735

Литва ставит на ПРОтивостояние с Россией

В ходе встречи с президентом США Джорджем Бушем на саммите «Большой восьмерки» президент РФ Дмитрий Медведев предупредил о неприемлемости для России размещения в Литве элементов американской системы ПРО.

Вслед за недавними демаршами в отношении России, такими как требование компенсации за «ущерб от советской оккупации» и попытка заблокировать переговоры ЕС с РФ по новому базовому соглашению, в Вильнюсе предприняли ряд новых демонстративных шагов, направленных на обострение отношений с Москвой.

Но если на такие «булавочные уколы», как перенос президентом Литвы на неопределенный срок приема верительных грамот нового российского посла или призыв к НАТО не делать исключений для России в ее пожеланиях по сотрудничеству с Альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира», российское руководство не стало реагировать, то на принятие литовским парламентом закона, приравнявшего советскую символику к фашистской и переговоры Литвы с США о размещении в республике американской ПРО последовала вполне предсказуемая жесткая реакция Москвы.

Символический маразм

17 июня Сейм Литвы принял дополнения к закону «О собраниях», запрещающие использование нацистской и советской символики, а 1 июля их подписал президент Валдас Адамкус. Теперь на любых собраниях на территории Литвы, наряду с нацистскими, советские флаг, герб, гимн, униформа и знаки отличия объявлены вне закона, а их использование может расцениваться как «пропаганда оккупационного режима». Позаботились парламентарии и о наказании в виде штрафа от 500 до 1000 литов (150-300 евро) за нарушение этого закона.
«Маразмом» назвал это позорное решение литовского политического истэблишмента спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов.

Отметим, что запреты на использование фашистских символов действуют во многих странах Евросоюза, но коммунистическую символику там не трогают. В Европе, к слову, действуют 25 коммунистических партий. В большинстве европейских государств чтят память советских воинов-освободителей. И только в Латвии, а теперь и в Литве, советская символика приравнена к нацистской. Власти страны продолжают вымарывать свою историю.

«Это очередная крупная ошибка литовских политиков, и это тот случай, когда ошибка хуже преступления, — так охарактеризовал данный законопроект Константин Косачев, глава Комитета Госдумы по международным делам.- То, что Литва сохранилась как нация и восстановила сейчас свою государственность – это прямой результат победы Советского Союза, со всей его символикой. И приравнивать Советский Союз к гитлеровской Германии — кощунственно и недопустимо».

Американское «шило» из польского «мешка»

Вполне понятна и та озабоченность, которую вызвала в Москве информация о готовности Литвы разместить на своей территории американские ракеты-перехватчики, если переговоры Вашингтона с Польшей по ПРО закончатся неудачей. Первым о возможности дислокации американских противоракет в Литве официально сообщил главный польский переговорщик по ПРО, заместитель министра иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

«Я могу подтвердить, что Соединенные Штаты проводят переговоры с Литвой. Министр обороны Литвы сам это предложил в мае, и польская сторона об этом знает», — заявил польский дипломат.

То, что «пробные» переговоры с Литвой об использовании ее территории в качестве альтернативного варианта для создания противоракетной базы США идут уже целый месяц, в середине июня вынуждены были признать и американские дипломаты (в частности, замначальника пресс-службы Госдепартамента США Том Кейси).

Примечательно, что литовские МИД и Минобороны поспешили опровергнуть эту информацию. Хотя позднее появилось расставившее «все точки над i» официальное сообщение Минобороны США о том, что в начале июля в Вашингтоне премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас в ходе переговоров с министром обороны США Робертом Гейтсом заявил о согласии рассмотреть возможность дислокации элементов американской ПРО на территории Литвы.

Ясно, что за разглашением Варшавой информации о литовско-американских переговорах стоит стремление польской стороны ослабить давление США, шантажировавших Польшу возможностью переноса ракетной базы в другую, более покладистую и менее жадную страну. Поляки рассчитывали, что Литва будет категорически отрицать сам факт переговоров и этим вынудит Вашингтон сконцентрироваться на польском варианте и согласиться на условия Варшавы.

Литва нарывается на адекватный ответ

Сами литовские политики признают, что «ПРО-рокировка» в сторону Литвы, естественно, не может устраивать Россию. Во-первых, перехватчики окажутся намного ближе к территории РФ. Во-вторых, совершенно очевидным становится, для чего выстраивается американская система ПРО. В-третьих, страны Балтии из серой буферной зоны превращаются в активного участника противостояния с Россией.

Не удивительно, что российский МИД запросил у США информацию об их переговорах с Литвой. Ответ пока не поступил. «Вся эта история вокруг ПРО лишний раз убеждает, что эта затея имеет мало общего с объявленной целью нейтрализации угрозы, исходящей от Ирана, — прокомментировал развитие событий глава МИД России Сергей Лавров. — Это реальный процесс выдвижения стратегической американской системы в Восточной Европе, впервые в истории».

Свою обеспокоенность сложившейся ситуацией выразили в конце июня своим литовским коллегам и российские парламентарии в ходе визита делегации Сейма Литвы в Москву. За этим 2 июля последовало и заявление Госдумы «О действиях Литовской Республики, направленных на ухудшение российско-литовских отношений», в котором, в частности, предупреждалось, что реализация планов по размещению компонентов глобальной ПРО США «приведет к изменению подхода РФ к обеспечению безопасности на Балтике и вызовет адекватную модернизацию и усиление группировки войск РФ, дислоцированных в Калининградской области».

А российские военные уточнили, что речь может идти о размещении оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» с ядерным оснащением или же ракет-перехватчиков в Белоруссии.

В Вильнюсе российские заявления были расценены как «ультиматум», «проявление имперских амбиций» и возврат к риторике «холодной войны». При этом тот же литовский премьер, выступая в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, не моргнув глазом утверждал, что у Литвы с Россией «в целом хорошие отношения», и между ними «ведется конструктивный диалог».

Что ж, если литовская сторона действительно стремится к конструктивному диалогу с Россией, ей следует переосмыслить специфически понимаемые ею «трансатлантические интересы», которые могут поставить под угрозу стабильность и безопасность в Европе.

http://www.rosbalt.ru/2008/07/08/501685.html
0