек разбрелись по нескольким этажам здания и перекрикивались "Пинг!" - "Понг!", повторяя движения теннисного шарика, и, наконец, у нас в Москве моберы несколько минут аплодировали фонтану в ГУМе.

  

Некоторые думают, что флэшмоба, как отдельного явления, не существует вообще. Что флэшмоб - всего лишь разновидность хэппенинга или перформанса. Да, флэшмоб действительно берет свои истоки у хэппенингов и перформаснов. Но между этими тремя явлениями существуют значительные отличия.  Еще в 1962 году С. Зонтаг в своей статье "Хэппенинги: искусство безоглядных сопоставлений" писала: "Не так давно в Нью-Йорке объявилась новая, и довольно эзотерическая, разновидность театральных зрелищ. На первый взгляд, нечто среднее между художественной выставкой и театральной постановкой, они носят скромное и дразнящее имя "происшествий", хепенингов. Устраивают их на чердаках, в маленьких художественных галереях, на задних дворах и в небольших театрах перед публикой, которой набирается человек от тридцати до сотни<...>некоторое количество участников (не актеров) то производят некие телодвижения, то тем или иным манером обращаются с вещами, сопровождая это словами, внесловесными звуками, вспышками света и запахами. Сюжета у хепенинга нет - есть действие или, скорей, набор действий и событий. Связной и осмысленной речи здесь тоже избегают, хотя могут встречаться слова вроде "Помогите!", "Voglio un bicchiere di acqua" , "Обними меня", "Авто", "Раз, два, три"... Речь стерилизована, уплотнена паузами (здесь не говорят, а требуют) и движется своей безрезультатностью, отсутствием отношений между участниками хепенинга". Да, флэшмоб очень похож на хэппенинг тем, что у него отсутствует сюжет и какое-либо взаимодействие между участниками. Но главное отличие в том, что хэппенинги всегда репетируются, место для проведения хэппенингов - театр, сцена, на которой заранее расположены какие-либо предметы, декорации. Флэшмоб же это спонтанный театр. Театр, который буквально собирается из воздуха. Чем отличается флэшмоб от перформанса? Перформанс, как правило, имеет свой продуманный сценарий, цель которого - вызывать определенные эмоции у зрителя. Флэшмоб в свою очередь не имеет определенной идеи, поэтому не предполагает никакого конкретного ответа со стороны наблюдателей. 

  

Для многих флэшмоб является своеобразным вызовом окружающему миру, обществу. Все дело в том, что флэшмоб появился не как способ мысли, не как усилие какой-либо социальной группы навязать свое видение мира всем остальным. Флэшмоб возник как чистая технология, которой в идеале может воспользоваться любой, точнее тот, кто имеет выход в Интернет.. А сеть - это абсолютно неструктурированное, быстро меняющееся и развивающееся новое публичное пространство, в котором может оказаться кто угодно, и с какой угодно целью. И именно поэтому флэшмоб так стремительно охватил всю сеть за пару лет, смог заразить собой людей, не связанных между собой никакой общей идеей и никак не соприкасавшихся друг с другом до этого времени. Получается, что флэшмоб стирает границы, установленные в обществе. Человек, участвующий во флэшмобе, не идентифицирует себя с какой-либо социальной группой, он свободен от груза социальных ролей, являясь всего лишь частью толпы. Но частью толпы умной.

  

Толпу привыкли считать как нечто со знаком "минус". Говорить, что индивид всегда поглощается толпой, теряет в ней себя, поддается "стадному инстинкту". Вот какое понятие толпы дает "Социологический словарь-справочник" Лоусона и Гэррода: толпа (чернь) (mob) - неорганизованная и неуправляемая масса людей, вовлеченных в того или иного рода волнения или беспорядки. Что же чувствует тот, кто становится невольным наблюдателем флэшмоба? Попадая в это искусственно смоделированное пространство, ничего не подозревающий прохожий начинает сомневаться: видит ли он какую-то нелепую случайность, или все подстроено? Привычное для него понятие толпы, как безликой массы, где действие одного человека остается никем не замеченным, начинает ломаться. Зритель попадает в ситуацию, где его привычная картина мира начинает рушиться. Процесс этого "разрушения" был детально описан еще в книгах Карлоса Кастанеды. Где его учитель Дон Хуан Матус последовательно ставил под сомнение и тем самым уничтожал устоявшиеся представления своего ученика о внешней действительности.

 

 Ги Дебор в книге "Общество спектакля" писал, что современное общество - это запрограммированная толпа, которая не живет, а играет в жизнь. "Спектакль, рассматриваемый сообразно его организации, есть утверждение видимости и утверждение всякой человеческой, то есть социальной, жизни как простой видимости"; "Всякая индивидуальная реальность становится социальной, непосредственно зависящей от общественной власти и ею же сфабрикованной". Флэшмоб одновременно является порождением "общества спектакля" и его протестом, несогласием с установленным порядком. В глазах случайного прохожего, он разрушает запланированный ритм жизни. Кардинально меняет его взгляд на взаимоотношения индивида и толпы. Ведь если один человек совершает повседневное, привычное всем действие (завязывает шнурки, хлопает в ладоши) - он не обращает на себя внимания других. Но когда толпа вторит его движениям, это означает, что она поддерживает индивида в его деятельности. «Есть усиливающее само себя удовольствие в том, — пишет Д. Майерс, — чтобы совершать импульсивный акт, наблюдая, как окружающие заняты тем же самым. Когда мы видим, что другие делают то же, что и мы, то полагаем, что они и чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах». Иногда мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе, потому что можем предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими.

 

 Как справедливо отмечают сами мобберы, флэшмоб уже перестал быть тем, чем он был первоначально. По мере существования этого явления стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.   

В настоящее время само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.

Каким же будет смартмоб? Изживет ли он себя или найдет силы для развития в различных общественных направлениях? Какие еще формы социальной активности предоставят нам информационные технологии будущего? Время покажет. Но одно точно известно уже сейчас: смартмоб стал новым витком социальной культуры, доказав, что толпа может быть 'умной' и способна органично совмещать в себе как коллективное, так и индивидуальное.

0