598

«КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС»

Опираясь на этот принцип, правящая верхушка страны ведет себя заносчиво и неучтиво по отношению к иным позициям и взглядам.

Вешайте ярлыки на свежую штукатурку. Я не случайно вспомнил эпизод из культовой комедии Леонида Гайдая "Операция "Ы", несколько перефразировав знаменитый рекламный слоган (в те времена, когда снимался фильм, подобные термины, понятное дело, еще не были в ходу) блистательного Георгия Вицина, сразу же ушедшая в народ: "Налетай, торопись, покупай живопись…"

Политическая культура в нынешней Молдове являет собой именно эту самую "живопись" с ударением на последнем слоге. В республике вот уже многие годы подряд наблюдается бум партийного строительства, на фасады зданий политформирований, претендующих на власть, постоянно наносится свежая штукатурка, но она почти тут же и осыпается. Наши государственные мужи никак не могут избавиться от главного своего порока - полного бескультурья, которое отнюдь не скрывается от глаз простых сограждан, а напротив, нарочито демонстрируется им. Судя по всему, рядовых избирателей держат за дураков, вспоминая о них исключительно в нечетные годы, один раз весной, другой - летом, когда тем, по Конституции, надлежит прийти к урнам и проголосовать за новый состав парламента или в очередной раз выбрать глав и советников местных публичных администраций.

Однако народ не так глуп. Он прекрасно видит, с кем имеет дело, и скуп на доверие ко всякого рода партиями и партийкам, лидеры которых не умеют себя вести на публике. Именно из-за отсутствия политической культуры мы имеем слабую, бесперспективную оппозицию, не способную реализовать ни одной здравой идеи, и, как следствие этого, бесконтрольную, ведущую себя нагло и бесцеремонно верховную власть.

Вопрос о политической культуре в общенациональном масштабе поставил Владимир Воронин, выступая в последней традиционной передаче грандиозного телевизионного проекта "Беседы с президентом" на "независимом" телеканале NIT. Глава государства назвал две ипостаси массового политического бескультурья, поразившего наше общество. В первую очередь это все оппоненты ПКРМ, исключая, конечно, "конструктивистов" Дьякова и Рошку, и большинство избирателей, которые в ходе последней местной предвыборной кампании проголосовали за проходимцев, и теперь вынуждены страдать от собственного бескультурья.

Ну, с народом, в принципе, все ясно. Он тут же станет политически подкованным и грамотным, если в марте 2009 года в едином порыве проголосует на парламентских выборах за Партию коммунистов, единственную "здравую" и "политически культурную" силу в стране. С оппозицией дело обстоит сложнее. На фоне всего такого белого и пушистого президентского окружения она - олицетворение всех низменных, брутальных сил, сплошь состоящих из лжецов и мракобесов.

Владимир Воронин, выступая на "народном телевидении", не скупился на оценки, не скрывал фамилий. Причем досталось не только "чужим", но и некоторым "своим". Не случайно молдавский лидер недавно инициировал поправку в пункт 8-й 16-ой статьи Гражданского кодекса РМ (считай, априори провел ее через парламент, ибо слушания в высшем законодательном органе в таких случаях - пустая формальность - прим. авт.), отменяющую материальное возмещение морального ущерба истцам в судебных инстанциях, пострадавшим от клеветы и иных происков "свободной прессы". За многие высказывания, прозвучавшие в тот пятничный вечер в прямом эфире, в подлинно демократической стране ему пришлось бы отвечать по закону. Но только не у нас в Молдове, где с недавних пор люди - журналисты и те, кого они интервьюируют - падкие на оскорбления и оговоры, не отвечают за сказанное своим кошельком. Да и глава государства у нас по закону неподсуден, что бы он ни говорил или ни делал, какие бы ярлыки ни развешивал и поступки (правильнее сказать, проступки) ни совершал.

Однако обратимся к персоналиям, упомянутым Владимиром Ворониным во время его последнего появления перед обширной телеаудиторией. Преимущество в своем репертуаре вот уже более года он отдает двум главным столичным персонажам - бывшему (на сегодняшний день) председателю муниципального совета Михаю Гимпу-дяде и генеральному примару Дорину Киртоакэ-племяннику. Гимпу, например, утверждает президент на всю страну - это человек, который никогда никем не был замечен задействованным в какой-либо трудовой деятельности. Но неразумный кишиневский электорат сделал так, что он не только пробрался в городское законодательное собрание, но и узурпировал власть во всем столичном муниципалитете, полностью блокировал деятельность в столице жилищно-коммунальных служб, торпедировал все позитивные наработки по улучшению дел, оставленных предшественниками. При всех издержках личности г-на Гимпу, тон инвективы, которую, пользуясь недосягаемостью своего служебного положения, адресовал ему с "голубого экрана" глава государства является недопустимым, и не имеет ничего общего с факторами подлинной политической культуры.

Нельзя сказать, что эта склонность президента возвышаться, унижая других, проявилась только сейчас. Ярлыки "проходимцев" он навешивал на своих оппонентов и раньше. Ни одна однотипная передача из вышеназванного телевизионного проекта не проходила без подобного рода переходов на личности. В прежние "появления" в "ящике" сия горькая чаша не минула бывшего стольного градоначальника Серафима Урекяна, ныне вновь "лояльного" и "конструктивного" критика Дмитрия Дьякова, и посла Федора Ангели, известного общественного гагаузского деятеля, etc., etc., etc. И всякий раз, упоминая этих и других деятелей, президент неизменно задавался вопросом: да кто они такие, чтобы отвечать на их выпады, разговаривать с ними, а тем более, вести предметный диалог? В конце концов, как заявил глава государства во время последних "Бесед...", не они, все эти политические лузеры, кормят народ, вытаскивают его из ямы, где он оказался по воле предшественников демократов и заботится о его политической культуре.

В числе тех, кто прежде также подвергался президентскому остракизму в прямом эфире был Эдуард Мушук, сменивший "проходимца" Гимпу на посту председателя муниципального совета. Теперь он обрел статус (не без помощи коммунистической фракции ПКРМ) в столичном законодательном собрании. За него отдали свои голоса все 16 консильеров, проводящих в стенах муниципалитета генеральную линию правящей партии, претворяющих в жизнь исторические предначертания VI съезда ПКРМ и готовых по первому требованию выполнить любое распоряжение своего идейного вождя Владимира Воронина. Новообращенного во власть Мушука-младшего принял и выслушал сам глава государства, а руководитель пропрезидентского медиа-холдинга Марк Ткачук даже допустил его к участию в аналитической программе NIT "Максима" - одном из форпостов воронинского агитпропа. Казалось бы, отношение наверху к этому молодому политику должно измениться. Но Владимир Николаевич, извините за невольную тавтологию, не намерен изменять своим привычкам, и на миру задается традиционным вопросом: да кто это такой? И тут же начинает отнекиваться: да не благословляли мы Мушука на спикерство, все помнят, какие у нас проблемы были с этим субъектом (продержали человека полтора месяца в тюрьме без суда и при весьма вялотекущем, неубедительном следствии - прим. авт.).

В большей степени, нежели "новообращенный" Эдуард Мушук, принцип "бей своих, чтобы чужие боялись" испытал на себе в этот "веселый" телевизионный вечер премьер-рекордист Василий Тарлев, возглавлявший верховную исполнительную власть дольше всех остальных в суверенной истории страны - без малого семь лет. Молдавская земля давно уже полнится слухами об особой миссии, которую уготовил Василию Павловичу президент Владимир Воронин. Перед предстоящими весной будущего года парламентскими выборами бывший первый министр правительства должен сформировать так называемую "третью силу" и участвовать в них в качестве "второй колонны". Все, по идее, выглядит логично. ПКРМ после ряда непопулярных шагов, предпринятых внутри страны и на международной арене, утратила часть своего электората, которая все равно остается левой. У коммунистов есть два пути выхода из этой кризисной ситуации: либо оставить часть голосов своим политическим оппонентам, также "пасущимся" на левом политическом поле, либо вновь завладеть ими для последующей консолидации усилий в высшем законодательном органе с помощью подставной, но достаточно авторитетной фигуры.

Преданный Тарлев подходит на эту роль идеально. Но Владимир Воронин отрицает саму возможность подобного "обмана" избирателей. Он демонстрирует уверенность в том, что ПКРМ по-прежнему находится на пике политической популярности, и не нуждается во всякого рода ухищрениях, тем более чтобы выставлять в столь невыгодном свете экс-премьера, который по-прежнему является "человеком обоймы". Однако, как мне представляется где-то в глубине души он во всем, что утверждает в нарочито императивном духе, сомневается. Выдают президента мелкие детали. Так, рассматривая возможность того, что Тарлев обидится, если не обретет достойного места в будущем электоральном списке, и создаст единую команду со злейшим врагом нынешней верховной власти Серафимом Урекяном, глава государства тут же перестает быть рассудительным и высказывается опять-таки в присущей ему манере типа "пусть только попробует".

Такие "некультурные" с политической и политкорректной точек зрения срывы объясняются тем, что Воронин, хоть он и часто акцентирует общественное внимание на том, что не любит прежнюю партноменклатуру КПСС, с ее "молоком" впитал в себя принцип оценивания личной преданности - "кто не с нами, тот против нас". А под стать своему вождю, опираясь на этот принцип, заносчиво и неучтиво по отношению к иным позициям и взглядам ведут себя и все его подчиненные.

Свежий характерный пример. Доселе совсем неизвестная в республике депутат парламента от ПКРМ Ирина Влах - первый секретарь Комратского райкома партии, фамилия которой в последнее время то и дело возникает на слуху в связи с острым политическим кризисом в Народном собрании Гагаузии - не захотела вступить в прямой диалог с представителем оппозиционных центру единогагаузов Федором Гагаузом. Причиной грубого отказа от общения стало то обстоятельство, что оппонент - типичный политический лузер, который не смог выиграть депутатский мандат в НСГ даже в своем родном селе Гайдары, и состоявшемуся политику (замечу, записному, которому посчастливилось оказаться в "зоне попадания" в электоральном списке ПКРМ образца 2005 года - прим. авт.) негоже с ним разговаривать. Такое вот партийное чванство, спрятанное под маской политической культуры и тщательно маскируемое под радение о народном благе.

А ведь главное проявление фирменного молдавского тотального политического бескультурья - это ставшее уже злокачественным симптомом неумение и нежелание верховной власти искать общий язык с оппозицией, какой бы ущербной она ни представлялась сегодня с позиций современного коммуно-либерализма европейского толка. По версии Воронина и его ближайшего окружения, в республике все плохие, кто не разделяет его плодотворных политических и социально-экономических воззрений и идей - демократы, оппозиционная пресса, гагаузы, перебежчики (люди, разочаровавшиеся в политике ПКРМ и сдавшие свои партбилеты) и многие другие категории граждан вне зависимости от рода деятельности и политических убеждений. Верховная власть уверена, что сегодня внутри страны ей, по большому счету, не с кем разговаривать.

На фоне этого очевидного заблуждения возникают всякого рода курьезы. Во имя интересов страны, Владимир Воронин со товарищи готов общаться с кем угодно. Это намерение не раз озвучивал лично глава государства, когда пускался в пространные рассуждения о проблематике приднестровского урегулирования или необходимости преодоления негативных тенденций в экономике. В реальности же дело не идет дальше контактов в рамках Международной летней школы, которая в нынешнем году проводилась в поселке Вадул-луй-Водэ и собрала студентов из четырех стран - Грузии, Молдовы, России и Украины. В течение недели сообщения о выступлениях перед детьми ответственных факторов молдавской политики - президента Владимира Воронина, первого вице-премьера, министра экономики и торговли Игоря Додона, советника администрации главы государства по политическим вопросам Марка Ткачука, открывали информационные блоки телеканалов и украшали первые полосы апологетических и официозных изданий. Главнее политических событий в эти дни в стране не было. Дело воспитания молодежи, конечно, полезное, но не стоит забывать, что не это в конечном итоге вытащит Молдову из системного политического, экономического и социального кризиса, а вежливый, насколько это возможно в условиях нашего разлада, диалог с действительно плохой оппозицией.

То, что происходило в первые дни июля в курортной зоне Кишинева и несколько дней подряд выводилось в качестве главной политической новости только потому, что здесь постоянно светились Воронин и Ткачук, чем-то напоминает весьма характерный эпизод из фильма о советской пионерии. Первого сентября шестиклассник попал на урок первоклашек и бойко с последней парты отвечал на вопросы учительницы. Все подумали, что он попросту ошибся, и стали просить его пройти в свой класс, но тот отказался, сославшись на то, что здесь он самый умный.

Увы, неутешительный вывод ко всему вышесказанному: все последние публичные выступления Владимира Воронина в радиоэлектронных средствах массовой информации все больше и больше напоминают сюжеты из его любимой телепередачи на NIT "Povesti cu masti" ("Сказки в масках").


0