547

Из Приднестровья хотят сделать антиКосово

Слово «доверие» - одно из самых употребительных в политической жизни Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Это неудивительно: в Тирасполе любые предложения по урегулированию без малого 30-летнего вялотекущего конфликта с Кишиневом рассматриваются строго через призму доверия. В первую очередь - доверия молдавскому руководству, которое, по мнению лидеров ПМР, для Европы вещает одно, а для России – другое. Однако сегодня, в нетерпеливом ожидании, когда у нового президента России Дмитрия Медведева дойдут руки и до Приднестровья, там все чаще поднимают вопрос: а не оставят ли нас кремлевские обитатели один на один с Кишиневом? Основания для очередного беспокойства есть. В регионе недавно побывал председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский. Он в очередной раз озвучил официальную позицию Кремля на сей счет, дав понять, что Россия не будет (по крайней мере, открыто) поддерживать независимость Приднестровья. По всей видимости, его вояж был разведкой боем накануне возможного принятия Молдавией и Россией решения по мятежной республике.



Молдавская пропаганда мгновенно отреагировала на визит Островского и подлила масла в огонь. Дескать, нежелание России и дальше терпеть под своим крылом постоянно просящего деньги «союзника» превращает ее вчерашних поклонников в Тирасполе в сторонников евроинтеграции со сменой внешнеполитического курса. Ну, а президент Молдовы Владимир Воронин в интервью испанскому изданию «Эль Паис» на днях преподнес свое видение решения проблемы на приднестровском секторе «великой шахматной доски». По его мнению, Дмитрия Медведева «привлекает идея укрепиться на международной арене в качестве лидера, который способен разрешить замороженные конфликты». Какой ценой? Интеграцией Приднестровья в Молдавию (которая предоставит ПМР наивыгоднейшие условия для автономии) в обмен на «нейтралитет» Кишинева. То есть в обмен на гарантии невступления Молдовы в НАТО.

Такой маневр, по мысли Воронина, позволит Москве заодно преподать европейцам антикосовский урок: вот как органично Кремль решает проблемы этнического сепаратизма – в отличие от Запада! Ведь и Сербия обещала косовским албанцам широчайшие права в рамках автономии, да Европа не прислушалась и решила по-своему, превратив в итоге отделившееся от Сербии Косово в территорию, контролируемую настоящими преступниками. Мотивация Воронина понятна: единственная сила, способная вернуть (причем бескровно!) Приднестровье в состав Молдавии – это Россия. Поэтому Кишинев более чем заинтересован в заключении вышеописанной сделки с Москвой. При этом президент Молдавии, конечно же, еще и пытается играть на политическом самолюбии Дмитрия Медведева, призывая его, по сути, «утереть нос» Западу и укрепить свой международный авторитет. Представители же Приднестровья хотя и не отвергают возможность политического урегулирования, реагируют на недвусмысленный посыл Алексея Островского и другие подобные заявления представителей России практически с негодованием: похоже, ПМР, пока единственную из «мятежной троицы» (включающей Абхазию с Южной Осетией), ждет участь разменной монеты. И в чем выгода такого размена для приднестровцев?



Ведь из республики придется выводить российские войска – гарант стабильности хрупкого мира, и снова возвращаться в состав Молдавии. Притом, что за выход в свое время из-под власти Кишинева приднестровцы заплатили очень высокую цену – тысячи человеческих жизней. Действительно, если допустить, что Кишинев и Москва все-таки договорятся о добровольно-принудительном возвращении тираспольского «блудного сына» Молдове, Россия могла бы подсластить горькую для ПМР пилюлю традиционной в таких случаях платой: финансовой инъекцией. Сегодня приднестровские власти ограничены в своих возможностях в социальных областях, а Россия может предложить пакет экономической помощи будущей автономии, большинство населения которой, кстати, составляют русские и украинцы. Однако такая или подобная ей конструкция может рухнуть, как только лидер (нынешний ли, будущий) Молдовы захочет большей «территориальной ясности». Не надо забывать, что в Молдове немало националистических движений, ратующих за присоединение страны к Румынии, да и население республики далеко не однородно в своих политических пристрастиях.



Может быть, будет достаточно простого референдума для присоединения к государству - члену НАТО. И какая в случае трансформации будет цена нынешним декларируемым обещаниям для приднестровского населения, которое к этому времени останется без миротворцев и – это уж наверняка – финансовой поддержки из России? Значит, снова война?.. Возможно, на нынешнем этапе это - даже не политический прогноз, а всего лишь фантазии. Но истории известны случаи, когда события развивались стремительно и по самым непредсказуемым сценариям. Для почти полумиллионного населения Приднестровья подлинная гарантия целостности и неприкосновенности только одна: признанная (в первую очередь – Россией) независимость, оформленная с соблюдением международных законов, с правом отделения «как только, так сразу». Именно на таких условиях должна вести переговоры с Кишиневом Москва. Независимо от того, будет ли в итоге преподан показательный урок и которому из политических двоечников. Главное - дорожить своим реноме.


http://www.km.ru/magazin/view.asp?id={91D7396B-34C6-4590-859B-D7C09651F5AB}
0