1503

Русскоязычные Молдовы: свои или чужие

Национальные меньшинства Молдовы – одна из основ Молдавского государства или его «пятая колонна»? Этот вопрос задают себе сегодня многие в Молдове. К размышлениям на эту тему меня, в первую очередь, подтолкнули события на Юго-востоке Украины, а также те акции, которые прошли на юге Молдовы, размышляет в своей статье обозреватель издания ava.md Андрей Андриевский.

Такое впечатление, что наше общество вновь скатывается к концу 80-х годов, к противостоянию, в котором одна часть общества сплотилась вокруг Народного фронта, а другая пошла под знамена Интердвижения. Точнее было бы сказать, что нас подталкивают к этому, стремясь снова расколоть общество.

Несмотря на долгие годы господства советского коммунистического интернационализма, ряд попыток некоторых правителей уже независимой Молдовы проводить политику сближения разных этнических групп с титульной нацией, в реальности мы, граждане Республики Молдова, так и остались в каком-то странном состоянии. У нас по-прежнему, для некоторых наших соотечественников, голос крови исторической родины выше интересов государства, в котором мы живем. И самое прискорбное в том, что если лет десять назад, в этом стыдно было признаваться на трезвую голову, то сегодня бравировать своей неприязнью к стране проживания стало достаточно обыденным явлением.

Отсюда и демонстративное предпочтение символики иностранного государства, их праздников, их интересов и полное игнорирование символов, праздников и атрибутики Республики Молдова.

Конечно, самый простое объяснение причин вышеуказанного явления – это тот путь, по которому пошли молдавские радикальные националисты. Они полагают, что это особенный менталитет русских, которые привыкли считать себя главным народом царской империи и СССР и не могут смириться с тем, что Молдова превратилась в независимое государство, в котором им волею судеб и исторического рока пришлось оказаться. Но, на мой взгляд, это объяснение слишком примитивно и не дает полного ответа на вопрос – почему так происходит?

Сразу же отметим, что национальные меньшинства в Молдове – это не только и не столько этнические русские. Более того, в общей численности нацменьшинств преобладают украинцы, а по компактности проживания – гагаузы, болгары и цыгане. К этому можно добавить, что при советской власти русские не имели никаких особых привилегий в Молдове. Единственная привилегия – это доминирование русского языка. На определенном этапе это делало их более конкурентоспособными, чем молдаване. Но примерно с 70-х годов 20 века, когда была подготовлена уже своя, молдавская советская интеллигенция, которая, как правило, хорошо владела и молдавским и русским языками, это конкурентное преимущество сошло на нет. В этот период ведущие посты в Молдове в органах государственного управления, в партийных органах, в вузах, силовых структурах начинают занимать молдаване.

Так в чем же причина сегодняшних проблем во взаимоотношениях между национальными меньшинствами и титульной нацией.

Выделю несколько моментов, которые, по моему мнению, являются главными и которые могут прояснить нашу ситуацию.

Во-первых. Русскоязычные граждане дискомфортно себя почувствовали после развала СССР. Многих пугало будущее. Пугала возможность поглощения Молдовы Румынией. Отсюда значительное количество покинувших Молдову. Однако прошли годы, русскоязычные начали привыкать к независимой Молдове. И многие осознали, что это совсем не плохо – жить в независимой, свободной и демократической стране.

Однако в последнее время активизировался президент Румынии Траян Бэсеску, который явно желает стать вождем всех унионистов по обе стороны Прута. Активизировались местные молдавские унионисты. Все это вместе вновь вызвало тревогу у русскоязычных, которые бояться еще раз потерять свою страну. Эту тревогу начали эксплуатировать некоторые партии и общественные организации.

Во-вторых. Неграмотная политика, которую в разные периоды проводила власть Молдовы, которая привела к разделению граждан страны. Они разошлись по своим национальным квартирам и стали жить своими национальными интересами. И если в конце 90-х, на закате периода правления Петра Лучинского, начали делаться робкие попытки создать единую политическую нацию молдаван, не связанную с этнической принадлежностью, то с приходом к власти коммунистов, которые заполучили власть эксплуатируя идею «Нового Союза», на поднятии статуса русского языка, единство всех граждан вновь отошло на второй план.

В-третьих. Отстранение русскоязычных граждан от политической жизни страны. Очень мало представителей меньшинств в органах государственного управления всех уровней. Все это также негативно действует на представителей национальных меньшинств, давая им основание думать о том, что они в Молдове люди «второго сорта». А ведь есть Закон Республики Молдова №382 от 19.07.01 «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и правовом статусе их организаций». В статье №24, зафиксировано, что, «лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на примерно пропорциональное представительство в структурах исполнительной и судебной властей всех уровней, в армии, органах правопорядка». Не надо ничего придумывать нового, надо только выполнять собственные законы.

Решение этих проблем во многом определит место русскоязычных в жизни Молдовы. А самое главное, даст ответ, кем они станут – «пятой колонной» или одной из опор молдавской государственности.

К какому же выводу мы приходим. Вывод прост. Несмотря на то, что практически все политические силы, бывшие во власти в Молдове, после обретения независимости, на уровне деклараций пытались провести интеграцию русскоязычных и стереть грань между ними и молдаванами, на деле это в большей степени был на словах, а не на деле. Вроде как, что-то делали, например, организовывали повсеместно изучение взрослыми молдавского языка, однако факт остается фактом – интеграции не получилось. Огромный процент русскоязычных по-прежнему считает себя иностранцами, волею судеб оказавшихся в чужом для них государстве. И что очень нехорошо, так это то, что очень многие из них и не собираются менять такое свое представление. Именно поэтому среди русскоязычных так популярна идея возрождения СССР. Ведь тогда им не нужны будут языки нацменьшинств (молдаван) и не нужно будет никуда интегрироваться.

В общем-то, диагноз болезни молдавского общества для меня ясен. Это его разобщенность по национальному признаку. Но возникает вечный «русский» вопрос – Что делать?

А вот с ответом на этот вопрос далеко не так просто, как с диагнозом. Многие русскоязычные уже определились с ответами. Их, в принципе, всего два. Или быть полноправным членом молдавского общества, учить государственный язык, относиться лояльно к культурам народов, населяющих республику, или занять непримиримую позицию, принципиально говорить только на русском, требовать от молдаван двуязычия, которое будет выражаться в том, что они все будут обязаны знать русский, а мы, русскоязычные, не обязаны знать их язык.

И пока еще не все русскоязычные определились с ответом на этот вопрос. Понятно, что для нормального развития государства гораздо предпочтительнее, чтобы граждане Молдовы осознали себя единой политической нацией, с сохранением культуры и самобытности разных этносов, но в рамках единого молдавского народа, который состоит из молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев, цыган, армян и других национальностей.

Те же, кто выбрал для себя путь отрицания новых реальностей и продолжают «живя с одной, грезить о другой», по сути, стали «пятой колонной», радующейся неудачам нашей страны и готовых «сдать» ее под оккупацию, при условии, конечно, что оккупация будет «правильной».

Как же выйти из этой ситуации, и как это сделать в сжатые сроки? Да и вообще возможен ли этот выход? Полагаю, что решение есть, но это долгий и очень непростой путь. Путь состоящий из нескольких этапов.


Первое — «Разрыв пуповины».

Самая болезненная мера, которая вызовет бурю негодования у «непримиримых». Нужно сделать все для того, чтобы ментально оторвать их от СССР. Здесь не идет речь, о стирании исторической памяти. Занятие это неблагодарное и глупое. Более важно просто помочь людям расстаться с их иллюзорным миром, в котором СССР отлучился на пару лет, и скоро вернется. Поэтому им кажется, что так важно сохранить советскую символику, советские паспорта, советские праздники и традиции.

Это нужно менять, но меняя, не наломать еще больших дров. Мы демократическая страна свободных людей, и у нас человек не может преследоваться за свои личные пристрастия, в тех случаях, когда они не противоречат закону. Пусть отмечает каждый что хочет, пусть одевается во все красное и марширует с серпом и молотом в руках, пусть отмечает любые праздники советские, светские, религиозные, но – на своей частной территории.

Взаимное уважение, не означает, что все общество обязано подыгрывать какой-то его части, на том основании, что для них это очень важно. Важно? Ради Бога, но это важно вам, а не всем.


Второе – воспитание патриотизма.

Ни в коем случае не показного или основанного на каких-то достижениях прошлого. И тем более не основанного на гордости за военные достижения и степени страха стран-соседей. Современный патриотизм европейского образца, призывает любить свою страну, не как набор мифов и легенд, или военной мощи, а как общий дом, независимость, безопасность, стабильность, которые мы должны оберегать совместными усилиями.

И тут очень важны символы, государственные символы – флаг, герб, гимн…

Третье – избавление от менталитета «совка»

Это одно из самых печальных наследий Советского Союза, в результате которого люди привыкли к патернализму, к тому, что за них думает и все делает государство. И ныне у нас множество людей, ничего практического не делающих для того, чтобы поднять свой уровень жизни, но при этом сидящих и ожидающих, что «заграница нам поможет». Отсюда и нежелание быть независимой единицей – частью общества. Отсюда же и убеждённость – если это государство не может мне помочь, пусть придёт другое государство и поможет.

Не поможет никто, ни люди, ни страны! Пока мы сами не захотим изменять свою жизнь, она не изменится в лучшую сторону.


Четвертое – воспитание подлинного взаимоуважения.

Многие русскоязычные хотят реального билингвизма. Но возникает вопрос – насколько они искренни, когда говорят о билингвизме? В Украине еще десять лет назад, сложилась такая практика, когда на телевидении люди общались одновременно на двух языках: украинском и русском. Один человек мог задавать вопрос на украинском, другой отвечал на русском, третий дополнял на украинском. И постепенно этот подлинный билингвизм стал нормой общества.

А у нас до сих пор получается так, что если русскоязычный говорит с молдаванином на русском, тот обязан его понимать, иначе это «некрасиво», «неуважение», «притеснение». Если же в свою очередь сам «русскоязычный» не понимает молдавский язык, или не желает понимать то, что ему говорит молдаванин, это нормально. Так кто же неправ? Только объективно.

Пятое – осознание того, что Молдова – это наш общий дом и другого у нас нет.

Этот самый важный пункт, и именно в нем самая большая проблема. Только когда мы – русскоязычные, осознаем это, когда поймем, что уже давно, больше 20 лет наша страна – это Молдова, а не СССР, наша столица Кишинев, а не Москва, наш флаг сине-желто-красный с гербом посередине, а не красный и не бело-синий-красный и не какой другой. Наш президент, пусть он и не нравится многим, но он тот который у нас есть, пока мы сами не изберем другого. Это наши реалии. Или мы живем в них и пытаемся их изменить к лучшему, или мы их не признаем, и делаем вид, что все не так.


Итоги

В этой небольшой статье я попытался изложить некоторые свои соображения по проблеме, но в итоге все равно есть ощущение, что чего-то не хватает. Не хватает ясности, в ответе на вопрос – Что делать? Как сделать так, чтобы те, кто выходят на митинги, под какими угодно флагами, только не под молдавским, которые радуются, когда нам повышают цены на газ, когда вводят эмбарго на наши продукты, как сделать чтобы они стали другими, стали настоящими гражданами Молдовы? Для меня этот вопрос, так и остается без ответа. И как можно победить эту иррациональную неприязнь к стране собственного проживания, этот дух временщика? Не знаю. Жду ваших соображений, замечаний, предложений, уважаемый читатель, в комментариях к данной статье.

Андрей АНДРИЕВСКИЙ, ava.md

1