О чем умолчал глава МВД?
На этой неделе глава МВД Дорин Речан рапортовал об успешной реформе правоохранительного ведомства.
Подводя на пресс-конференции итоги минувшего года, он отметил серию позитивных сдвигов и заявил об улучшении криминогенной обстановки в Молдове. Между тем, с министром внутренних дел по ряду показателей не согласны не только эксперты, но и коллеги из других органов правопорядка.
По официальным данным, в 2013 г. на территории страны было зарегистрировано более 38 тыс. преступлений, что примерно на 7% превышает показатели предыдущего года. В общей сложности злоумышленники совершили больше на 2260 преступлений.
Дорин Речан вскользь отметил общий рост криминальных проявлений, акцентировав внимание на снижении тяжких и особо тяжких преступлений: соответственно, на 7% и 2,5%. Из 195 зарегистрированных убийств виновники их найдены в 192 случаях. В минувшем году, по его данным, удалось разгромить 95 устойчивых криминальных сообществ, а три молдавских «вора в законе» были задержаны правоохранителями Италии, России и Румынии при содействии МВД РМ.
Между тем, за кадром остался существенный рост незначительных криминальных деяний (на 6,42%) и преступлений средней тяжести (на 10,4%) – как раз тех, с которыми чаще всего рискует столкнуться среднестатистический гражданин. Как уточнили для Noi.md в Генеральной прокуратуре, в минувшем году преобладали преступления против собственности (20,3 тыс. случаев, что на 8,75% больше, чем в 2012 г.), из которых 15,3 тыс. - кражи. Уровень раскрываемости посягательств на собственность, как и прежде, остается невысоким.
По информации прокуроров, в 2013 году также зарегистрирован рост преступлений против семьи и детей на 521 случай, в области транспорта – на 451 случай, против общественной безопасности – на 111 случаев. На 54 случая в 2013 году было больше случаев пассивного коррумпирования, на 414 – мошеннических действий, на 18 случаев – военных преступлений.
Наш источник в Генпрокуратуре отмечает, что снижение числа экономических и должностных преступлений, а также преступлений, связанных с наркотиками, нельзя ставить в достижение правоохранительной системе – это, скорее, повод задуматься об активизации усилий в этих направлениях.
По его мнению, криминогенная обстановка в стране продолжает оставаться напряженной и требует повышенного внимания от всех органов правопорядка, и прежде всего, полиции. Тем более что уже длительный период остаются нераскрытыми многие тяжкие преступления, в том числе серия резонансных двойных убийств.
«Количество преступлений возросло во всех районах страны, а наибольшее число зарегистрировано в Кишиневе – порядка 38% от общего числа, - говорят в Генпрокуратуре. - Анализ статистики показывает, что преступления в основном связаны с низким уровнем жизни, социальной уязвимостью некоторых категорий граждан, отсутствием постоянного заработка, низким уровнем зарплат, высокой безработицей, массовой внутренней и внешней миграцией, а также оставлением детей без присмотра».
Эксперты объясняют избирательный подход в обнародовании информации предстоящими денежными траншами, обещанными Евросоюзом и другими партнерами по развитию.
Только со стороны ЕС и его специализированных фондов планируется выделить около 20 млн евро на реформу МВД в течение ближайших трех лет. Финансовую помощь также регулярно оказывают государственные структуры США, Румынии и др. К примеру, с американской стороны недавно было получено 110 спецмашин и больше сотни квадроциклов, а также крупная партия специальных наборов для экспресс-анализов.
Если МВД не будет периодически рапортовать об успехах в проведении реформы и улучшении криминогенной ситуации, зарубежные партнеры могут пересмотреть свои приоритеты и перенаправить денежные потоки в другое русло.
Это одна из причин, по которым руководство МВД в последнее время много говорит об институциональной реформе в министерстве, как о «почти полностью и успешно завершенной». Обособленный статус получили такие подведомственные МВД подразделения как пограничная полиция, департамент карабинеров, служба гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций. Центральный аппарат ведомства реформировался два года, после чего сохранил лишь функции распределения бюджета и общего управления.
В то же время, по мнению многих экспертов, полиция так и не стала учреждением, открытым к нуждам граждан. Кроме того, МВД и подведомственные ему структуры по-прежнему лидируют в рейтингах коррумпированности. Дорожная и транспортная полиция были ликвидированы, их приемником стал национальный инспекторат патрулирования, но основная масса претензий к его работе сохранилась.
Сегодня вся розыскная деятельность сосредоточена в национальном инспекторате расследований, где 80% сотрудников – бывшие оперативники. Однако руководству ведомства еще предстоит большой объем работы по восстановлению территориальных полицейских подразделений: постов, участков и инспекторатов. Из более 1,7 тыс. подразделений пока лишь немногие оборудованы современными средствами реагирования. В некоторых отдаленных районах ждать приезда полицейского патруля можно часами, даже если речь идет о чрезвычайной опасности.
Источник: noi.md