Общество спрашивает за несделанное
А еще Влад Филат обещал сделать Молдову демократическим государством с транспарентным управлением (электронное правительство), где будут соблюдаться права и свободы граждан, которым будут обеспечены рабочие места и достойные зарплаты и пенсии; где начнется борьба с коррупцией и реформа юстиции, где пресса открыто, ничего не боясь, сможет говорить о проблемах общества.
Объявив себя поколением совершенно «новых политиков», Либерально-демократическая партия представила своим избирателям Программу на 2009-2013 годы по модернизации и возрождению страны. (Более подробно здесь: http://www.e-democracy.md/files/elections/parliam...
В ней предусматривалось создание благоприятной деловой и инвестиционной среды; увеличение в два раза фонда поддержки сельхозпроизводителей и установление с 2009 года ежегодных субсидий в размере 500 леев на гектар; долгосрочного кредитования в сельском хозяйстве; освобождение от уплаты НДС с импорта сельскохозяйственного оборудования и техники, семенного материала, удобрений, не имеющих отечественных аналогов; сокращение сроков возврата НДС на экспорт.
Привлекательно выглядела и социальная программа либерал-демократов, которые обещали повышение к 2012 году единовременного пособия при рождении ребенка до 10 тысяч леев и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1300 леев; повышение среднемесячной заработной платы к 2013 году до 7000 леев; установление минимальной пенсии в размере 1300 леев. А также расширение перечня бесплатных медицинских услуг, предоставляемых по страховому медицинскому полису и сокращение в два раза стоимости самого полиса. Образование было объявлено национальным приоритетом – на его нужды предполагалось выделять не менее 8% ВВП страны.
Что из этой программы выполнено, мы решили убедиться на примере хотя бы одного населенного пункта страны – коммуны Лэпушна. Это родина экс-премьер-министра Молдовы и, казалось бы, уж ей-то, своей малой родине, и должен бы Влад Филат уделить внимание.
В коммуну Лэпушна, кроме самой Лэпушны, входят еще два маленьких села: Анинь и Руска. Мы побывали во всех трех селах коммуны и пообщались с людьми. Старшее поколение еще помнит мощный совхоз с садами и виноградниками, двумя молочнотоварными и двумя свиноводческими фермами, с овчарней, с большой прививочной мастерской, с десятью укомплектованными техникой тракторными бригадами и мощную нефтебазу, одну из двух самых крупных в республике, которая обеспечивала горючим весь район. Кстати, начальником нефтебазы был родной дядя Влада Филата, и на ней долгое время работала его мама Мария Филат. Сегодня об этой нефтебазе напоминают лишь ветхое помещение да пара ржавых емкостей на пустыре. А вот зернохранилище в Лэпушне, пусть и не в прежнем объеме, сохранилось. Местные жители говорят, что здесь в лице общества с ограниченной ответственностью присутствует «интерес» семьи Филат: «Родня заправляет всем, что еще осталось. И технику свою Филат там держит. Зерном торгует». Земляки экс-премьер-министра осведомлены о том, что его 26-летний племянник-миллионер Владимир Руссу, на чье имя оформлена одна из фирм Филата «Caravita Co» SRL, занимающаяся скупкой и обработкой сельскохозяйственных земель, за два года: в 2013 и 2014 гг из государственного Фонда субсидирования сельского хозяйства получила более 4,5 млн леев. Что получили остальные сельхозпроизводители, известно по недавним протестам фермеров. Не удивительно, что отчаявшиеся получить у государства помощь люди – а ведь как обещали! – бросают свои наделы. Мы своими глазами видели сотни гектаров заброшенных виноградников и полей, на которых пасутся коровы. И десятки разоренных тракторных бригад.
Вообще, устроиться где-нибудь на работу в Лэпушне проблематично, заявил нам 53-летний, еще вполне работоспособный мужчина по имени Андрей (на снимке), который, несмотря на свою «всерукость», вынужден сегодня сидеть дома, рассчитывая лишь на приусадебный участок. Швейное производство, организованное в здании бывшего универмага итальянцами, не так давно закрылось. В 2009 году прекратил свою работу местный винзавод. Рядом с ним разваливается недостроенная котельная, на которой кто-то остроумный зеленой краской выразил свою «любовь» Филату, сделав соответствующую надпись.
Коммуна газифицирована лишь наполовину – коммунисты не успели полностью обеспечить ее газом. Нет газа и в селе Анинь, административно относящемся к Лэпушне. Впрочем, нет здесь не только газа, но и питьевой воды: один колодец недавно иссяк, во втором вода «с песком». Видно, вычерпали до дна. В Анинь закрыли школу и прекратил свою работу детсад – все, что осталось от него, разрушенное помещение с пустыми глазницами окон. В этом году с трудом удалось сохранить лицейские классы и статус лицея бывшей лэпушнянской школы, в которой когда-то учился Влад Филат. Старшеклассники не хотят продолжать учебу.
На стадионе коммуны украдены футбольные ворота, на нем пасутся козы. И в данный момент продолжается разворовывание частей забора. Хотя, местные жители говорят, что получен грант на его ремонт, который почему-то не осваивается. Местный Дом культуры не работает. Его двери открываются лишь для собраний заезжих политиков.
В Анинь тоже почти не осталось молодежи. В селе – одни пенсионеры на попечении единственной медсестры. Больница в Лэпушне закрыта. А в районную не так просто попасть. Особенно людям пенсионного возраста. Пенсионерка Анастасия Григораш и рада бы там подлечиться, но кто походатайствует? Лежит дома, едва поднимается с постели. «Прошлой зимой с трудом удалось поместить в больницу отца, так пришлось все медикаменты, вплоть до физраствора, покупать за свои деньги», – возмущается один из жителей Лэпушны. Имя свое он поостерегся назвать.
Но деньги есть не у всех. Пенсионерка Прасковья Сляднева сетует, что ее 700 леев пенсии даже на самое необходимое не хватает. Хлеб и другие продукты в местном магазине она, как и другие сельчане, покупает в долг. Раз в месяц, когда приходит пенсия, она этот долг отдает. При этом она умудряется экономить деньги для приобретения газа в баллонах и накопления необходимой суммы для покупки дров к зиме. Примэрию коммуны Лэпушна не волнуют такие люди, как она. Не волнует и само село Анинь: 120 избирателей «погоду» на выборах не сделают.
В маленькой Руске с работой полегче – село кормит женская исправительная колония. Почти все работоспособное население получает зарплату здесь. И радуется, что условия в тюрьме, благодаря иностранному гранту, улучшились. Пока здесь будут сидеть женщины-заключенные, у сельчан есть будущее.
Жители коммуны Лэпушна не знают про пакет антикризисных мер, который обещал предпринять Влад Филат и его пришедшая к власти 7 апреля 2009 года команда. Если «антикризисные» меры и принимаются, говорят они, то разве только по отношению к своей родне. Дорога Хынчешть-Леушены разбита. Это национальная трасса, еще в июне с.г. было объявлено, что на средства ЕБРР она будет реабилитирована. Но освоения средств пока что не видно.
Зато не так давно Влад Филат заасфальтировал дорогу близ особняка своей матери: сто метров в одну сторону от дома и сто метров – в другую. Причем, у края асфальта установлен лежачий полицейский. «Зачем он тут, где всего одна машина в день проезжает?!», – возмущаются сельчане. Мог бы Влад Филат позаботиться и о своих бывших соседях, ведь он тут вырос, его здесь все знают, за него, в конце концов, многие из них голосовали на выборах. Но, видно, такова его натура – грести только под себя. То же самое с освещением улицы. Столбы с осветительными фонарями окружают лишь огород и хозяйство Филатов, в остальной части села они не установлены. Родительский Дом пережил капитальный ремонт, он заметно отличается от всех домов в округе, хотя и спрятан за высоким забором.
За таким же высоким забором прячутся и два дома брата Иона Филата, который тоже живет в Лэпушне. За забором виден дворец с белыми высокими колоннами. Поинтересовались у сельчан: «Ион-предприниматель? Откуда у него средства на такой дворец?». Ответили: «Да он нигде не работает, один расчет на брата!».
А на кого рассчитывать тогда жителям коммуны Лэпушна, во главе которой сегодня представитель властной коалиции? Люди в своем большинстве разочарованы нынешним правлением. Ими управляет страх. Редко, кто в Лэпушне соглашался открыто с нами побеседовать. Людей неизменно преследовала тень Филата. Боязнь потерять работу. Боязнь притеснения близких. Никогда еще ими так мощно не управлял страх.
Если, по данным статистики, в 2010 году около 80% избирателей в Лэпушне на парламентских выборах голосовали за филатовскую ЛДПМ, то в этом, убеждены лэпушняне, он и 10% не наберет. Хватит нам лапшу на уши вешать, говорят они. Если команда Филата еще на 4 года останется у «кормушки», за это время не только Лэпушну, она всю страну развалит.
Сотни гектаров заброшенных виноградников в Лэпушне; бывший винзавод; недостроенная котельная с автографами сельчан; разрушенный детсад; безработный житель коммуны Лэпушна; заросшие поля; заброшенная тракторная бригада; вместо стадиона выпас для коз; о бывшем всесоюзном пионерском лагере близ Лэпушны напоминают лишь кипарисы – безлюдная территория охраняема собаками.
Мария БУИНЧУК, Юрий ЗЕНИН