5012

Вопрос на засыпку: Кто «заказал» Илана Шора?

банка де економий, политика

Учитывая повышенный градус общественного интереса к этой теме, просто удивительно, что кишиневская пресса писала об этом событии вяло и неохотно. А ведь на этих слушаниях из уст официальных чиновников прозвучали по-настоящему сенсационные заявления, позволяющие взглянуть на скандальную проблему под совершенно другим углом. По большому счету, Генеральный прокурор, президент Национального банка и глава Национального антикоррупционного центра не оставили камня на камне от многочисленных мифов, на которые привыкло ориентироваться общество, оценивая на обывательском уровне ситуацию в банковском секторе Молдовы. А это автоматически снимает все подозрения и обвинения с человека, которого «назначили виновным» по этому нашумевшему делу. Речь идет о предпринимателе Илане Шоре. По всей видимости, именно это стало причиной внезапной «слепоты» и «глухоты» обычно падкой на сенсации молдавской прессы.

илан шор, банка де економий

Выяснилось, что сама сумма хищений из «ВЕМ», мягко говоря, сильно преувеличена. Вовсе не миллиард долларов, а более чем в два раза меньше. Об этом заявил президент Национального банка Дорин Дрэгуцану. «В действительности сумма потерь в трех банках - BEM, «Banca Socială», «Unibank» - составляет 450 млн. долларов», - сказал глава Нацбанка с парламентской трибуны. 450 миллионов – тоже немало, но это не миллиард! Зачем надо было запускать в обиход заведомо завышенную цифру, несмотря на всю ее неправдоподобность? Да потому, что этой цифрой так легко манипулировать, ее удобно скандировать на митингах, использовать в газетных заголовках. Что же до ее абсолютной неправдоподобности, то существует закон пропаганды, сформулированный еще в нацистскойГермании: «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят».

банка де економий, хищением средств

Второй важный момент: когда были украдены эти деньги, откуда взялась 450-миллионные убытки? Оказалось, что эта колоссальная финансовая дыра в проблемном «Банка де Економий» образовалась задолго до 2014 года, когда банк перешел под контроль частных инвесторов. «С 2007 года BEM не получал прибыль, наоборот - терпел убытки в сотни миллионов леев. Откуда убытки? Из резервов для покрытия неблагоприятных кредитов. Проблемные кредиты выдавались и до 2009 года, и с 2009 по 2013 год, пока не произошли перемены в структуре акционеров», - заявил депутатам президент Национального банка. По его словам, схема вывода денег была простой и казалась законной: банк предоставлял кредиты, которые, становясь проблемными, покрывались за счет денег от других кредитов, которые брались там же или в другом банке.

хищением средств, илан шор

Принципиальный момент: все это происходило задолго до 2014 года. Генеральный прокурор Республики Молдова Корнелиу Гурин, выступая в парламенте, оценил масштабы и временные рамки воровства из «ВЕМ»: «Проблемы не берут начало в 2014 или 2013 годах. Они берут начало в 2009 году. В некоторых финансовых институтах, в частности, в «Банка де Економий» деньги воровались мешками», - заявил Генеральный прокурор. Как поется в известной песне, «все украдено до нас». По словам главы Антикоррупционного центра генерала Виорела Кетрару, возглавляемая им структура начала расследование по воровству средств из «BEM» в 2013 году, до перехода банка в руки частных инвесторов. На тот момент денег в банке уже не было. Воровать там было нечего даже при очень сильном желании. «Не знаю, о чем думал Шор, когда «взял на себя» этот банк», – заявил Кетрару, выступая в парламенте. Ему вторит глава Национального банка Дорин Дрэгуцану. По его словам, в ноябре 2014 года в «Банка де Економий» не было 13 миллиардов леев, которые умело направляемая народная молва превратила в «миллиард» долларов. «Нельзя за неделю вывести то, чего нет», - заявил президент НБМ.

Подытожим эти сенсационные заявления высокопоставленных представителей государства, которые профессионально занимаются данной темой. Во-первых, из «Банка де Економий» вывели не миллиард, а 450 миллионов долларов. Во-вторых, вывели не сейчас, а задолго до 2013 года. В-третьих, Илан Шор с учетом этих обстоятельств выглядит не преступником, а жертвой мошенничества со стороны государства, продавшего инвесторам, которых он представлял, ограбленный банк.

Однако в прессе продолжают говорить о миллиарде, о том, что он был украден и выведен из банковской системы в ноябре 2014 года, а Илан Шор находится под домашним арестом, оставаясь для общественного мнения единственным «виновным». Поневоле напрашивается мысль о том, что его просто «заказали». Кто «заказал» Илана Шора – политики, заметающие следы собственного воровства, или конкуренты, испугавшиеся появления сильного игрока в банковском секторе – обществу еще предстоит выяснить.

источник

2