Мирча Софроний: Лекарство от рака обязательно будет найдено
Доктор медицинских наук, профессор.
Директор Онкологического Института (1996-2009)
Заведующий научной лаборатории онкогинекологии (2009 –по настоящее время)
Для каждого человека, который переступает порог Онкологического института, – это большое внутреннее испытание. Это довольно тяжело не только для самого человека, но и для всех его близких. Очень многое зависит от нас, врачей. Мы должны быть хорошими психологами. Нам необходимо объяснить, что рак – это не конец и не приговор. Онкопатология лечится. Если опухоль вовремя выявлена и правильно пролечена, то больной может быть излечен полностью.
К примеру, сейчас рак груди и шейки матки, выявленный в начальных стадиях, излечивается в 95 процентах случаях. Это значит, что после лечения женщина будет жить 10 лет и больше. Если рак обнаруживается в нулевой стадии, так называемый рак «in situ», он излечим на все 100 процентов. Неплохих результатов добиваются медики и при лечении рака 3 стадии. Хуже всего обстоят дела с лечением рака 4 стадии, когда обнаружены метастазы по всему организму, но даже больному с 3 и 4 стадией можно не только продлить жизнь, но и улучшить качество жизни. То есть, все зависит от стадии заболевания. Очень скоро настанет время, когда онкопатологию можно будет успешно лечить. Так называемая «чума ХХ и ХХI века» перестанет быть непобедимой.
Поэтому разговоры о профилактике рака – очень актуальная тема. В связи с этим очень важно заниматься пропагандой раннего выявления онкозаболеваний. На это потребуется вложение немалых средств и много лет напряженной работы.
Пациентка, которую я хорошо запомнил, была с диагнозом «рак шейки матки». Это была сложная операция Вертгейма. Сам Вертгейм – венский врач, который предложил данную операцию при таком диагнозе, сказал: «Если эта операция не удлиняет жизнь больного, она укорачивает жизнь хирурга».
Женщина, которую я прооперировал в 1986 году, молила меня продлить ей жизнь хотя бы на год, чтобы поднять младшего ребенка. Я сейчас не стану называть ее имени и фамилии, она с Ниспоренского района. На тот момент у нее уже было трое или четверо детей, а самой младшенькой было полгодика. Прошло много лет, сейчас она уже не только счастливая, здоровая мама, но и бабушка.
Что касается меня, если бы я оказался на месте больного, я бы постарался взять себя в руки и действовать последовательно. Меня учили никогда не складывать руки, ведь жизнь – это борьба. Побеждает сильнейший. А сила воли у человека неисчерпаема. Но чтобы бороться с врагом, нужно знать его повадки. Рак – это особый недуг. Страх смерти автоматически переносят на эту болезнь. Онкология уносит меньше жизней, чем инсульты, инфаркты и другие сердечно-сосудистые заболевания, но боятся его больше.
Для успешного лечения рака очень важно идти к врачу с хорошим настроением и очень важно настроиться на лучшее. Пессимизм вообще плохой советчик, а когда дело касается здоровья – тем более. Доказано, что больше шансов на выздоровление у тех, которые не приняли диагноз как приговор. Поэтому я не буду сдаваться, а буду программировать себя на успех!
Своим больным я всегда говорю: «От моего скальпеля зависит 30% успеха, от Вас зависят остальные 70%». Очень важен настрой человека, вера в себя и в свои силы. Необходима поддержка близких и любимых людей. Не менее важно доверие пациента к врачу. Я стараюсь разговаривать с пациентом. Самый острый скальпель – это слово. Очень важно, как мы общаемся, какой уровень доверия между нами.
Лекарство от рака обязательно будет найдено. Онкология действительно является самой дорогостоящей отраслью в медицине. Курс лечения порой обходится в несколько тысяч долларов, но наука о злокачественных опухолях получила заметное развитие в последние годы. Большие успехи достигнуты в области экспериментальной, теоретической онкологии, изучающие такие сложные вопросы, как причины опухолевого роста, механизм развития опухолей, роль вирусов в онкологии, противоопухолевый иммунитет организма и др.
Значительно расширились возможности онкологии в связи с появлением новых методов диагностики и лечения злокачественных новообразований, в особенности с развитием современных методов медикаментозного лечения: химиотерапии и гормонотерапии.
Будущее онкологии – это химиотерапия – мишень лекарственной терапии будущего. Благодаря понятием процессов возникновения и функционирования опухолевой клетки, в настоящее время становится возможным создание новых противоопухолевых препаратов, которые действуют избирательно только на раковые клетки.
Заниматься самолечением ни в коем случае нельзя! Лучше десять раз проконсультироваться с врачом, а после уже принимать соответствующее лечение. Единственный метод борьбы с раком — лечение в медицинских учреждениях. Современная медицина в состоянии излечить злокачественные опухоли почти всех локализаций, если они диагностированы в ранней стадии. Лечение вне медицинских учреждений непроверенными методами и средствами ведет к запущенности болезни. Не будем забывать, что здоровый образ жизни отменяет множество заболеваний.
Что касается отношение врача в зависимости от финансовых возможностей пациента…У настоящих врачей отношение не меняется. Я всегда говорил: «Cамое страшное заболевание это не рак, а болезнь, при которой человек видит свою жизнь через призму денег.»
Мне не важно, во что он одет, министр ли он или обычный крестьянин. Я всегда стараюсь сделать все от меня зависящее и помочь всеми возможными средствами. Для меня все пациенты равны, и я считаю, что это грех – делить людей или выбирать по финансовым или каким-либо другим отличиям. Мы все ходим под Богом, об этом не надо забывать.
Полное интервью: brw.md/mircha-sofronij